Федеративное устройство, общие положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – подробно рассмотреть федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
а) раскрыть смысл понятия государственного устройства;
б) дать характеристику основных видов государственного устройства;
в) подробно рассмотреть эволюция становления в Российской Федерации федерализма, т.е. исследовать исторические этапы;
г) охарактеризовать особенности федерализма в современной России и выделить его основные тенденции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. с. 3.
1. Понятие и формы государственного устройства……………………….... с. 4.
2. Исторические этапы российского федерализма………………………... с. 10.
3. Общая характеристика современного российского федерализма…….. с. 16.
Заключение…………………………………………………………………... с. 21.
Список используемой литературы…………………………………………. с. 22.

Работа содержит 1 файл

Конституционное право РФ.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

        Стоит отметить, что отличительной чертой централизованного государства является высокая роль исполнительной власти в управлении государством и его составными частями. В этой связи особенность децентрализованных по своей природе федеративных государств – развитый порядок координации законотворческого процесса посредством парламентских структур. Российское законодательство на современном этапе свидетельствует о преобладании противоположной тенденции – об усилении механизма координации процесса законотворчества по линии исполнительной власти.

        Другое направление развития федеративных отношений на современном этапе – введение института публично-правовой ответственности за нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также в активизации федеральной властью правовой политики перераспределения прав между Федерацией и её субъектами в пользу первой.

        Налицо прогресс в создании юридических предпосылок интеграции федерального и регионального законодательства, укреплении единства государственной власти в Российской Федерации3; с другой стороны, заметен дальнейший процесс централизации государственной власти и сужения прав субъектов РФ. В неразрывной связи с происходящими законодательными изменениями для современных исследователей естественным является вопрос о том, насколько в новых правовых условиях реализуется и обеспечивается баланс единства и плюрализма в системе разделения власти России как федеративного государства. Ответ на него зависит от того, насколько сильными и действенными станут совместные усилия Федерации и её субъектов.

        Ещё одним важнейшим аспектом формирующихся тенденций развития федеративных отношений является учёт современных вызовов цивилизации, коснувшихся и России. В современных условиях человечество сталкивается с новыми вызовами не только в международных отношениях, политике и мировой экономике, но и в реализации федеративной идеи. Среди таких вызовов можно отметить: угроза терроризма, влияющего на безопасность и жизнь людей; опасность экологической катастрофы; рост миграции, вызывающей социально-экономическую напряженность и провоцирующей конфликты культур. Таким образом, учёт мнения субъектов РФ, подготовка совместных программ и реализация совместных действий по этим вопросам особенно важны в современный период. В этой связи необходимо искать дополнительные формы сотрудничества, совершенствовать и модернизировать соответствующие координационные структуры.

     Таким образом, тенденции реформирования федеративных отношений следующие:

1. Укрепление  целостности РФ как единого федеративного государства, укрепление единого правового пространства, координация правотворчества в регионах.

2. Последовательная реализация конституционного равенства субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что должно способствовать преодолению фактического политического и социально-экономического неравенства субъектов Федерации.

3. Оптимальное  разграничение полномочий Федерации  и ее субъектов. Чтобы достичь  этого, необходимо более четко  определить границы компетенции Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Имеются предложения о необходимости проведения такого разграничения в федеральном отраслевом законодательстве.

        Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации4.

        В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции Российской Федерации показывает, что её субъекты фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.

        Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем и его проявления в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.

1. В  условиях перехода от старой  формы государственного устройства к новой модели федеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма и выработки оптимального пути федерирования Российского государства.

2. Сохранена  тенденция перегруппировки субъектов  Российской Федерации (в сторону увеличения либо уменьшения).

3. В Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений.

4. Тенденции четкой и ясной структуризации и правового оформления субъектов Российской Федерации, форма государственного устройства России, строительство и функционирование ее правовой системы, согласно которому Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).

5. Наличие разнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики, автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов.

        Таким образом, Российская Федерация унаследовала от прежней РСФСР следующее деление: национальные республики в составе России, края, области, автономные округа, города федерального значения, автономная область. Обретение субъектом Федерации той или иной формы не имело какого-либо объективного критерия и осуществлялось в значительной степени спонтанно, используя главным образом то деление, которое было унаследовано от прошлой административно-командной системы.

       

         

Заключение

        Обобщая всё вышеизложенное, стоит отметить, что итоги, тенденции и перспективы развития России как федеративного государства свидетельствуют о сложном развитии нашего государства по пути утверждения основных ценностей федерализма. Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.

        Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отношений. Выравнивание прав и обязанностей субъектов федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.

        Россия находится только на начальном этапе развития федеративных отношений. За последние 10-15 лет много было и негативного, и позитивного. Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое. 

Список  используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.).

2. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002.

3. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М., 2007.

4. Конюхова И.А. – Современный  российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. – М.: ОАО «Издательский дом «Городец»»; «Формула права» – 2004.

5. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. – М., 2004.

6. Баглай  М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.

7. Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007 –№1.

8. Вишняков  В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // М., 2008 – с. 160. 

Информация о работе Федеративное устройство, общие положения