Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения средств и методов адаптивной физической культуры как инструментов воспитания личности людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи: 1) Проанализировать литературу. 2) Изучить средства и методы адаптивной физической культуры 3) Обосновать применение средств и методов адаптивной физической культуры для воспитания различных сторон личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1.Концепции отношения к
инвалидам……………………………………………………………….5
Глава 2.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии
здоровья с сохраненным интеллектом………………………………...8
2.1.Умственное воспитание……………………………………….………..13
2.2.Нравственное воспитание………………………………….……..…….15
2.3.Эстетическое воспитание…..……………………………………..…….19
2.4.Трудовое воспитание…...………………………………………………..21
2.5.Воспитание самостоятельности……………………………………..…..23
Глава 3.Воспитание лиц с отклонениями в
Интеллектуальном развитии……………………………………………..25

Заключение………………………………….………………….………...34
Список литературы………………………………………………..……..36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Главное значение для вовлечения лиц с ограниченными возможностями в занятия адаптивной физической культурой, усвоения ее ценностей, осуществления воспитательных мероприятий с ее помощью имеет уровень развития личности, пути и способы ее формирования.

     Становление личности предполагает осознание самого себя как существа, отличного от других. Многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать в себя только ее ядро, то есть «Я-концепцию» и направленность личности (мотивация, ценностные ориентации).

     «Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [6]. В сущности «Я-концепция» определяет не просто, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности и перспективы развития («Я - идеальное», по К. Роджерсу).

     Для того чтобы полноценно использовать заложенный в адаптивной физической культуре воспитательный потенциал, привлечь и увлечь занятиями физическими упражнениями необходимо хорошо знать отличительные особенности «Я-концепции» каждого занимающегося, общую направленность его личности: мотивы отношения к возможному профессиональному росту и мобильности, мотивы материального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, достижения социального престижа, повышение социального статуса, самосовершенствования и самоактуализации, повышение самооценки и позитивной оценки другими. Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) особенно подчеркивают значимость для человека потребностей в позитивной оценке, приятия и любви.

     Без знания этих проблем призывы укрепить свое здоровье, развить физические способности, овладеть теми или иными  двигательными умениями и навыками, как правило, не дают ожидаемого эффекта, хотя сами по себе они логичны и не вызывают возражений.

     Инвалидность, как правило, усложняет восприятие человека окружающими его людьми, из-за чего он может почувствовать недостаток позитивной оценки, что, в свою очередь, провоцирует развитие негативного образа «Я», формирование психологических комплексов неполноценности .

     Причем  эта проблема берет начало в семье, с самых первых лет жизни ребенка-инвалида, у которого и возникают впоследствии сложности эмоционального и поведенческого плана. Поэтому работа с родителями детей с отклонениями в развитии и инвалидов имеет огромное значение в деятельности специалиста по адаптивной физической культуре.

     От  того, как складываются отношения  ребенка с отклонениями в состоянии  здоровья и его родителями во многом зависит ход формирования его личности («Я-концепции» и общей направленности).

     Поэтому при воспитании детей с ограниченными  возможностями в процессе занятий  по адаптивной физической культуре необходимо обязательно согласовывать свои действия с родителями, соблюдать вместе с ними единство педагогических требований к занимающимся.

     В качестве хорошего примера подключения  родителей к работе по комплексной  реабилитации и социальной интеграции своих детей, вовлечения их в процесс формирования физической и общей культуры личности ребенка, его профессиональной ориентации можно привести деятельность Санкт-Петербургской городской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), возглавляет которую М.А. Урманчеева.

     Эта ассоциация объединяет более шестидесяти  различных общественных организаций и проводит большую работу по правовому, психологическому, медицинскому обучению родителей детей-инвалидов, организации всевозможных тренингов, обмена опытом работы с аналогичными структурами как в стране, так и за рубежом.

     Очень важна работа ГАООРДИ по обеспечению летнего и зимнего отдыха детей-инвалидов в загородных лагерях, где дети активно участвуют в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, приобщаются к образу жизни здоровых сверстников, общаются с ними.

     ГАООРДИ, объединяя, организуя и активизируя такой мощный потенциал в деле воспитания детей с ограниченными возможностями, как родители, облегчает их адаптацию к своей проблеме, способствует становлению личности их детей, ее положительной общей направленности, создает хорошие предпосылки для взаимодействия с педагогами и, в частности, с тренерами-преподавателями и инструкторами-методистами по адаптивной физической культуре.

     Одним из недостатков процесса воспитания, реализуемого в специальных образовательных учреждениях, является отождествление его с учебным процессом. Хотя предъявление логически, психологически и дидактически обоснованной последовательности изучаемого материала не может быть использовано в программах воспитания, поскольку его существо не ограничивается информационным содержанием урока, а составляет естественную, инициативную, самобытную, непредсказуемо меняющуюся жизнедеятельность ребенка и педагогического коллектива.

     Говоря  о требованиях к воспитательной работе, В.А. Сухомлинский пишет, что во-первых, программа воспитания должна дать педагогу общее представление о том, как достигнуть единства сознания, убежденности, чувств и воли; во-вторых, важнейшей силой, призванной осуществить воспитание человека, является сам человек; в-третьих, программу можно назвать огоньком, с помощью которого надо зажечь внутренние духовные силы человека.

     К общепедагогическим условиям воспитания и развития личности относятся:

- гуманный  стиль отношений между всеми  участниками образовательно-воспитательного процесса, принятие каждым из них личностно-ориентированной аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями;

- возможность  проявления детских инициатив  и их поддержки и стимулирования со стороны взрослых;

- разумная  дисциплина и порядок как условия защищенности каждого ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

-демократические  принципы и стиль взаимодействия  ученика и учителя, управления  учреждением, включая положительную  реакцию на общественные инициативы.

     Сегодня по прежнему актуальны задачи расширения сферы знаний, особенно мировоззрения (видение мира и себя в этом мире), но в настоящее время эти процессы глубже: во-первых, мировоззрение рассматривается шире, как ощущение, восприятие мира и отношение к нему; во-вторых, знания трактуются как средство, а не цель развития личности; в-третьих, задачи социализации и индивидуализации (создание условий для становления индивидуальности) уравнены в правах.

     Все воспитательные воздействия на личность ребенка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обычно подразделяют на интеллектуальное (умственное), нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и воспитание их самостоятельности. К сожалению, выделение физического воспитания в отдельный вид воспитания привело к сужению (под лозунгом конкретизации) его цели и задач, концентрации внимания преимущественно на телесных компонентах ученика, уменьшению воспитательного потенциала данного вида деятельности, его влияния на личность в целом.

     Постепенно  идея П.Ф. Лесгафта о всестороннем развитии личности в процессе физического образования трансформировалась в идею «о взаимосвязи» физического воспитания с умственным, трудовым, нравственным и др. В данном контексте нельзя признать удачным введение в теорию физического воспитания термина «воспитание физических качеств» (В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев), что еще в большей степени сместило акценты в деятельности педагога на физические характеристики человека (воспитание гибкости, силы, выносливости и т.п.). 

2.1.Умственное воспитание

     Умственное  воспитание человека является неотъемлемой частью становления гармонично  развитой личности , т.к. в современном  мире для того, чтобы устроить свою жизнь, получить хорошую работу необходимо быть образованным, умным человеком, в особенности если у человека имеется физический недостаток. 

     Как утверждал П.Ф. Лесгафт и многие ученые, умственное развитие требует  соответствующего физического развития. В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что интеллектуальное богатство  личности зависит от гармонии физического развития, здоровья и труда.

     В процессе занятий адаптивной физической культурой возможно и необходимо осуществлять умственное воспитание занимающихся.

     В этой связи Л.К. Завьялов [6] рассматривает  три фактора влияния занятий физическими упражнениями на умственные способности учащихся.

     Во-первых, подчеркивается, что влияние систематических  занятий физическими упражнениями способствует улучшению умственной работоспособности, являющейся основополагающим условием умственного развития.

     Во-вторых, констатируется положительное влияние  па умственное развитие учащихся самого процесса обучения двигательным и другим действиям, предполагающего единство двигательных актов и мыслительных операций обучаемого.

     В-третьих, отмечается положительное влияние на интеллектуальное развитие детей разнообразной деятельности по применению освоенных физических упражнений для решения тех или иных практических задач.

     Систематические занятия физическими упражнениями, осуществляемые в рамках любого из выделенных компонентов адаптивной физической культуры (адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и др.), способствуют общему оздоровлению и активизации всех проявлений жизни организма, расширяют возможности достижения наибольшей продуктивности умственной деятельности школьника во всех видах его повседневной деятельности (учебной, трудовой, бытовой). Это объясняется единством организма человека и взаимообусловленностью всех его проявлений и функций. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить учение о моторно-висцеральных рефлексах, данные о влиянии мелкой моторики на развитие речи ребенка и т.д.

     Огромный  потенциал умственного развития ребенка с ограниченными возможностями заключен в процессе освоения новых двигательных действий, который немыслим без осознания и обдумывания ориентировочной основы действия, собственных ощущений, восприятий, идеомоторных операций, перцептивных актов.

     Правильно построенный педагогический процесс  обучения двигательным действиям всегда связан с рефлексией, анализом и объяснением допускаемых ошибок, поиском путей и средств их устранения, переход внешних объектов во внутренний план и т.п. Активная умственная деятельность, лежащая в основе этих процессов, стимулируя развитие внимания, восприятия, памяти, речи, оказывает существенное влияние на совершенствование аналитико-синтетической и регуляторной функций центральной нервной системы, умение соединять мысль с действием.

     Применение  в процессе обучения только словесного описания упражнений, метафор, аналогий, образных сравнений и т.п. позволяет активизировать творческую активность занимающихся, повысить их интерес к адаптивной физической культуре.

     Наибольшее  воздействие на умственное развитие оказывает проблемно-поисковый метод обучения, который может быть применен для освоения простых, не связанных с риском падения, получения травмы движений.

     Сущность  проблемно-поискового метода сводится к тому, что учитель ставит перед учеником проблему, решение которой требует творческого поиска, мысленного и практического конструирования приемов собственной деятельности (целеполагания, построения гипотезы, отыскания недостающих для решения проблемы средств, проектирования процесса проверки гипотезы о возможном результате, поиска доказательства собственных суждений).

     В процессе освоения новых двигательных действий учащийся может и должен применять знания, полученные на других предметах, -физике, математике, биологии, убеждаясь в том, что «теория помогает практике».

Однако  самое главное состоит в том, что на занятиях по адаптивной физической культуре можно и целесообразно освоение знаний по другим школьным предметам.

     Теоретические обоснования такого утверждения  имеются во многих исследованиях.

     В частности, в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий  выделяется специальный этап - этап формирования умственного действия в материальной форме. На этом этапе понятия, которые следует усвоить, должны быть представлены обучаемому не в словесной, абстрактной форме, а как вещи, которые можно воспринимать с помощью органов чувств: зрения, осязания, мышечного чувства. В материальной форме, развернуто, с осознанием всех входящих в действие операций осуществляется ориентировочная и исполнительная его части.

Информация о работе Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры