Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения средств и методов адаптивной физической культуры как инструментов воспитания личности людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи: 1) Проанализировать литературу. 2) Изучить средства и методы адаптивной физической культуры 3) Обосновать применение средств и методов адаптивной физической культуры для воспитания различных сторон личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1.Концепции отношения к
инвалидам……………………………………………………………….5
Глава 2.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии
здоровья с сохраненным интеллектом………………………………...8
2.1.Умственное воспитание……………………………………….………..13
2.2.Нравственное воспитание………………………………….……..…….15
2.3.Эстетическое воспитание…..……………………………………..…….19
2.4.Трудовое воспитание…...………………………………………………..21
2.5.Воспитание самостоятельности……………………………………..…..23
Глава 3.Воспитание лиц с отклонениями в
Интеллектуальном развитии……………………………………………..25

Заключение………………………………….………………….………...34
Список литературы………………………………………………..……..36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Этап  формирования умственных действий в материальной форме можно с успехом осуществлять на занятиях по адаптивному физическому воспитанию для освоения представлений о величине предметов, направлениях пространства, цвете и т.п.

     Эти примеры позволяют утверждать, что  при хорошей работе по активизации межпредметных связей урок адаптивной физической культуры, особенно в начальной специальной (коррекционной) школе, может стать одним из стержневых, сквозных уроков интеллектуального воспитания учащихся. 

2.3.Нравственное  воспитание

     В современном мире, для того чтобы  наладить контакт с окружающими, влиться в общество, каждый человек  должен соответствовать нравственным устоям общества, соблюдать правила  поведения и общения. Именно по этому  нравственное воспитание так важно  для человека.

     Нравственная  сущность человека проявляется в  единстве его нравственного сознания, поведения и чувств.

     Формирование  нравственного сознания предполагает усвоение ребенком знаний об установленных в обществе нормах нравственности (моральный кодекс), требованиях к отношению к природе, обществу, другим людям, самому себе. Эти систематизированные знания приобретаются разными путями: получение информации от учителей, родителей, сверстников, из средств массовой информации. Чтобы эти знания превратились в убеждения, необходимо включение ребенка в деятельность, связанную с проявлением нравственных поступков, переживанием положительных эмоций и стимулирующих к повторным нравственным действиям. Это создает предпосылки к приобретению и закреплению нравственных привычек, складывающихся в систему нравственного поведения, которые определяют жизненную нравственную позицию личности школьника.

     Поэтому используемые учителем рассказ, объяснение, беседы, диалоги, диспуты и другие методы слова должны, во-первых, быть обращены не только к сознанию, но и к чувствам ученика; во-вторых, опираться на имеющийся нравственный опыт ребенка; в-третьих, сочетаться с действиями учащегося в специально создаваемых учителем педагогических ситуациях, сходных с жизненными обстоятельствами, требующими проявления нравственных качеств (общественного долга, гуманизма, чести, совести и др.) [6]. Иначе говоря, нравственная сфера личности развивается в системе специально организованной деятельности, сочетающей формирование нравственного сознания, проявление нравственных чувств, нравственных поступков и нравственных отношений друг с другом, с коллективом и учителем.

     Для детей с отклонениями в состоянии  здоровья и инвалидов очень важно  освободиться от психологических комплексов неполноценности, почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности.

     С другой стороны, у детей с ограниченными  возможностями очень часто сформированы эгоцентризм, себялюбие, агрессия по отношению  к окружающим, убежденность в своей ислючительности и другие негативные качества, обусловленные неверным семейным воспитанием или социальной депривацией в специальных образовательных учреждениях.

     Недостаточное развитие нравственных качеств ребенка  необходимо отличать от нарушений формирования личности, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы. Например, при ДЦП чаще всего встречается нарушение личности по типу психического инфантилизма, невропатический вариант которого характеризуется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемостью и тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. В школе у многих таких детей проявляются случаи повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке [9].

     Для выявления отклонений в развитии личности ребенка необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ ее особенностей. При этом следует обратить внимание не только на выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть и использовать на занятиях по адаптивной физической культуре положительные проявления характера, темперамента, влечений, мышления, направленность интересов, уровень развития физических качеств и способностей.

     Специалист  по адаптивной физической культуре должен опираться на положительные черты  личности, наиболее развитые физические качества и способности ребенка, следуя правилу «навстречу природе».

     Наибольший  потенциал как для коррекции  нарушений формирования личности, так и развития нравственных качеств детей с ограниченными возможностями имеет адаптивный спорт.

     В качестве мировоззренческой «платформы»  организации занятий адаптивным спортом могут быть использованы проверенные практикой идеи олимпизма.

     Известно, что Пьер де Кубертен - родоначальник современного олимпизма - связывал олимпизм с идеей совершенствования человека, человеческих отношений и общества на основе использования спорта, спортивных соревнований и подготовки к ним. Важную задачу олимпизма он рассматривал в предотвращении разрыва между физическим и духовным развитием человека, в содействии его разностороннему и гармоничному развитию.

     Олимпизм, согласно Олимпийской хартии, представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Как ничто другое, олимпизм привлекает тем, что соединяет спорт с культурой и образованием, создает образ жизни, «основанный на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим ценностям».

     Олимпийское движение не допускает никакой дискриминации  в спорте - ни политической, ни религиозной, ни расовой, оно все пронизано идеями мира. Кодекс спортивной чести («Фэйр Плэй»), включающий в себя такие правила, как: не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление своих слабостей, - является хорошим примером использования в этом виде деятельности общечеловеческих норм нравственности.

