Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения средств и методов адаптивной физической культуры как инструментов воспитания личности людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи: 1) Проанализировать литературу. 2) Изучить средства и методы адаптивной физической культуры 3) Обосновать применение средств и методов адаптивной физической культуры для воспитания различных сторон личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1.Концепции отношения к
инвалидам……………………………………………………………….5
Глава 2.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии
здоровья с сохраненным интеллектом………………………………...8
2.1.Умственное воспитание……………………………………….………..13
2.2.Нравственное воспитание………………………………….……..…….15
2.3.Эстетическое воспитание…..……………………………………..…….19
2.4.Трудовое воспитание…...………………………………………………..21
2.5.Воспитание самостоятельности……………………………………..…..23
Глава 3.Воспитание лиц с отклонениями в
Интеллектуальном развитии……………………………………………..25

Заключение………………………………….………………….………...34
Список литературы………………………………………………..……..36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

на  тему:

Воспитание  личности средствами и методами адаптивной физической культуры 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                                 

                                                                                          

 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………….…..3 

Глава 1.Концепции  отношения к 

инвалидам……………………………………………………………….5 

Глава 2.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии

здоровья с  сохраненным интеллектом………………………………...8 

2.1.Умственное  воспитание……………………………………….………..13 

2.2.Нравственное  воспитание………………………………….……..…….15 

2.3.Эстетическое  воспитание…..……………………………………..…….19 

2.4.Трудовое воспитание…...………………………………………………..21 

2.5.Воспитание  самостоятельности……………………………………..…..23 

Глава 3.Воспитание лиц с отклонениями в

Интеллектуальном  развитии……………………………………………..25 
 

Заключение………………………………….………………….………...34

Список литературы………………………………………………..……..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Личность  человека формируется и развивается  в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

      Воспитание  личности- это комплексный процесс  одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания. Воспитание личности людей с физическими или психическими недостатками куда более сложный процесс в котором необходимо учитывать множество различных факторов, что делает нужным наличие специальных средств и методов для осуществления этого процесса.

        Особое внимание следует обращать  на воспитание лиц с нарушением  интеллекта, принимая во внимания  их особенности: недостаточность речи и мышления, нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение самостоятельности, самокритичности, неразвитость элементарных человеческих эмоций и чувств (страха, обиды, смущения) и др.- существенно затрудняют воспитание у них социально-нормативного поведения

      Актуальность. В адаптивной физической культуре педагог, использующий традиционные методы педагогических воздействий (методы убеждений, упражнения, педагогической оценки и др.) без должного учета контекста всей жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида, его психологических особенностей (наличие, например, психологических комплексов), часто терпит неудачу. Специалист по адаптивной физической культуре должен хорошо осознавать, что способы формирования нравственного сознания и поведения, дающие хорошие результаты со здоровыми людьми, могут оказаться неэффективными в адаптивной физической культуре, если он не организует свою деятельность в соответствии с личностно-ориентированной концепцией отношения к лицам с отклонниями в состоянии здоровья и инвалидам или не в полной мере учитывает их конечные (терминальные) ценности жизни.[6] Именно по этому изучение данной темы очень актуально, особенно в наше время- время научно-технического прогресса, в следствии которого людей с нарушениями здоровья и ограниченными возможностями становится все больше. Такие люди должны обладать сильной волей и стремлением к самосовершенствованию, для того чтобы стать конкурентно способными на рынке труда, и просто не чувствовать себя изгоем в обществе, которое зачастую предъявляет к своим членам  очень высокие требования.

      Адаптивная  физическая культура   использует физические упражнения,  соревновательную и игровую деятельность, наилучшим  образом подходящие для людей  с нарушениями здоровья и ограниченными возможностями, как основное средство воспитания личности, тем самым создавая благоприятные условия для становления сильной, независимой, морально устойчивой личности, готовой к трудовой и общественной деятельности, умеющей наладить контакт с окружающими и обеспечить максимальное использование   своих возможностей.

     Цель: Исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения средств и методов адаптивной физической культуры как инструментов воспитания личности людей с отклонениями в состоянии здоровья.

     Задачи: 1) Проанализировать литературу. 2) Изучить средства и методы адаптивной физической культуры 3) Обосновать применение средств и методов адаптивной  физической культуры для воспитания различных сторон личности.

      Объект  исследования: Воспитание личности в адаптивной физической культуре.

      Предмет исследования: Средства и методы адаптивной физической культуры.

Глава 1.Концепции отношения  общества к инвалидам

     Т.П. Губарева[1] выделила три ценностных (аксиологических) концепции отношения общества к инвалидам, которые получили следующие названия:

     1)  инвалидизма;

     2)  социальной полезности лиц с  ограниченными возможностями;

     3)  личностно-ориентированной.

     Разумеется, и инвалиды, являясь частью общества, принимают ту или иную концепцию, что и предопределяет их мировоззрения, «Я-концепцию», большинство поступков и поведенческих актов.

Концепция инвалидизма включает в себя три  основных положения:

     1) человечество разделено на две  группы - здоровых людей и людей  с ограниченными возможностями (инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья);

     2) ограниченные возможности расцениваются  как существенный недостаток  человека, поскольку здоровые люди  способнее людей с ограниченными возможностями;

     3) здоровые люди должны контролировать  ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями. Общество должно исправить недостатки этих людей, чтобы они могли соответствовать статичным и консервативным представлениям о социальной норме.

