Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:35, реферат
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов (6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Введение
1. Проблема здорового образа жизни в психологии
1.1. Понятие о здоровье и его критерии
1.2. Понятие о здоровом образе жизни
2. Изучение социальных представлений в социальной психологии
3. Анализ результатов исследования
3.1. Описание методики и организации исследования
3.2. Анализ результатов и их обсуждение
Заключение
Литература
Приложения
Среди врачей отметили
необходимость здорового образа
жизни 85% и 15% не смогли однозначно указать
на его необходимость, отмечая то,
что способствование здоровья продлению
жизни не означает улучшение ее качества.
Наибольшее количество медиков видят
значение здорового образа жизни
в обеспечении счастливой семейной
жизни (30%) и предотвращении болезней
(30%); ЗОЖ как залог здоровья детей
рассматривают 20%, ЗОЖ как способствующий
долгожительству определяют 10%, еще
10% указывают на его способствование
сохранению жизни на Земле. Снова
обращает на себя внимание видение
ЗОЖ как способа прежде всего
предотвращения заболеваний. Больший
удельный вес такой причины
При анализе ответов
на вопрос о степени реализованности
здорового образа жизни получены
следующие результаты: у врачей этот
показатель составил 57,4%, у учащихся
медицинского колледжа - 63,3%, у девушек-юристов
- 71,4% и у юношей-юристов - 73,1%. Таким
образом, юноши считают себя наиболее
придерживающимися здорового
Сами испытуемые называют в качестве причин недостижения 100%-ной реализации здорового образа следующие: учащиеся-медики (нерегулярные занятия спортом - 45%, курение - 20%, нерегулярное питание- 10%, употребление алкоголя - 10%, недостаточный сон - 10%, плохая экология - 10%), девушки-юристы (неправильное питание- 23,5%, курение - 11,8%, несистематические занятия спортом - 6%, употребление алкоголя - 6%, плохая экология - 6%), юноши-юристы (употребление алкоголя - 22,2%, курение - 22,2%, неправильное питание - 16,7%, недостаток времени для ведения здорового образа жизни - 11,1%, недостаточный сон - 5,6%, несоблюдение режима - 5,6%). Как видно из приведенных ответов, здоровый образ жизни сводится к факторам, обеспечивающим физическое здоровье. Кроме того, юноши рассматривают его как требующего особых условий для своей реализации, в частности дополнительного времени.
Нами анализировался также такой вопрос, как желание изменить собственный образ жизни. Мы соотносили желание ведения более здорового образа жизни со степенью его реализованности.
Было выявлено, что
хотели бы вести более здоровый образ
жизни 80% врачей, 75% учащихся медицинского
колледжа, 65% девушек-юристов и 55,6% юношей-юристов.
Как видно из приведенных данных,
чем менее реализованным
Заключение
Целью нашей работы является изучение представлений о здоровом образе жизни у практикующих и будущих медиков, а также у студентов-немедиков.
Данная цель конкретизируется в виде следующих задач:
1) определение места здоровья в системе ценностей врачей и учащихся;
2) сравнительный анализ
осознанных и неосознанных
3) рассмотрение соотношения
физических и психических
4) сравнительный анализ
представлений о здоровом
5) сравнительный анализ
представлений о здоровом
6) выявление степени
соответствия представлений о
здоровом образе жизни врачей
и учащихся современным
Анализ результатов
проведенного исследования позволяет
сделать ряд выводов
Так, у всех групп
испытуемых здоровье занимает 1 место
в системе ценностных ориентаций,
но вместе с тем количество людей,
отдающих приоритет среди прочих
ценностей именно здоровью, различно,
что дает основание судить об отличиях
отношения к собственному здоровью
у испытуемых. Можно говорить об
отсутствии влияния медицинского образования
на значимость здоровья для человека.
Скорее, можно заключить, что женщины
придают в целом большее
Представления о здоровом образе жизни у лиц юношеского возраста, независимо от их образования прежде всего сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем врачами в качестве наиболее важных составляющих здорового образа жизни называются такие, как ощущение счастья, гармония с собой, гармоничные отношения в семье, что более соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни, не ограничивающемся не только факторами физического здоровья.
В качестве главного признака здорового образа жизни отмечаются как составляющие здорового образа, так и показатели здоровья, которое на субъективном уровне оценивается как хорошее самочувствие и хорошее настроение.
Анализ рисунков показывает, что наиболее многогранные представления о здоровом образе жизни присущи врачам, а наиболее поверхностные, когда здоровый образ жизни понимается как отсутствие вредных привычек и занятия спортом, наблюдаются у юношей-юристов. Более широкие представления о здоровом образе жизни у медиков могут быть связаны как с опытом работы, так и с более широким жизненным опытом.
Выявлены также различия в отношении испытуемых к здоровью (либо как к средству, либо как к цели).
Нами обнаружено, что большая часть испытуемых считает здоровый образ жизни необходимым.
Было определено, что,
чем менее реализованным
Литература
1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.
3. Апанасенко Г.А.
Валеология: имеет ли она право
на самостоятельное
4. Апанасенко Г.А.
Охрана здоровья здоровых: некоторые
проблемы теории и практики //
Валеология: Диагностика, средства
и практика обеспечения
5. Баевский Р.М., Берсенева
А.П. Донозологическая
6. Басалаева Н.М., Савкин
В.М. Здоровье нации:
7. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
8. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.
9. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
10. Валеология: Диагностика,
средства и практика
11. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
12. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.
13. Васильева О.С., Журавлева
Е.В. Исследование
14. Василюк Ф.В. Психология
переживания: аназиз
15. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
16. Гаркави Л.Х., Квакина
Е.Б. Понятие здоровья с
17. Горчак С.И. К
вопросу о дефиниции здорового
образа жизни // Здоровый образ
жизни. Социально-философские
18. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
19. Дильман В.М. Четыре модели медицины. Л., 1987, 287 с.
20. Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987, 63 с.
21. Долинский Г.К.
К понятийному аппарату
22. Донцов А.И., Емельянова
Т.П. Концепция социальных
23. Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых. Медицина, 1992, 214с.
24. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
25. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.
26. Здоровый образ
жизни. Социально-философские
27. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
28. Изуткин А.М., Царегородцев
Г.И. Социалистический образ
29. Казначеев В.П.
Основание формирования
30. Казначеев В.П.
Очерки теории и практики
31. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996, №1, с. 7-17.
32. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
33. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.
34. Лисицын Ю.П., Полунина
И.В. Здоровый образ жизни
35. Лищук В.А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств. М., 1992.
36. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998, 688 с.
37. Мартынова Н.М.
Критический анализ
38. Мерклина Л.А., Понедельник
С.В. Участие медицинских
39. Московиси С.
Социальное представление:
40. Нистрян Д.У. Некоторые
вопросы здоровья человека в
условиях научно-технического
41. Овруцкий А.В.
Социальные представления об
агрессии на материалах газеты
“Комсомольская правда” о
42. Понедельник С.В.
Формирование здорового образа
жизни семьи в системе
43. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.
44. Психология. Словарь
/ под общ. ред. А.В.Петровского,
45. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., 1992. 240 с.
46. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
47. Семенов В.С. Культура и развитие человека // Вопросы философии. 1982. №4. С. 15-29.
48. Семенова В.Н.
Валеология в практике работы
школы // Вестник психосоциальной
и коррекционно-
49. Степанов А.Д., Изуткин
Д.А. Критерии здорового
50. Соковня- Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997.
51. Труфанова О.К.
К вопросу о психологической
характеристике состояния