Воспитание скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом с детьми школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Выявить и обосновать наиболее эффективные средства для воспитания физических качеств на занятиях волейболом.
Задачи: 1) Изучить исторический опыт развития.
2) Проанализировать систему воспитания физических качеств теории и методики физического воспитания.
3) Определить основные физические качества волейболистов.
4) Разработать комплекс упражнений воспитания физических качеств занятий волейболом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы воспитания скоростно-силовых качеств занятием волейболом со школьниками………………………………………

1.1 Общие понятия физические качества……………………………………

1.2 Характеристика игры волейбол. Влияния занятий волейболом на развития личности школьника………………………………………………

1.3 Возрастные особенности детей…………………………………………..

Глава 2. Опытно - Экспериментальная работа воспитания скоростно-силовых качеств………………………………………………………………..

2.1 Комплекс организации методических средств направленных на воспитания скоростно-силовых качеств…………………………………….

2.2 Реализация комплекса направлена на воспитания методических средств опытных путей.

2.3. Результат опытно- экспериментальной работы………………………..

Заключение……………………………………………………………………...

Литература………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивание рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика игры в волейбол. Влияние занятий волейболом на развития личности школьников

 

 

Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Моган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.

        Попробуем проследить за развитием предка волейбола. Сохранились, например, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры. В них описывается игра,  в которой  по мячу били кулаками. До нашего времени дошли и правила, описываемые историками в 1500 году. Иргу тогда называли «фаустбол». На площадке размером 90х20 метров, разделенной не высокой каменной стеной, состязались две команды по3-6 игроков. Игроки одной команды стремились перебить мяч через стену на сторону соперников. Позже итальянский фаустбол стал популярным в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Дании и других странах Европы. Со временем площадка и правила изменились. Так длина площадки была уменьшена до 50 метров, а вместо стены появился шнур, натянутый между столбами. Строго определился и состав команды – 5 человек. Мяч перебивали через шнур кулаком или предплечьем  ,причем уже оговаривали три касания мяча. Можно было перебивать мяч через шнур и после отскока от земли,                                  но в этом случаи разрешалось одно касание. Игра длилась в два тайма по 15 минут.

В 1897 г. были разработаны  спортивные правила этой игры,  которые неоднократно изменились и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространялась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее- в Европе.

В нашей стране волейбол стал развиваться  после Великого Октября. Получив большую популярность в Москве, он распространяется  в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье.

В 1925 года по инициативе секции игр в Москве созывается актив  ,на котором были приняты первые в нашей стране правила игры, в этом же году состоялись первые официальные соревнования по волейболу. С 1927 года проводится ежегодное первенство Москвы. В последующие годы  волейбол получает повсеместное развитие.

В 1928 году в Москве состоялся чемпионат СССр, вошедший в программу 1Всесоюзной спартакиады. В нем участвовали команды со всей страны. Однако , несмотря на бурное распространение и популярность новой игры, целый ряд новинок,  которые привезли на этот чемпионат команды,  спортивное мастерство волейболистов находилось еще на низком уровне.

С 1933 г. проводятся первенства СССР среди сборных команд городов, а несколько позже–чемпионаты страны среди сильнейших команд добровольных спортивных обществ. Большое значение для развития детского волейбола  имело состоявшееся в августе 1935 г. Всесоюзное первенство пионеров и школьников по волейболу. 

Великая  Отечественная война затормозила развитие волейбола. Но не смотря на огромные трудности военного времени, спортивная жизнь в стране не замерла. В 1943 году  разыгрывается первенство Москвы, в 1944 году первенство и кубок Москвы по волейболу. В1945 году вновь проводится  первенство СССР. Чемпионами страны стали московские команды «Динамо» (мужчины) и «Локомотив» (женщины).На этих соревнованиях мужская команда «Динамо» (Москва) широко применяла в защите взаимодействие защитных линий и доигрывание  принятых мячей, а в нападении  использовала все пространство по длине сетки для выпадения наподдающего удара. Такая организация игры  и принесла команде титул чемпионата СССР и дала толчок дальнейшему развитию тактики волейбола. 

