Здоровье ребёнка - залог успешности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.

Содержание

Введение. 1
Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения. 1
Зависимость качественного образования от здоровья детей. 1
Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения в начальной школе. 2
Понятие здоровья и его составляющие. 2
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход
к обучению и воспитанию. 3
Личностно-ориентированное обучение – основа здоровьесберегающих технологий. 5
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образования. 8
Основополагающие приоритеты здоровьесберегающего образовательного
процесса в практической деятельности учителя. 9
Первый этап – начальное ознакомление с основными понятиями. 9
Комплексы физкультминуток и их виды. 10
Второй этап – формирование здоровой личности школьника. 12
Третий этап – закрепление ЗУН по здоровьесбережению и их
дальнейшее совершенствование. 13
Диагностика результатов педагогической деятельности. 14
4. Заключение. 15

Работа содержит 1 файл

Концепция Здоровье ребёнка - залог успешности обучения..doc

— 180.00 Кб (Скачать)

       гимнастика для глаз              артикуляционная гимнастика              

       пальчиковая гимнастика             дыхательная гимнастика танцевальные паузы                                                                 

       подвижные игры 

             Физкультурно-спортивные минутки

                                  физкультурные паузы

                                  динамические перемены 

    Когнитивные (познавательные) минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести: дидактические игры. Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный мир» можно использовать игры  «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки».

    Креативные  (творческие) минутки - гимнастика для ума. Например, учащиеся придумывают необычные действия, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, ходить с мячом на голове. Пантомимическая гимнастика. Задача показать эмоциональное  состояние персонажа. Предлагается карточка, на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные, добрая волшебница и т.д. Учащиеся должны передать мимикой, жестами состояние героя. Например, петушок – гордый, важный, грустный: кошка гуляет, спит, умывается, сердится.

         Двигательно-спортивные минутки. Физкультурные паузы – это комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование. Выполнять упражнения могут самостоятельно (индивидуально) или группами (фронтально). Длительность 5 – 10 мин.

     Динамические перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после третьего урока. Длительность динамической перемены – 30 мин. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, упражнения в игровой форме (3-5 мин.). Подвижные игры, спортивные игры, самостоятельная игровая деятельность (20-25 мин.).

    Оздоровительные минутки. К ним относятся подвижные игры. Их использование зависит от специфики урока, а также от площади классной комнаты. Обычно подвижные игры используют, когда на уроке присутствует подгруппа учащихся. Например, игра «Рыбалка». На доске рыбаки. Класс разделён на три команды. У каждого ученика рыбки с примерами. Нужно как можно быстрее посчитать примеры и прикрепить рыб к нужному рыбаку.

Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Например, «Чудо песенка» из передачи «Теленяня».

Гимнастика  для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомлений глаз. Например, плотно закрыть и широко открыть глаза (5-6 раз с интервалом в 30 сек.). Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

 Пальчиковая гимнастика. Игра «Лошадка». Вот помощники мои, их как хочешь, поверни, по дороге белой, гладкой скачут пальцы как лошадки, цок – цок – цок скачет резвый табунок.

Двигательно-речевые минутки. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Двигательно-речевые минутки развивают творческие способности и способствуют развитию интереса учащихся к изучению того или иного предмета.

Артикуляционная гимнастика. Игра «Лошадка цокает копытами» Щелкать кончиком языка по твердому небу. Игра «Кто внимательный?» Найти одинаковый звук в словах: (роза, рот, рысь, корова, рис, ребята, рябина, редиска). Игра «Магазин игрушек» В магазине продаются только те игрушки, в названии которых есть звук «р». Какие ты купишь игрушки (курица, кот, доктор Айболит, рыбка, крот, собака).

Дыхательная гимнастика – звуковая. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

(Приложение  № 4.)

                   Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Для диагностической работы учитель должен иметь «Паспорт здоровья класса», где отслеживаются основные параметры развития организма ребёнка.

(Приложение  № 5)

           Основы здорового образа жизни закладываются в процессе занятий в «Школе здорового образа жизни». Так на  серии занятий «Дружи с водой» («Советы доктора Воды», «Друзья Вода и Мыло»)  в первом классе у учащихся формируется  культура сохранения и совершенствования здорового образа жизни, на основе элементарных правил ежедневной гигиены.

 Все  это создает ориентировочную  основу, без которой невозможно  освоение правил здоровьесбережения. 

3.3 Второй этап – формирование здоровой личности школьника.

           На  втором этапе учебно-воспитательного процесса формирования здоровой личности школьника ведущая роль отводится углубленному изучению основ здорового образа жизни.

Цель  – сформировать полноценное  понимание основ  здорового образа   жизни.

         Основные  задачи:

         - уточнить представление  об элементарных правилах здоровьесбережения;

         - добиться сознательного  выполнения элементарных правил  здоровьесбережения;

         -формировать практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемов мышления и деятельности.

         Данные задачи  решаются одновременно. Эффективность  обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения и воспитания. Наряду с использованием методов активного обучения,   применяю наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни.  Основным  становится анализ и разбор правил здоровьесбережения.

         Комплексно данные задачи  реализуются в ходе спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», где решаются задачи не только закрепления навыков здорового образа жизни, но и происходит их реализация совместно с родителями, закрепляя тем самым с одной стороны значимость данного вида деятельности у ребенка, а с другой формирует ответственное отношение родителей к сохранению здоровья ребенка, а также освоение ими навыков организации данного вида деятельности.

         Такой подход позволяет  углубленно познать основы здоровьесбережения. 

    1. Третий  этап – закрепление  ЗУН по здоровьесбережению и их дальнейшее совершенствование.
 

Третий  этап – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование.

         Цель  – умение перевести  в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

         Основные  задачи:

         - добиться стабильности  и автоматизации выполнения правил  здоровьесбережения;

         - добиться выполнения  правил здоровьесбережения в  соответствии с требованиями  их практического использования;

         - обеспечить вариативное  использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

         Эти задачи  решаются как одновременно, так и последовательно, т.к. все они тесно взаимосвязаны.

         На этом этапе  увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

         На данном этапе в ходе занятий в «Школе здорового образа жизни» расширяется тематика, происходит углубление знаний и навыков здорового образа жизни через комплексную реализацию –  «Путешествие в страну здоровья», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», Устный журнал «День Здоровья»

(Приложение  № 6).

В ходе данных занятий учащиеся не только применяют и совершенствуют ранее полученные знания, умения и навыки по здоровьесбережению, но и учатся переносить опыт в новые нестандартные ситуации. В том числе это реализуется на массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях  - «День здоровья».

         Основным показателем, отличающим все здоровьесберегающие  технологии, является  экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

         Для реализации данного  аспекта деятельности используем «Дневник здоровья», который ведётся со 2 по 4 класс. Под руководством учителя его заполняют  ребята. В дневнике отражается динамика роста, веса, окружности грудной клетки, также отслеживается динамика двигательных умений и навыков, соблюдения правил гигиены. (Приложение № 7.)

3.5 Диагностика результатов  здоровьесберегающей  деятельности.

         Ежегодно совместно  с медицинскими работниками проводим диагностику состояния здоровья учащихся с целью выявления уровня состояния здоровья, а также отслеживания результатов деятельности в рамках здоровьесберегающей педагогики. Результаты деятельности таковы:

           

                   

IV.   Заключение.

Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации  на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  2. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
  3. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
  4. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
  5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
  6. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
  7. среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  8. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
  9. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
  11. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
  12. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.

Информация о работе Здоровье ребёнка - залог успешности обучения