Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.
Введение. 1
Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения. 1
Зависимость качественного образования от здоровья детей. 1
Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения в начальной школе. 2
Понятие здоровья и его составляющие. 2
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход
к обучению и воспитанию. 3
Личностно-ориентированное обучение – основа здоровьесберегающих технологий. 5
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образования. 8
Основополагающие приоритеты здоровьесберегающего образовательного
процесса в практической деятельности учителя. 9
Первый этап – начальное ознакомление с основными понятиями. 9
Комплексы физкультминуток и их виды. 10
Второй этап – формирование здоровой личности школьника. 12
Третий этап – закрепление ЗУН по здоровьесбережению и их
дальнейшее совершенствование. 13
Диагностика результатов педагогической деятельности. 14
4. Заключение. 15
гимнастика для глаз артикуляционная гимнастика
пальчиковая гимнастика дыхательная гимнастика танцевальные паузы
подвижные игры
Физкультурно-спортивные минутки
Когнитивные (познавательные) минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести: дидактические игры. Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный мир» можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки».
Креативные (творческие) минутки - гимнастика для ума. Например, учащиеся придумывают необычные действия, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, ходить с мячом на голове. Пантомимическая гимнастика. Задача показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка, на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные, добрая волшебница и т.д. Учащиеся должны передать мимикой, жестами состояние героя. Например, петушок – гордый, важный, грустный: кошка гуляет, спит, умывается, сердится.
Двигательно-спортивные минутки. Физкультурные паузы – это комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование. Выполнять упражнения могут самостоятельно (индивидуально) или группами (фронтально). Длительность 5 – 10 мин.
Динамические перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после третьего урока. Длительность динамической перемены – 30 мин. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, упражнения в игровой форме (3-5 мин.). Подвижные игры, спортивные игры, самостоятельная игровая деятельность (20-25 мин.).
Оздоровительные минутки. К ним относятся подвижные игры. Их использование зависит от специфики урока, а также от площади классной комнаты. Обычно подвижные игры используют, когда на уроке присутствует подгруппа учащихся. Например, игра «Рыбалка». На доске рыбаки. Класс разделён на три команды. У каждого ученика рыбки с примерами. Нужно как можно быстрее посчитать примеры и прикрепить рыб к нужному рыбаку.
Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Например, «Чудо песенка» из передачи «Теленяня».
Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомлений глаз. Например, плотно закрыть и широко открыть глаза (5-6 раз с интервалом в 30 сек.). Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Пальчиковая гимнастика. Игра «Лошадка». Вот помощники мои, их как хочешь, поверни, по дороге белой, гладкой скачут пальцы как лошадки, цок – цок – цок скачет резвый табунок.
Двигательно-речевые минутки. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Двигательно-речевые минутки развивают творческие способности и способствуют развитию интереса учащихся к изучению того или иного предмета.
Артикуляционная гимнастика. Игра «Лошадка цокает копытами» Щелкать кончиком языка по твердому небу. Игра «Кто внимательный?» Найти одинаковый звук в словах: (роза, рот, рысь, корова, рис, ребята, рябина, редиска). Игра «Магазин игрушек» В магазине продаются только те игрушки, в названии которых есть звук «р». Какие ты купишь игрушки (курица, кот, доктор Айболит, рыбка, крот, собака).
Дыхательная гимнастика – звуковая. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
(Приложение № 4.)
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Для диагностической работы учитель должен иметь «Паспорт здоровья класса», где отслеживаются основные параметры развития организма ребёнка.
(Приложение № 5)
Основы здорового образа жизни закладываются в процессе занятий в «Школе здорового образа жизни». Так на серии занятий «Дружи с водой» («Советы доктора Воды», «Друзья Вода и Мыло») в первом классе у учащихся формируется культура сохранения и совершенствования здорового образа жизни, на основе элементарных правил ежедневной гигиены.
Все
это создает ориентировочную
основу, без которой невозможно
освоение правил здоровьесбережения.
3.3 Второй этап – формирование здоровой личности школьника.
На втором этапе учебно-воспитательного процесса формирования здоровой личности школьника ведущая роль отводится углубленному изучению основ здорового образа жизни.
Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
- уточнить представление
об элементарных правилах
- добиться сознательного
выполнения элементарных
-формировать практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемов мышления и деятельности.
Данные задачи решаются одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения и воспитания. Наряду с использованием методов активного обучения, применяю наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Основным становится анализ и разбор правил здоровьесбережения.
Комплексно данные задачи реализуются в ходе спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», где решаются задачи не только закрепления навыков здорового образа жизни, но и происходит их реализация совместно с родителями, закрепляя тем самым с одной стороны значимость данного вида деятельности у ребенка, а с другой формирует ответственное отношение родителей к сохранению здоровья ребенка, а также освоение ими навыков организации данного вида деятельности.
Такой подход позволяет
углубленно познать основы здоровьесбережения.
Третий этап – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
- добиться стабильности
и автоматизации выполнения
- добиться выполнения
правил здоровьесбережения в
соответствии с требованиями
их практического
- обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи решаются как одновременно, так и последовательно, т.к. все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
На данном этапе в ходе занятий в «Школе здорового образа жизни» расширяется тематика, происходит углубление знаний и навыков здорового образа жизни через комплексную реализацию – «Путешествие в страну здоровья», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», Устный журнал «День Здоровья»
(Приложение № 6).
В ходе данных занятий учащиеся не только применяют и совершенствуют ранее полученные знания, умения и навыки по здоровьесбережению, но и учатся переносить опыт в новые нестандартные ситуации. В том числе это реализуется на массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях - «День здоровья».
Основным показателем, отличающим все здоровьесберегающие технологии, является экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Для реализации данного аспекта деятельности используем «Дневник здоровья», который ведётся со 2 по 4 класс. Под руководством учителя его заполняют ребята. В дневнике отражается динамика роста, веса, окружности грудной клетки, также отслеживается динамика двигательных умений и навыков, соблюдения правил гигиены. (Приложение № 7.)
3.5 Диагностика результатов здоровьесберегающей деятельности.
Ежегодно совместно с медицинскими работниками проводим диагностику состояния здоровья учащихся с целью выявления уровня состояния здоровья, а также отслеживания результатов деятельности в рамках здоровьесберегающей педагогики. Результаты деятельности таковы:
IV. Заключение.
Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Хочется
написать крупными буквами плакат и повесить
его в каждой школе: «Будь внимателен к
здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных
заоблачных планов, которые сегодня по
ряду объективных причин не могут быть
выполнены, а решать самые простые, но
очень важные ежедневные проблемы, чтобы
постепенно продвигаться в осуществлении
поставленной цели – сохранить, укрепить
и улучшить здоровье наших детей как основного
будущего ресурса нации.
Литература
Информация о работе Здоровье ребёнка - залог успешности обучения