В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и волейбол получает официальное международное признание.

Первый чемпионат мира  среди мужских команд и первенство Европы среди женщин  проводились в Праге.

Победители этих состязаний стали советские волейболисты и волейболистки. Послевоенный этап развития волейбола характеризуется популяризацией игры во всем мире. ФИВБ проводит большое количество соревнований – первенства Европы и мира, розыгрыш кубка европейских чемпионатов. Не малый вклад в развития волейбола в этот период вносят советские волейболисты, демонстрирующие передовую школу техники и тактики игры  и передающие  свой опыт многим командам Европы и Азии.

В1949 году мужская команда советских волейболистов завоевывает звание чемпиона в первом официальном первенстве мира.

Летом 1952 года первенство мира проводилось в Москве. Советские волейболисты и волейболистки стали сильнейшими в мире.

В программу Олимпийских игр волейбол включили только в 1964 году в Токио. Первыми в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин стала советская сборная.

Один раз в два года проводятся  чемпионаты Европы, Спартакиады школьников (до 18 лет), чемпионаты Европы среди молодежных команд (до 19 лет). Ежегодно проводятся Кубки  

Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу.

В СССР насчитывается 30 специализированных спортивных школ олимпийского резерва и более 1200 отделений волейбола в ДЮСШ.

 

 

 

Правила игры и основные формы проведения занятий

 

 

Сущность игры в волейбол заключается в том, что она проводится между двумя командами по 6 человек каждая, на площадке прямоугольной формы длиной 18 и шириной 9 м, разделенной сеткой на две половины. Игроки одной команды, передовая руками друг другу мяч, стремятся третьим касаниям (ударом или передачей) направить его через сетку так, чтобы он упал на стороне соперника или чтобы в ответных действиях  соперник допустил ошибку. Если же команда при подаче допускает ошибку, она теряет право на подачу.

   Для игры в волейбол используется подходящая по размерам  ровная площадка, на которой можно установить стойки и сетку. Площадка должна быть ровной  и строго горизонтальной, со свободной зоной вне  площадки шириной до 3 м. Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми линиями. На нее наносится средняя, две трех метровые линии и зона для подачи. Ширина линии - 5 см.

Сбоку на уровне ограничительных линий площадки поперек сетки навешивают две матерчатые полосы и две гибкие «антенны» диаметром 10 мм и длинной 1,8 м.

Часть площадки, размещенной между линией и боковыми линиями, называется площадью нападения. Перпендикулярно к лицевой линии на расстоянии 3 м от правой боковой линии и 20 см от лицевой линии проводят пунктирные линии длиной 15 см. Также линии проводят за полем как продолжение правой боковой линии. Эти линии определяют место подачи.

Команда должна играть в чистой, опрятной  и одинаковой по цвету форме: майка, трусы и мягкая спортивная обувь без каблуков(разрешается играть босиком).Каждый игрок должен на майке номер (на груди и спине), а капитан команды на майке с левой стороны – нашивку, отличающую от цвета майки.

Состав команды от 6 до 12 игроков. Основными считаются 6 игроков, которые начинают игру в каждой партии.

Игра начинается с подачи. Право на подачу определяется жребием, в котором участвует судья  и капитаны команд. Выигрывающий жребий имеет право выбора подачи или площадки. Подачу считают правильной если мяч пролетит над сеткой, не касаясь ее в пределах ограничительных лент или антенн. Подача выполняется после свистка судьи  и дается на нее 5 секунд. Команда теряет право на подачу  если:

а) мяч коснулся сетки, не долетел до нее, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;

б) мяч коснулся игрока  или постороннего предмета;

в) мяч упал за пределы площадки;

г) подача выполнена не с места, вне очереди, двумя руками, с руки, броском.

В том случае, когда команда выигрывает право на подачу, игроки выполняют переход, смещаясь по часовой стрелке. Если выиграно очко, смена не производится, и подача выполняется повторно игроком зоны 1 с места подачи.

Мяч можно отбивать руками не более трех раз. Удары, приемы и передачи  должны выполняться отрывистым касанием. Перенос рук над сеткой и касание при этом мяча на стороне соперника является ошибкой ( за исключением блокирования). Блокирующий не имеет права касаться мяча  на стороне соперника, прежде чем он не направит мяч на сторону противоположной  команды. Блокирование подачи не разрешается.

Если мяч задел сетку в пределах ограничительных лент, он считается правильным и остается  в игре. Касание игроком сетки – ошибка. Игрок может наступать на среднюю линию, но не переступать ее.

Игроки задней линии могут перебивать мяч на сторону соперника  ударом или передачей, причем после удара  им разрешается приземляться в зону нападения, не наступая при этом на линию, ограничивающую эту зону.

В каждой партии команде дается право замены основных игроков запасными. Команда может сделать шесть замен в каждой партии. Запасной игрок должен занять место игрока, которого он заменяет. После замены основной игрок возвращается только один раз в игру вместо запасного игрока, который заменил его, при условии, что с участием последнего разыграно не менее одного очка. Команде положено делать перерыва в каждой партии длительностью до 30 с каждый.

Игра проводится из трех или пяти партий, что обусловливается договоренностью между играющими или положением о соревнованиях. В каждой партии победителем считается команда, первой набравшая 25 очков. Если счет в партиях достигнет 24:24, то игра в ней продолжается до разницы в два очка (26:24, 27:25, 28:26 и т.д.). Победа за той командой, которая выигрывает две партии  из трех или три из пяти.

Во время игры (и после нее) игроки должны вести себя тактично по отношению друг к другу  и к соперникам. Оспаривать решения судей  или делать им замечания они не имеют права.

Для начальной подготовки юных волейболистов рекомендуется игра мини-волейбол, которая подобна  обычной игре в волейбол, но с некоторыми особенностями проведения.

Обучение игре в волейбол  осуществляется  на уроках физкультуры, в школьных спортивных секциях и секциях по месту жительства, в ДЮСШ, пионерских лагерях. Важное значение при этом имеет самостоятельная подготовка школьников.

Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола, заключается в содействии решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам техники и тактики игры, привить привычку к систематическим  занятием во вне учебное время,

по месту жительства, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями.

Как любой другой урок по физической культуре в школе, урок по волейболу состоит из трех частей. В подготовительную часть урока (5-8 мин) входят мероприятия по организации класса и упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к выполнению основных задач урока. Учебный материал должен быть связан с материалом основной части и включать в себя  строевые и порядковые упражнения, упражнения на внимание, различные способы ходьбы, бега, прыжков, обще развивающие и специальные упражнения для пальцев и кистей рук,  плечевых, голеностопных и коленных суставов, имитационные упражнения  отдельных приемов игры, подвижные игры, эстафеты.

В основной части урока (30-35 мин) решаются его главные задачи. Выполняемая  работа может быть  направлена  на повышение уровня физических качеств, изучение и совершенствование приемов игры в волейбол с включением упражнений для обучения технике и тактике игры.

Для того чтобы повысить эффективность работы спортивной секции, целесообразно определить для ее членов конкретные задачи на каждый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные особенности детей

 

Процессы роста и развития  являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развития человека, начинающейся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействие все его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование(приобретение организмам характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой  в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Отличающей организм ребенка от организма взрослого, непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются  число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток; в других(мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения числа клеток.

Организм ребенка непрерывно растет и развивается. Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной степени условны.

Какие критерии брать за основу возрастной периодизации? По этому вопросу в настоящее время нет более или менее согласованной точки зрения. Одни исследователи за основу периодизации берут созревание половых желез. Скорость роста и  дифференцировки тканей и органов; другие предлагают руководствоваться так называемой скелетной зрелостью (костный возраст),когда рентгенологически в скелете определяют время появления точек окостенения и наступления неподвижного соединения костей.

Иногда в качестве критерия для возрастной периодизации используют способ взаимодействия организма с соответствующими условиями среды.

Критерии такой периодизации включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенения скелета, прорезывание зубов, развития желез внутренней секреции. Степень полового созревания, мышечную силу.

Информация о работе Воспитание скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом с детьми школьного возраста