     В сфере образования подход «инвалидизма»  предусматривает специальное обучение для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, их изоляцию от здоровых детей.

     В соответствии с концепцией инвалидизма  именно здоровые люди должны принимать  решения за лиц с ограниченными  возможностями в таких важных вопросах, как, например, участие в культурной жизни, занятия адаптивным спортом, экстремальными видами двигательной активности и др.

     Следовательно, инвалидизм как аксиологическая  концепция поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями фактически выражает социальное притеснение и дискриминацию таких людей, поскольку они в этом случае лишены доступа к полноценному и равноправному участию в жизни сообщества на основе собственных решений, а не контроля и ограничений со стороны здоровых сограждан.

     Несколько «смягченным» вариантом инвалидизма является  концепция социальной полезности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. Согласно этой концепции, лица с ограниченными возможностями, обладающие умеренно выраженными дефектами, не мешающими выполнению хотя бы элементарной социально полезной деятельности, рассматривались не только как источник дешевой рабочей силы, но, главным образом, как способные материально обеспечить свое существование, переставая быть бременем для общества. В соответствии с этим основные задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений для таких лиц были - подготовка детей с отклонениями в развитии к жизни, полезной для общества, а также обеспечение более благоприятных условий их развития.

     Как отмечает Н.М. Назарова [6], данная концепция в нашей стране до последних лет почти не претерпела каких-либо существенных изменений в общественно-педагогическом сознании, поскольку она была вполне созвучна идеологии воспитания в советском обществе - формированию всесторонне развитых полезных членов общества. Приоритет интересов общества над интересами личности, подчиненность интересов личности интересам общества вполне соответствовали концепции социальной полезности людей с ограниченными возможностями.

     В период господства в нашей стране социалистической идеологии и в сфере физической культуры приоритеты интересов общества над интересами личности были очевидными, что, безусловно, не способствовало развитию компонентов (видов) физической культуры, нацеленных на удовлетворение личностных потребностей.

     Во  второй половине прошлого столетия формируется  личностно-ориентированная гуманистическая  концепция отношения к людям  с ограниченными возможностями как идея их социальной интеграции, равных прав и возможностей реализации образа жизни, характерного для здоровых людей в данных социально-экономических условиях.

     В основе данной концепции лежат такие  подлинно гуманистические идеи, как  признание самоценности личности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида и приоритет интересов личности над интересами общества.

     Ограниченные  возможности здоровья не рассматриваются  как существенный недостаток человека, создающий проблемы по вине самого человека. У людей с ограниченными возможностями необходимо различать состояние и те ограничения, которые возникают в результате того или иного состояния (например, физические недостатки, нарушения сенсорных систем и др.). Если состояние характеризует только самого человека, то на степень ограничений существенное влияние оказывает и окружающая среда - приспособленность транспорта, рабочих мест, конкретная ситуация, участие других людей. Причем очень часто эти ограничения в большей степени находятся «на совести» общества, чем самого инвалида, и задача преодоления ограничений является общей задачей общества [2].

     Иногда  ограниченные возможности являются результатом социального, экономического и политического притеснения внутри общества, что дает основания характеризовать лиц с отклонениями в состоянии здоровья не как аномальных, трагических, нуждающихся в жалости и опеке, а как притесняемых людей. Только как притеснение, дискриминацию можно трактовать практически полную неприспособленность в нашей стране окружающей среды (особенно объектов спортивного и культурного назначения) для нужд и потребностей лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, с другими ограничивающими свойствами.

     Исходя  из личностно-ориентированной концепции  усилия общества должны быть направлены на изменение не только людей с ограниченными возможностями, но и тех негативных социальных, материально-технических, психологических условий, которые создают проблемы для этих людей. Необходимо помочь им бороться с недугами и предоставить (создать, если их нет) равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

     Люди  с ограниченными возможностями  должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, на основе самостоятельно принимаемых решений, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей, контролирующих их поведение.

     Таким образом, в соответствии с личностно-ориентированной  концепцией человек с ограниченными возможностями или особенными проблемами рассматривается независимо от своей дееспособности и полезности для общества как самоценность, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максимально полной самоактуализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей, творческого потенциала и интеграции в общество.

     В связи с этим центральной проблемой  воспитания личности в адаптивной физической культуре является обеспечение условий принятия личностно-ориентированной концепции отношения общества к лицам с ограниченными возможностями у всех без исключения участников тренировочного, учебного, соревновательного, воспитательного процессов. Причем прежде всего такое принятие личностно-ориентированной концепции должно произойти именно у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. 

Глава 2.Воспитание лиц  с отклонениями в  состоянии здоровья с сохранным интеллектом

     В современном обществе принята личностно-ориентированная  концепция, для осознания и принятия её, лицами с ограниченными возможностями необходимо создать условия  для полноценной жизни, общения, ощущения собственной значимости, отсутствие различий в качестве их жизни со здоровыми людьми, участия их в общественной жизни, занятия адаптивной физической культурой и спортом, любимым делом, проявления себя в личностном плане, получения эмоционального  удовлетворения.

Информация о работе Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры