Воспитание скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом с детьми школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Выявить и обосновать наиболее эффективные средства для воспитания физических качеств на занятиях волейболом.
Задачи: 1) Изучить исторический опыт развития.
2) Проанализировать систему воспитания физических качеств теории и методики физического воспитания.
3) Определить основные физические качества волейболистов.
4) Разработать комплекс упражнений воспитания физических качеств занятий волейболом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы воспитания скоростно-силовых качеств занятием волейболом со школьниками………………………………………

1.1 Общие понятия физические качества……………………………………

1.2 Характеристика игры волейбол. Влияния занятий волейболом на развития личности школьника………………………………………………

1.3 Возрастные особенности детей…………………………………………..

Глава 2. Опытно - Экспериментальная работа воспитания скоростно-силовых качеств………………………………………………………………..

2.1 Комплекс организации методических средств направленных на воспитания скоростно-силовых качеств…………………………………….

2.2 Реализация комплекса направлена на воспитания методических средств опытных путей.

2.3. Результат опытно- экспериментальной работы………………………..

Заключение……………………………………………………………………...

Литература………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими способностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период

Глава 2. Опытно – Экспериментальная работа воспитания скоростно-силовых качеств.

Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе Рождественской средней общеобразовательной школы. Эксперимент осуществлялся по трем этапом констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе велось наблюдение за развитием физических качеств. На формирующем внедрялись разработанные нами упражнения на воспитания скоростно  – силовых качеств. На контрольном этапе проводились тесты по выявлению эффективных упражнений для воспитания скоростно – силовых качеств

 

2.1 Комплекс организации методических средств направленных на воспитания скоростно-силовых качеств

 

 

Организация занимающихся зависит от задач, которые поставлены в тренировочном занятии. Когда она полностью посвящено физической подготовке, то должно быть достаточное количество оборудование и инвентаря. Тогда занятия пройдет продуктивно с оптимальной интенсивностью.

В занятии, направленном на техническую или тактическую подготовку, общеразвивающие  и подготовительные упражнения необходимо концентрировать вокруг изучаемых приемов. При этом в подготовительной части все волейболисты выполняют упражнения в определенной последовательности с определенной нагрузкой (при индивидуальном подходе). Упражнения, направленные на физическую подготовку, в основную часть включают наряду с упражнениями по технике и тактике для развития необходимых качеств и поддержания на оптимальном уровне тренировочной нагрузки. Для этого подбирают главным образом индивидуальные упражнения в парах, используя специальные тренажеры, оборудование и инвентарь.

При совершенствовании навыков в зависимости от игровых функций одни волейболисты, например связующие, выполняют упражнения у сетки, другие – нападающие – с набивными мячами, на тренажерах и т. п.; затем нападающие идут к сетке.

Подготовка волейболистов может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований. Это достигает в процессе интегральной подготовки .

Обучение волейболистов игровой деятельности. Задача, с одной стороны, состоит в том, чтобы «приучить» к самому игровому процессу как к явлению в специфических – «волейбольных» условиях (игровое поле, арсенал соревновательных действий, правила игры и т.д.). С другой стороны, волейболисты должны научится реализовывать в двусторонней игре весь объем изученного технико-тактического содержания и достигнутый уровень физических и психических кондиций. Приучение и учение игровой деятельности осуществляется в следующих формах:

1.                      Упражнения по технике в виде игр: «эстафеты у стены » (передачи о стену сверху, снизу), «Мяч капитану (водящему)», «Передал – садись!», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (при передаче, подаче, нападающих ударах и т. д.

2.                      Подготовительные игры к волейболу – в них должна быть отраженна специфика этого вида спорта.

3.                      Учебные двухсторонние игры в волейбол с заданиями, которые направлены на то, чтобы занимающиеся научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий.

4.                      Контрольные игры с заданиями – установками на игру и последующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, служат промежуточным звеном между учебными играми  и официальными соревнованиями.

Задания строятся на основе изученного материала. Команда «соперника» создает необходимые условия. Выполнения задания  поощряется прибавлением очка (двух).

Подготовительные игры. «Два мяча через сетку» (основана на игре «Пионербол». В ней участвуют две команды по 6 человек. Расстановка игроков, как в волейболе после розыгрыша очка игроки делают переход, как при выигрыше подачи. Затем мячи вводят в игру верхней передачей, нижней подачей. Условия игры приближают к правилам игры в волейболе еще больше, когда мяч через сетку бросают третьим касанием, определяют направление броска и т.д. Наконец, двухсторонняя игра – мяч вводится в игру верхней передачей из зоны 6.

Учебные игры. 1. Игра по правилам мини-волейбола. 2. Игра по правилам волейбола. Расстановка игроков при приеме мяча  от соперника (игрок в зоне 3 или 2 у сетки). 3. Игра в три касания. 4. Игра с некоторыми отступлениями от правил (при приеме мяча фиксируют только грубые ошибки, разрешается повторная подача, если первая была неудачной ).5. Игра при полном соблюдении правил игры в волейбол. 6.Игра уменьшенными составами (4х4 (3, 2, 1), 3х3 (1)). 7. Игра полным составом: с командами, равными по силам, более слабыми или сильными.

Контрольные игры. Проводят регулярно, со стопроцентным охватом всех занимающихся. Для контрольных игр приглашают также «чужую» команду. Контрольные игры обязательны при подготовке к соревнованиям. В контрольных играх задания имеют характер «установки на игру», которые применяются в календарных играх.

Задания по технике. 1. Подача только нижняя (верхняя); прием подачи снизу ; через сетку мяч посылать в прыжке и т.п. 2.Вести игру только в три касания. 3. Через сетку мяч направлять в любую точку, кроме зоны 6. Обязательное требование при проведении учебных игр – применение изученных технических приемов.

Задания по тактике. Индивидуальные действия в нападении. При передачах на удар к игроку, к которому передающий обращен лицом (спиной); сильнейшему нападающему на имитации передачи в противоположную сторону; в зону, где расположен «слабый» блокирующий линии; после. При подачах: на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча; на игрока вышедшего в результате замены; на выходящего игрока задней линии; в «уязвимые места»; чередования подач; в направлении чтобы связующий вынужден был давать основному нападающему передачу на удар, находясь к нему спиной.

При нападающих ударах: чередовать способы ударов, удары с обманами, удары на силу с «накатами»; нападать в незащищенном направлении, через слабого блокирующего; на краю сетки играть по блоку «в аут»; при первой передаче на удар выполнить «откидку» после имитации удара, имитировать передачу в прыжке, после чего выполнить удар.   

Групповые действия в нападении. 1. Первой передачей мяч направлять в зону 3, вторая передача  - на края сетки высокая, находясь лицом и спиной к нападающему. 2. Первая передача на выходящего игрока задней линии – связующего, скоростные перемещения игроков в зонах и завершения нападающим ударом.

Командные действия в нападении. По заданию определят систему, по которой волейболисты должны организовать действия; чередование систем. 1. Первую передачу направлять только в зону 3 (2, 4); в зону 3 или 2 в соответствии с расположением игрока зоны 3 (у сетки и в глубине зоны). 2. Вторую передачу направлять сильнейшему (особенно в конце партии, игры). 3. Нападать только со второй передачи, с откидки. 4. Нападающие действия организовывать только через связующих игроков, выходящих с задней линии к сетке. 5. Равномерно загружать  в нападении все три зоны – 4, 2, 3; преимущественно зону 3; главным образом  края сетки (зоны 4 и 2).

Индивидуальные действия в защите. 1. С подачи принимать мяч только снизу двумя руками. 2. Мяч, посланный без атакующего удара, принимать только сверху двумя руками . 3. При блокировании закрывать: только «диагональ»; только «линию»; только сильнейшего нападающего; при низких передачах на удар закрывать  «ход».

Групповые действия в защите. 1. При нападающих ударах из зон 4 и 2 основной блокирующий – игрок зоны 3, игроки зон 2 и 4 – вспомогательные блокирующие. 2. Основные блокирующие крайние, игрок зоны 3 – вспомогательный. 3. При нападении из зоны 4 блокирующие зон 2 и 3 закрывают «линию». Игроки зон 4, 5 принимают мячи, которые идут в «ход». 4. Страховку блокирующих выполняют игроки, не участвующие в блоке. 5. При нападении из зоны 2 страховку блокирующих игроков зон 4 и 3 выполняет игрок зоны 5. 6.Страховку блокирующих выполняет только игрок зоны 6.

Командные действия в защите. Последовательно «соперники» моделируют командные нападающие действия с входящими в них групповыми действиями, на этих «моделях» совершенствуют навыки защитных действий.

Система «углом вперед». 1. Основной блокирующий – игрок зоны 3, основная задача – закрыть диагональное направление при ударах с краев сетки. 2. Зону 6 занимает связующий игрок, в данный момент находящийся на задней линии (удобно играть «на выходе»), или игрок, слабо владеющий навыками игры в защите.

  Система «углом назад» ». 1. Основной блокирующий – крайний со стороны сильнейшего соперника, средний – вспомогательный: блоком закрыта «линия», крайний со стороны удара – вспомогательный, в защите играют три игрока задней линии, на страховке игрок, не участвующем в блокировании.

Команда должна иметь сочетать эти две системы в игре и на соревнованиях.

Общие основы методики воспитания скоростно-силовых качеств на занятиях волейболом.

 

1. Чередование перемещений: бег лицом и спиной вперед, на согнутых ногах; приставными шагами правым, левым боком вперед, лицом и спиной вперед; двойными шагами, скачками. Ускорения на определенных участках. То же, в сочетании с бросковыми и ловлей набивных мячей.

2. Соревнования в беге на 20-30 м, в перемещениях другими способами. Специальные эстафеты.

3. По сигналу (преимущественно зрительному) бег 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещения приставными шагами.

4. Бег с остановками и изменениям направления. «Челночный» бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку – 20 – 30 м). «Челночный» бег, но отрезок в начале пробегают лицом вперед, затем спиной и т. д. По принципу «Челночного» бега перемещение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (вес 2-5 кг), с отягощением (пояс, куртка, мешок с песком).

5. Выполнения заданий в ответ на зрительные или слуховые сигналы. Здесь можно выделить пять групп.

Первая группа. Направление перемещения занимающихся постоянное, по сигналам изменяется  способ перемещения (ходьба обыкновенная, приставными шагами, в приседе, спиной вперед, прыжками на одной или обеих ногах, бег обыкновенный) или исходное положение: лицом, правым, левым боком, спиной вперед.

Вторая группа. Способ перемещения и направление постоянные, изменяется скорость (ускорение):занимающиеся  идут спиной вперед, по сигналу они переходят на бег (3-4 м) и затем снова на ходьбу и т.д.

Третья группа. Способ перемещения постоянный, по сигналам меняется направление движения: во время бега по сигналу остановиться, повернуться кругом и бежать в обратном направлении.

Четвертая группа. Способ и направления постоянные, по сигналу выполняются имитационные упражнения и другие действия: на несколько сигналов - соответственно каждому сигналу – действие; на один сигнал – последовательно несколько действий.

Пятая группа. Сочетания перечисленных упражнений, они представляю собой наибольший интерес, однако к ним надо переходить только после прочного усвоения более простых упражнений: во время перемещения по сигналам - ускорение (имитация нападающего удара или остановка и передвижения в обратном направлении).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для воспитания качеств, необходимых при выполнения приемов игры

Передачи и прием мяча. 1. Сгибания разгибания рук лучезапястных суставах, круговые движения суставах, сжимание резинового кольца кистями рук.

2. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.

3. Упор лежа- передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами.

4.Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа, при касании пола руки согнуть.

5.Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).

6. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев).

7.Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование).

8.Многократные броски баскетбольного (футбольного, гандбольного) мяча в стену и ловля его, ведения мяча ударом о площадку.

9.Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеру.

10.Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее, передачи на дальность.

11. Многократные «волейбольные» передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену.

Подачи мяча.1. Стоя спиной к гимнастической стенке, к которой прикреплен резиновый амортизатор, движения рукой как при подачах нижней прямой, верхней прямой и боковой.

2. Броски набивного мяча (1-2 кг) двумя руками из-за головы и снизу.

3. Броски набивного мяча одной рукой над головой, стоя лицом и боком по направлению.

4. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии способами, как в упражнении 3; то же на точность.

5. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах – многократно.

6. Подачи с максимальной силой в тренировочную сетку.

Нападающие удары.1.Броски набивного мяча (1 кг)из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз, стоя на месте и в прыжке (Бросать перед собой в площадку, гимнастический мат, через сетку)

2.Броски набивного мяча (1 кг) одной рукой в прыжке в стену и ловля стоя на площадке (серийно)

3. Метание теннисного, хоккейного мяча, мешочков со свинцовой дробью (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м ) или на полу (расстояние 5-10 м) с места разбега, после поворота, в прыжке, то же через сетку.

4. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах: стоя, в прыжке с места, с разбегу.

5.Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах, то же с отягощением.

Информация о работе Воспитание скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом с детьми школьного возраста