Форма государства: традиции и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Приступая к анализу современной формы российского государства, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.

Содержание

Введение 3
1. Форма правления современного российского государства 4
2. Форма государственного устройства современного российского государства 10
3. Политический режим современного российского государства 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсач Форма современного российского государства.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

       Является  ли Россия демократическим  государством?  

       С формально-правовой точки зрения  Россия, согласно Конституции, является  демократическим  федеративным  правовым государством с  республиканской  формой правления. Человек, его  права и свободы  объявлены  высшей ценностью, гарантировать   которую обязывается государство.  Единственным источником власти  объявлен народ, который на  референдумах и  выборах изъявляет  свою волю.  

       По  Конституции Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.  

       Однако  в России до сих пор  практически  все процессы, начиная  от экономики  и заканчивая  социальной сферой, замкнуты непосредственным  образом на государстве. Это  приводит к тому, что вся   жизнь россиян зависит от непосредственной  деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер  государства  в России пока  не удается. Это приводит к  тому, что государственные структуры   продолжают выполнять функции  не демократического, а дистрибутивного,  перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах.  

       Например, мало кто в России  знает, что собой  представляют  по содержанию такие понятия   из словаря демократии, как «достойная  жизнь», «свободное развитие человека»,  «гарантии социальной защиты»,  «единство  экономического пространства»,  «местное самоуправление», «прямое  действие Конституции», «гарантия прав и свобод согласно нормам международного права» и т.д.  

       В Конституции записано, что Россия -- социальное государство, стремящееся к обеспечению достойной жизни и устанавливающее гарантированный минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, таким распределительным фантомом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Минимальная заработная плата в условиях рынка должна позволять работнику и членам его семьи хотя бы минимальное, но полноценное социальное существование, не говоря уже об обеспечении «достойной жизни». Тот уровень минимальной оплаты труда, который может позволить себе сегодня российское государство, не обеспечивает даже одинокому работающему возможности оплатить коммунальные услуги.

        Практическое  состояние дел свидетельствует   о том, что демократия в России  носит формальный характер, она  не выражает и не может выражать  интересов  большинства населения,  как это  происходит в условиях  западной демократии. Это будет  продолжаться до тех  пор,  пока в России не возникнет  основа демократии -- гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще.  

       Это означает, что Россия представляет  собой иное государство, нежели  провозглашенное  в Конституции.  Сказать какое -- трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это противоречие не может не воспроизводить социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние алегитимности, теневых отношений и многих иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле.  

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Рассмотренные три стороны формы  современного Российского государства  (форма правления, форма государственного  устройства, политический режим)  хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках.  

    Форма правления — это элемент  формы  государства, который  характеризует порядок организации  и взаимоотношения высших органов  государственной власти, а также  их отношения с населением. По  форме правления государства  делятся на монархии и республики.  

    Форма государственного устройства—  это элемент формы государства, который отражает взаимоотношения государства в целом и его составных частей, центральных и местных органов власти. По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.  

    Государственный режим — это  элемент формы  государства,  который характеризует совокупность  методов осуществления государственной  власти. Государственные режимы  делятся на две основные группы: демократические и недемократические. 

       Таким образом, взятые в единстве  три организации  государственной  власти образуют форму  современного  Российского государства. Российская  Федерация представляет собой  демократическое федеративное правовое  государство с республиканской  формой правления.  

       Российская  Федерация представляет  собой республику смешанного  типа, поскольку формирование Правительства  РФ осуществляет Президент РФ  с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя  Правительства РФ назначает на  должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

Арзамаскин Н. Н. Эволюция формы государства (на современном опыте Российской Федерации): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.  ю. н. МГУ им. М. В. Ломоносова. М.,1996.

Венгеров  А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Омега-Л, 2004.

Жинкин С. А.  Теория государства и права. Конспект лекций. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Зубов А. Г. Возможен ли федерализм в России? //Родина. 1996,  № 2.

Колюшкина Л.Ю., Лавриненко Н.И.,  Мархгейм М.В., Мирошник С.В., Назаров С.Н., Смоленский М.Б. Теория государства и права: Ростов-н/Д: Феникс, 2003.

Коржихина Т. Федерализм или унитаризм ? //Свободная мысль. 1995.  № 6.

Любимцев.  Российский  федерализм:  проблемы  и  решения   //Экономист. 1995. № 6.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права Учебник — М   Юристь, 2001.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. — М., Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002.

Общая теория государства и права. Академический  курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 2. — М.,   ИКД "Зерцало-М", 2001.

Пастухов  В.Б. Новый федерализм для России //Полис. 1994. №3.

Соколов А.Н. Теория права и государства. Учеб. пособие. Калининград. ФГУИПП. «Янтар сказ», 2002.

Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

Теория  государства и права: Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2004.

Теория  права и государства. Учебник/Под ред. проф. В.В. Лазарева.— 2-е, перераб. и доп. изд-е. — М.: Право и закон, 2001.

Теория  государства и права: Учебник  для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм //Государство и право. 1995. № 3.

Информация о работе Форма государства: традиции и современность