     Интересные  предложения гуманных преобразований спорта содержит

олимпийский проект «СпАрт» (название это образовано от трех англий-

ских  слов: Spirituality - духовность, Sport -спорт, Art - искусство). Он разработан профессором В.И. Столяровым и реализуется в России с 1991 г.

     Во  время проведения соревнований «СпАрт»  не только поощряет высоконравственное и эстетическое поведение спортсменов, но и учитывает их (с помощью балльной оценки) при определении победителей. Обычные спортивные соревнования «спартианцы» преобразуют в «игры сотрудничества», где учитывают не личное достижение или достижение команды, а достижения всех участников, объединенных в одну команду. В программу «спартианских» состязаний включаются и обычные спортивные дисциплины, и тесты на общую физическую подготовку, и различные соревнования и конкурсы по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Это значит, что на состязаниях «спартианцев» недостаточно быть просто физически подготовленным («здоровым парнем»). Чтобы победить здесь, необходимо еще оказаться умным (и остроумным), умелым, интересным, нравственно и духовно развитым человеком.

     Спартианская  модель организации спортивной деятельности хорошо подходит и к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. 
 

2.3.Эстетическое  воспитание 

      Эстетическая  составляющая воспитания личности поможет  человеку правильно смотреть на мир, обрести в своей жизни цели и ценности, получать удовольствие от мира и окружающих людей, совершенствовать себя и находить контакт с окружающим миром.

     Л.К. Завьялов писал: уровень эстетического  развития определяется степенью сформированное эмоционально-оценочного отношения ребенка к явлениям действительности, его способности оценивать их с позиций эстетических идеалов, т.е. социально обусловленных представлений о красоте в природе, обществе, в самом человеке

     Главной задачей эстетического развития учащихся в процессе занятий физическими упражнениями, по мнению Л.К. Завьялова, является воспитание у них эстетического отношения к собственному физическому совершенствованию, объектам своей физкультурной деятельности, активного стремления к пониманию и достижению красоты во внешнем облике, поступках, во взаимоотношениях с людьми[6].

     Он  выделяет следующие объекты эстетических проявлений (восприятий, чувств, сознания, вкусов, потребностей) при занятиях физическими упражнениями:

- оформление  мест проведения занятий, инвентаря  и оборудования;

- внешний  вид учителя и учащихся, стиль  поведения и общения их друг  с другом;

- взаимодействие  учителя и учащихся по реализации  используемых в занятии организационно-методических  форм деятельности;

- сформированное  учителем в сознании учащихся  представление об эстетическом  идеале физического развития  и образования человека;

- физические  упражнения, характеризующиеся пластичностью,  ритмичностью, изяществом и выразительностью составляющих их движений, и упражнения, целью которых является достижение результата, обусловленного степенью проявления физических способностей и внутренних волевых напряжений;

- действия  игрового и соревновательного  характера, несущие в себе красоту  проявления силы духа, борьбы с пространством, временем, самим собой.

     Большие возможности для эстетического  развития занимающихся заключены в  олимпийском образовании и воспитании школьников (наблюдение за совершенной техникой выполнения двигательных действий выдающихся спортсменов, их тактическим мастерством, проявлением волевых качеств, изучение произведений искусства на олимпийскую тематику, участие в массовых фестивалях и праздниках и т.п.).

Еще большие  предпосылки для эстетического  воспитания содержатся в программах проекта «СпАрт», где эстетические поступки, способы выполнения движений, включая пантомиму, танец и т.п., являются специальным предметом оценки.

     Необходимо  более активно, чем обычно рекомендуется  в учебниках и учебных пособиях по физической культуре, использовать живую и неживую природу как источник естественной красоты и гармонии. Наблюдение за природой во время лыжных прогулок, туристических походов, легкоатлетических кроссов способствует проявлению эстетических чувств и связанных с ними эстетических переживаний, формированию эстртического сознания, эстетических вкусов и эстетических потребностей. 

2.4.Трудовое  воспитание 

     Человеку, для обеспечения своей жизнедеятельности  необходимо овладеть простейшими трудовыми  навыками, привить себе интерес и  способности  которые,  позволят ему жить и работать не обременяя других людей, по этому трудовое воспитание является очень важной частью воспитания в целом.

     Основными задачами учителя адаптивной физической культуры в подготовке учащихся к  трудовой деятельности являются:

-  преодоление  психологических комплексов неполноценности  и формирование знаний и убеждений  о доступности для детей с  ограниченными возможностями многих форм и видов трудовой деятельности (информация о выдающихся достижениях инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, демонстрация собственных возможностей при выполнении сложных физических упражнений и др.);

-  вооружение  школьников максимально возможным  количеством жизненно и профессионально  необходимых умений и навыков  (пространственной ориентировки для незрячих, ходьбе, бегу, прыжкам, переноске грузов и др.); -  содействие всестороннему и гармоническому развитию и совершенствованию оставшихся (сохранных) физических качеств и способностей и духовных сил, обеспечивающих доступную учебную и бытовую трудоспособность учащихся, а в дальнейшем профилактику остаточного здоровья, необходимого для какого-либо вида трудовой деятельности;

-  содействие  развитию и совершенствованию  функциональных систем и коррекции их с учетом конкретного вида трудовой деятельности;

-  привлечение  учащихся к выполнению доступных  трудовых функций в учебном, учебно-тренировочном, соревновательном процессах и массовых физкультурно-спортивных мероприятиях и праздниках (изготовление и ремонт спортивного инвентаря, собственной спортивной формы, простейших тренажеров, оборудование спортивных площадок, уборка спортивного зала и подсобных помещений и т.п.);

Информация о работе Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры