Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения средств и методов адаптивной физической культуры как инструментов воспитания личности людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи: 1) Проанализировать литературу. 2) Изучить средства и методы адаптивной физической культуры 3) Обосновать применение средств и методов адаптивной физической культуры для воспитания различных сторон личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1.Концепции отношения к
инвалидам……………………………………………………………….5
Глава 2.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии
здоровья с сохраненным интеллектом………………………………...8
2.1.Умственное воспитание……………………………………….………..13
2.2.Нравственное воспитание………………………………….……..…….15
2.3.Эстетическое воспитание…..……………………………………..…….19
2.4.Трудовое воспитание…...………………………………………………..21
2.5.Воспитание самостоятельности……………………………………..…..23
Глава 3.Воспитание лиц с отклонениями в
Интеллектуальном развитии……………………………………………..25

Заключение………………………………….………………….………...34
Список литературы………………………………………………..……..36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

-  формирование  знаний и умений самостоятельного  использования средств физической культуры (комплексов упражнений утренней зарядки, лечебной физической культуры, средств и методов адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик и т.п.) в целях профилактики сопутствующих заболеваний и самосовершенствования;

-  формирование положительного отношения к труду вообще, приучение к сознательному многолетнему упорному труду по преобразованию самого себя, своей «природы», своего недуга через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации.

     Наиболее  соответствующие задачам трудового  воспитания являются такие компоненты адаптивной физической культуры, как адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт.

Критерием нравственного отношения к труду  является наличие потребности в трудовой деятельности, осознание ее необходимости и каждодневного труда независимо от имеющегося дефекта, группы инвалидности, имеющегося материального достатка, помощи близких и окружающих людей.

     Важно, чтобы каждый занимающийся понял, что  труд прежде всего необходим ему самому, несмотря на то, что он обеспечен государственным пособием, льготами, заботой и опекой родителей, близких, знакомых.

Осознание необходимости труда как единственно  возможного способа жизнедеятельности, раскрытия и реализации своих возможностей самоактуализации - главная цель трудового воспитания в адаптивной физической культуре. 
 
 

2.5.Воспитание  самостоятельности 

     В отличие от своих сверстников  дети с отклонениями в состоянии  здоровья и дети-инвалиды в значительно  большей степени нуждаются в целенаправленной двигательной активности коррекционного, компенсаторного и профилактического характера. Часов, которые выделяются госстандартами и учебными планами школ на адаптивную физическую культуру, явно не хватает. Поэтому для учащихся специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений огромное значение имеет такое качество личности, как самостоятельность.

     Самостоятельность, как отмечает А.Г. Граф [6], есть личностное качество, подвластное воспитательным воздействиям; это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи (это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль), которая во многом предопределяет результативность всей учебно-воспитательной работы. Он подчеркивает, что основными показателями самостоятельности в физической культуре являются систематичность, частота, форма, интенсивность и эффективность занятий физическими упражнениями.

     В адаптивной физической культуре в качестве ценностно-мотивационных компонентов самостоятельности выступают:

-стремление  учащегося скорректировать основной  дефект, уменьшить его влияние на условия жизнедеятельности;

- желание  сформировать компенсаторные возможности  организма, заменяющие те качества  и способности, которые разрушены (ухудшены) тем или иным заболеванием и не поддаются коррекции;

- потребность  обеспечить профилактику заболеваний,  являющихся следствием основного дефекта;

- потребность  физического совершенствования,  особенно при занятиях адаптивным спортом.

     При оценке самостоятельной деятельности в адаптивной физической культуре первостепенное значение имеет шкала индивидуальных показателей, при которой сравниваются текущие результаты ученика с прежними его результатами. Шкала индивидуальных показателей должна сравниваться с результатами индивидуальной программы реабилитации, реализуемой соответствующими специалистами (медиками, психологами, социальными работниками и др.).

     А.Г. Граф  выделяет три этапа формирования умений самостоятельно заниматься. Поэтапность формирования самостоятельности обусловлена динамикой «созревания» биологических и психических качеств и способностей детей.

     На  первом этапе необходимо дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений (способы  обеспечения безопасности, показания и противопоказания для конкретных заболеваний, количество повторений упражнений, интервалы отдыха и др.), убедить учащихся в значимости, важности и полезности самостоятельных занятий, обучить простейшему самоконтролю и оценке уровня своего физического развития, физической подготовленности, ознакомить с простейшими вариантами дневника или карточек индивидуального пользования.

     На  втором этапе необходимо раскрыть правила  организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и аутогенной тренировки, научить ставить задачи по развитию физических способностей, формированию двигательных умений и специальных знаний. Вопросы организации самостоятельных занятий многоплановые от элементарных (организация выполнения утренней гимнастики) до таких, как организация выбора комплексов физических упражнений и способов их выполнения.

     На  третьем этапе решаются более  сложные задачи: ознакомление с методиками развития основных физических способностей, формирования двигательных умений и специальных знаний, с техниками психосоматической саморегуляции, элементами психокоррекции. В соответствии с этим следует научить их подбирать средства и методы, составлять комплексы упражнений и выполнять их, применять приемы самовнушения, самоприказов, различные техники психосаморегуляции.

     Каждый  этап предусматривает использование  самоконтроля, планирования (разного уровня сложности) оценки и коррекции своей самостоятельной деятельности.

     Самоконтроль  как оценочно-результативный компонент деятельности имеет большое воспитательное значение, так как приучает к планированию своего труда, способствует углублению внимания, памяти, выступает важным фактором развития познавательных способностей.

