Здоровье ребёнка - залог успешности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.

Содержание

Введение. 1
Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения. 1
Зависимость качественного образования от здоровья детей. 1
Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения в начальной школе. 2
Понятие здоровья и его составляющие. 2
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход
к обучению и воспитанию. 3
Личностно-ориентированное обучение – основа здоровьесберегающих технологий. 5
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образования. 8
Основополагающие приоритеты здоровьесберегающего образовательного
процесса в практической деятельности учителя. 9
Первый этап – начальное ознакомление с основными понятиями. 9
Комплексы физкультминуток и их виды. 10
Второй этап – формирование здоровой личности школьника. 12
Третий этап – закрепление ЗУН по здоровьесбережению и их
дальнейшее совершенствование. 13
Диагностика результатов педагогической деятельности. 14
4. Заключение. 15

Работа содержит 1 файл

Концепция Здоровье ребёнка - залог успешности обучения..doc

— 180.00 Кб (Скачать)
 
 

       Содержание.

    1. Введение.          1
      1. Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения.  1
      2. Зависимость качественного образования от здоровья детей.  1
    2. Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения в начальной школе. 2
      1. Понятие здоровья и его составляющие.     2
      2. Здоровьесберегающие технологии – это системный подход

            к обучению и воспитанию.       3

      1. Личностно-ориентированное обучение – основа здоровьесберегающих технологий.         5
      2. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образования.         8
    1. Основополагающие приоритеты здоровьесберегающего образовательного

           процесса в   практической деятельности учителя.    9

      1. Первый этап – начальное ознакомление с основными понятиями. 9
      2. Комплексы физкультминуток и их виды.                         10
      3. Второй этап – формирование здоровой личности школьника.           12
      4. Третий этап – закрепление ЗУН по здоровьесбережению и их

             дальнейшее совершенствование.               13

      1. Диагностика результатов педагогической деятельности.             14

       4. Заключение.                              15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение.

                Учитель XXI века только в том  случае

                   выполнит свою ответственную миссию,

                                                      если его педагогическими приоритетами

                         станут духовность, здоровье и творчество…

                                                                                                                                   В. А. Андреев

1.1 Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения.

            Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.

        Исследования СМИ показывают, что  25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются. (К выпускным классам % соотношение вырастает наполовину.)

1.2 Зависимость качественного  образования от  здоровья детей.

       Почему так происходит? Видимо дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом. Проблема качественного образования сегодня находится в тесной зависимости от здоровья наших детей.  Ведь здоровый ребёнок – залог успешности обучения в школе. Но много ли может сделать для решения этой проблемы один простой  учитель начальной школы?

       Действительно, профессия учителя начальной школы удивительна, потому что именно младшая ступень образования является фундаментом обучения. Мы в ответе за здоровье своих воспитанников, и никто не скажет, что это дело второстепенное. Будущее наших детей в наших руках. Каким будет их здоровье и обучение в дальнейшем, - это, в большей степени, зависит от первого учителя.

       Поэтому одной из главных задач своей работы считаю научить ребёнка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.

       Если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.  

II. Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения в начальной школе.

    1. Понятие здоровья и его составляющие.

         Существует более 300 определений понятия «здоровье».

Здоровье  – это самое  ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко

Здоровье  – это

    • состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.
    • динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.

Здоровье  состоит из нескольких компонентов:

  1. Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
  2. Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
  3. Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  4. Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребности информативной сферы жизнедеятельности.

            Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

     Здоровый  образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.
 
    1. Здоровьесберегающие технологии – это  системный подход к обучению и воспитанию.

                           «Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

По словам профессора, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: 
                    «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства        должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 

                     Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

                  Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. 
Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

          В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

     1.Информационная - отвечает на вопрос: Что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

     2.Инструментальная – отвечает на вопрос: Чем? К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

     3.Социальная (кадры) - Кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

     4.Финансовая – отвечает на вопросы: сколько? За счет, каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

     5.Нормативно-правовое обеспечение – использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровня, собственных средств).

Основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Учитывая эту тесную взаимосвязь, можно выделить систему здоровьесберегающих технологий:

   

     

 

    • Здоровьесберегающие - технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в ОУ, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка. Сюда относится диспансеризация учащихся, профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, мероприятия в период повышенной заболеваемости  ОРВИ и т.д.
    • Оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся. Это физическая подготовка, физиотерапия, гимнастика, массаж.
    • Технологии обучения здоровью – гигиеническое обучение и образование: (обучение гигиеническим навыкам; профилактика травматизма; техника безопасности.)
    • Воспитание культуры здоровья. Воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укрепления здоровья; формирование мотивации на ведение ЗОЖ; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.

Информация о работе Здоровье ребёнка - залог успешности обучения