Здоровье ребёнка - залог успешности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.

Содержание

Введение. 1
Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения. 1
Зависимость качественного образования от здоровья детей. 1
Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения в начальной школе. 2
Понятие здоровья и его составляющие. 2
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход
к обучению и воспитанию. 3
Личностно-ориентированное обучение – основа здоровьесберегающих технологий. 5
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образования. 8
Основополагающие приоритеты здоровьесберегающего образовательного
процесса в практической деятельности учителя. 9
Первый этап – начальное ознакомление с основными понятиями. 9
Комплексы физкультминуток и их виды. 10
Второй этап – формирование здоровой личности школьника. 12
Третий этап – закрепление ЗУН по здоровьесбережению и их
дальнейшее совершенствование. 13
Диагностика результатов педагогической деятельности. 14
4. Заключение. 15

Работа содержит 1 файл

Концепция Здоровье ребёнка - залог успешности обучения..doc

— 180.00 Кб (Скачать)

                   Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования.  Вот почему возникла необходимость создания системы в концепции здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников.

                   В МОУ Александровская СОШ учителя начальных классов работают  в рамках эксперимента «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе». Разработан долгосрочный проект «Здоровый образ жизни» (Приложение № 1), где учащиеся начальных классов были активными соавторами, генераторами идей,  участниками реализации данного проекта, который получил положительные отзывы не только учащихся, родителей, но и администрации школы. (Презентация № 2)

                 Цель проекта: на основе здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, направленные на здоровый образ жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

2.3 Личностно-ориентированное обучение – основа здоровьесберегающих технологий.

               Основой здоровьесберегающих технологий является личностно-ориентированное обучение в школе, учитывающее психологические и физиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребенка.

                  В его основу положены следующие принципы:  
– ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;  
–  учитель дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;  
–  учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:  
– ребенок учится только через действие;  
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;  
– ребенок осваивает мир в целостном восприятии;  
– ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;  
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;  
– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

       Исходя  из этих принципов, организуется процесс обучения, проводятся личностно ориентированные уроки. Каждый ученик должен научиться выполнять или составлять план действий, осуществлять его, уметь перебирать различные варианты решений, уметь строго подчиняться заданным правилам, организовывать поиск необходимой информации. Поэтому, начальный этап любого урока – это составление плана.

Следующий этап урока – актуализация знаний детей, необходимых для изучения нового материала, выработка навыка истолкования своего опыта. После этого ставится проблемный вопрос или создается проблемная ситуация (это может быть игровая ситуация, помощь героям любимых произведений, иллюстрации на различные темы, загадка, ребус песни и др.).

            Есть два варианта «открытия» детьми нового знания:  
– объяснение учителем в процессе беседы с учениками с опорой на предыдущие знания, решение учащимися практических и теоретических задач;  
– короткое объяснение учителя (введение в проблему), самостоятельная работа с учебником, решение практических задач.

(Приложение  № 2. Урок математики в 3 классе по теме: «Виды  треугольников» для слушателей курсов повышения квалификации на базе Россошанского МЦ семинара-практикума «Инновационные технологии на уроках математики в начальных классах».)

             Учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, подводит итог, научно «окультуривает».

         Следующий очень важный этап урока, научить ребенка применять полученные знания, те или иные правила, законы. Учащиеся выполняют тренировочные задания, их число должно быть больше, чем можно решить на уроке (задания предлагаются на выбор). Здесь для каждого ребенка создается «ситуация успеха – я могу, у меня получается, я выберу задания сложней».

       На  таких уроках применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Но это и самый лучший способ развития речи, способностей детей; он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Использовать её можно  с 1 класса, но делать это надо постепенно и последовательно. Хочется отметить благотворное влияние групповой формы работы на детей: сильные стали добрее, внимательнее к товарищам, готовы приходить на помощь, объяснить непонятное. Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них появилось желание ответить на вопрос, самим что-либо спросить, помочь товарищу.                                                                                                                                                                                

       Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития детей. Этот принцип создает условия для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей детей в различных видах его деятельности, а не только для накопления знаний и формирования навыков решения предметных задач.

                   Принцип вариативности содержания образования дает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребёнка, и что особенно важно – учет особенностей различных контингентов детей: детей с проблемами в развитии, детей-инвалидов.

                   Хочется подчеркнуть, что без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребёнка как субъекта новой для него деятельности «учения – обучения» нельзя создавать начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом.

 Дети – это чудо природы. Работа с ними для – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.

                     Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

                        Не секрет, что учащиеся  начальной  школы очень быстро устают. Как  избежать перегрузки детей на  уроке? Как предотвратить их  утомляемость? В своей практике применяю задания различной степени сложности, меняю виды деятельности, подбираю задания развивающего характера,  стараюсь разрядить обстановку шутками и весёлыми фразами. Поэтому мотивация к обучению у детей не угасает, а остаётся высокой. 
 
 
 

2.4 Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.                

     Рациональная  организация урока – важная составная  часть здоровьесберегающей работы школы. Перечислю кратко, на что следует  обращать внимание при оценке урока  в указанном аспекте:

  1. Обстановку и гигиенические условия в классе.
  2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ и др. Норма 4-6 видов за урок.
  3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Норма 7-10 минут.
  4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с. р. Норма - не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации и инициативы учащихся. Это метод свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие.
  7. Место и длительность применения ТСО.
  8. Позы учащихся. Чередование поз.
  9. Физкультминутки. Норма – на 15-20 минут по 1 минуте из легких упражнений с 3 повторениями.
  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
  11. Наличие мотивации к учебной деятельности у учащихся.
  12. Психологический климат на уроке.
  13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок, музыкальных минуток и т. д.
  14. Плотность урока, т. е. Количество времени, затраченного школьниками на учебу. Норма не менее 60 % и не более 75%-80%.
  15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
  16. Темп и особенности окончания урока.

      Примером  рациональной организации урока является открытый урок окружающего мира на районном семинаре директоров школ в 3 классе по теме «Живая природа. Разнообразие животных».

(Приложение  № 3.)

III. Основополагающие приоритеты здоровьесберегающего образовательного процесса в   практической деятельности учителя.

         В своей работе считаю, что основополагающими  приоритетами для образовательного процесса являются следующие компоненты:

    • здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития;
    • оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей;
    • индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

                Всё это помогает развивать  ребёнка. Предполагает ориентацию  содержания образования на стимулирование  и поддержку эмоционального, духовно-нравственного,  социального и интеллектуального развития детей. Создаются условия для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей детей в различных видах его деятельности, а не только для накопления знаний и формирования навыков решения предметных задач.

         Вся учебно-воспитательная работа, направленная на формирование личности младшего школьника в условиях здоровьесберегающей педагогики, включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

3.1  Первый этап – начальное ознакомление с основными понятиями.

Основные  задачи:

- сформировать  смысловые представления об элементарных  правилах здоровьесбережения;

- создать  элементарные представления об  основных понятиях здорового  образа жизни;

- добиваться  выполнения элементарных  правил  здоровьесбережения (на уровне первоначального умения). 

    1.   Комплексы физкультминуток и их виды.

       Представление об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате проведения комплекса физкультминуток на уроке.

   Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) для проведения физических упражнений, связанных с длительной позой учащихся их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления (8-12 мин.). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. 
 

    Когнитивные                   Физкультурные    Креативные

              минутки                                            минутки                                           минутки

                   

   

  Оздоровительные минутки                        Двигательно-речевые минутки   

Информация о работе Здоровье ребёнка - залог успешности обучения