     Для воспитания самостоятельности используют индивидуальные задания, требующие способности совершать выбор, принять необходимое решение, готовности к выполнению заданий, способности самому выявлять проблемы и находить способы их решения.

     Выделяют  следующие разновидности индивидуальных заданий: обязательные задания, назначенные учителем; выборочные задания, предлагаемые учителем; задания, определяемые самим учеником; домашние задания.

     В заключении данного параграфа необходимо констатировать, что проблема воспитания личности детей с отклонениями в  развитии и детей-инвалидов достаточно хорошо освещена в научной и учебно-методической литературе. Очень мало работ, где эти проблемы рассматривались бы применительно к взрослым и пожилым людям, хотя формирование личности продолжается в течение всей жизни.

     У взрослых, особенно в случае приобретенной  инвалидности, наиболее остро стоят проблемы преодоления психологических комплексов, формирования новой «Я-концепции», воспитания самостоятельности в осуществлении индивидуальной программы комплексной реабилитации и ресоциализации. 

Глава 3.Воспитание лиц  с отклонениями в интеллектуальном развитии

     Воспитание  лиц, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии является довольно сложным  процессом т.к. из-за нарушения интеллекта с этими лицами сложнее наладить контакт, обучить их какому либо действию, понять чего хотят они и.т.п. По этому воспитанию таких людей должно уделяться большое внимание. 

     Особенности воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с поражением интеллекта - недостаточность речи и мышления, нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение самостоятельности, самокритичности, неразвитость элементарных человеческих эмоций и чувств (страха, обиды, смущения) и др. - существенно затрудняют воспитание у них социально-нормативного поведения.

     Изоляция  детей во вспомогательных школах, ограничение их социальных контактов со здоровыми детьми часто способствуют развитию безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма.

Международный опыт Специального олимпийского движения, работа организации Специальной Олимпиады России, Специального олимпийского комитета Санкт-Петербурга и аналогичных структур других регионов страны убедительно показывают большие возможности адаптивной физической культуры в воспитании социально-нормативного поведения лиц с отклонениями в развитии интеллекта.

     В адаптивной физической культуре и, в  частности, в адаптивном спорте могут  эффективно использоваться методы:

- формирование  нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, диспут, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях и др.);

- формирование  опыта общественных отношений,  умений и привычек социально-нормативного поведения (организация различных видов физкультурно-спортивной деятельности, межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение);

- стимуляции  и подкрепления социально-нормативного  поведения личности и коллектива (команды) (поощрение, осуждение,  наказание).

     Применение  предметных действий, сюжетно-ролевых, подвижных и спортивных игр, соревновательной деятельности с ее простой, но строгой регламентацией условий и правил состязаний и сопоставления результатов и других факторов позволяет соблюсти важнейшие требования к нравственно-правовому просвещению умственно отсталых школьников, приучению их к коллективной деятельности с соблюдением кодекса спортивной чести, правил честной игры («Фэйр Плэй»).

К этим требованиям относятся:

-доступность  содержания предлагаемых сведений (конкретность материала, его связь с жизненным опытом, использование наглядных средств и др.);

-увлекательность,  эмоциональность содержания и  формы работы, использование элементов  игры и соревновательности;

- обеспечение  интеллектуальной активности учащихся;

- четкость  выводов, содержащих рекомендации по социально-нормативному поведению школьников;

- систематичность  и разнообразие повторения усвоенных  норм  поведения (предложение учащимся передать содержание нормативной информации другим лицам, разъяснить ее смысл младшим школьникам, использовать ее для контроля и самоконтроля, оценки и самооценки поведения в различных ситуациях).

     В.Н. Синев  отметил, что сравнение, выделение  существенного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивания, установление причинно-следственных связей - все это помогает понять смысл, последствия и нравственное содержание поступка.

     Огромный  потенциал воспитательных воздействий, например адаптивного спорта, объясняется тем, что он, по существу, является моделью жизни, причем очень конкретной, наглядной, доступной для понимания детям и взрослым, в том числе и лицам с ограниченными возможностями.

     Адаптивный  спорт дает возможность как бы побывать в тех жизненных ситуациях, в которых присутствуют и дружба, и взаимопонимание, и объединение в единый сплоченный коллектив, и соперничество, и борьба. Но это происходит не в настоящей обстановке, а в спортивной, игровой.

     В олимпийском спорте, например, существует своя «конституция» -Олимпийская хартия, где изложены основные принципы олимпийского движения, раскрыты механизмы управления им (Международный олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты и их связи с МОК) и другие вопросы.

     Существуют  четкие правила организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и Специального олимпийского движения, в котором участвуют лица с поражением интеллекта.

     Участие в тренировках и соревнованиях  по целому ряду зимних и летних видов  спорта, адаптированных к возможностям таких занимающихся, позволяет решать воспитательные задачи, которые значительно труднее решаются в других видах человеческой деятельности.

     Так, например, дети с отклонениями в  развитии интеллектуальной сферы, осваивая достаточно простые умения и навыки игры в хоккей на полу, тактические приемы и комбинации, одновременно узнают и о правилах состязаний (попал «шайбой» в ворота - гол, толкнул соперника в спину -нарушение и т.п.), требованиях, которые они должны выполнять (регулярно тренироваться, выполнять режим дня, участвовать в общественно полезном труде и др.).

Информация о работе Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры