Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1


Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2


1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4


2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8


3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14


4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19


Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28


Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Форма государства.docx

— 86.96 Кб (Скачать)

     Демократическое общество характеризуется развитием  ассоциативных связей на всех уровнях  общественной жизни. При демократии существует институциональный и  политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным  интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности  и свободы личности.

     Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют  в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система  прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке  решений, советов, рекомендаций, а также  осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие  народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

     Управление  в демократическом государстве  производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений.

На новый  уровень поднимается система  разграничения полномочий между  центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование  общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом  сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализованно. В результате этого  снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости  ее нейтрализации.

Нормативное регулирование приобретает качественно  новый характер. В идеале, поскольку  демократическое общество характеризуется  достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают  прямое и непосредственное участие  в выработке решений, снимается  вопрос о массовом применении принуждения  при неисполнении решений. Люди, как  правило, добровольно подчиняют  свои действия решению большинства.

     Разумеется, и демократический режим имеет  свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых  исторических условиях этот режим ведет  к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для  существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного  выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.19

Следует также  иметь в виду, что демократический  режим появляется зачастую в тех  государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены  идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы  в организации и осуществлении  государственной власти.

     Кроме того, демократический режим в  устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством  современное состояние цивилизации  с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

 

Заключение 

     Форма государства –  это сложное общественное явление, которое включает в себе три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

     Форма правления может быть монархией  и республикой. В свою очередь  монархия может быть: парламентская (Англия, Дания, Япония), дуалистическая (Кувейт, Арабские Эмираты), выборная (Малайзия), теократическая (Ватикан) и принципат (Древний Рим). А республика: президентская (США, Мексика), полупрезидентская (Украина, Франция), парламентская (Германия, Италия).

     Монархия  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству, и ей характерны следующие черты:

    - существование  единоличного главы государства,  пользующегося     своей властью  пожизненно (царь, король, император,  шах);

               -   наследственный порядок  преемственности верховной власти;    

               -   представительство государства  монарха по своему усмотрению;

               -   юридическая безответственность  монарха.

       Республика  -  это такая форма  правления, при которой верховная  власть осуществляется выборными  органами, избираемыми населением  на определенный срок, ей характерны  следующие черты:

                      -   существование единоличного  и коллегиального главы гос-ва;

                      -   выборность на определенный  срок главы государства и 

                          других верховных органов государственной  власти;

                      -   осуществление государственной  власти не по своему 

                          велению, а по поручению народа;

                      -   юридическая ответственность  главы государства в 

                          случаях, предусмотренных законом;

                      -   обязательность решений  верховной государственной 

                          власти. 

     Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

         Форма государственного устройства:

  • унитарное (простое) – это гос.строй, когда национально- государственные административные единицы не имеют автономии, суверенитета, независимости, всех признаков государства;
  • федеративное – административные единицы имеют свой суверенитет;
  • конфедерация – это объединение государств, которые для выполнения определенных задач;
  • империя – это сложное государство которое состоит из главы государства и ее колоний.

   Формы государственного режима  -  представляют собой  совокупность способов и методов  осуществления власти государством, они подразделяются на:  

  • Антидемократические режимы
  • Демократический режим      
 

     Государственный режим - важнейшая составная часть  политического режима, существующего  в обществе. Политический режим  -  понятие более широкое, поскольку  оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и  характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

       Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

     Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.

     Политические  формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти  формы определялись в конечном счете  экономическим строем общества, его  базисом. Большое влияние на форму  государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия  образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

  Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

В современном  мире наиболее распространенной формой государства является демократическая  федеративная республика. Именно в  ней наиболее четко проявляются  все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного  развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического  развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания  старой формы, процесс ее постоянного  обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

     Человечество  уже тысячелетия ищет наиболее совершенные  формы государственной организации  общества. Эти формы меняются с  развитием самого общества. Форма  правления, устройства государства, политический режим – это конкретные сферы, где поиск идет наиболее интенсивно. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 

  1. Конституция Республики Таджикистан
  2. Аристотель.  Политика.  М., 1911.
  3. Арон Р.  Этапы  развития  социологической  мысли.  М., 1999.
  4. Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Часть !. – Душанбе 2000. – 114с.
  5. Венгеров А.Б.“Теория государства и права”- М.: Юрист, 1994
  6. Геродот.  История в  девяти  книгах. Л.,1982.
  7. “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”. Учебник Москва 1988г.
  8. Государство и право в развивающихся странах. Источники права. Сб.ст - М. 1985
  9. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
  10. Еллинек Г.  Общее  учение  о государстве.  С.Пб.,  1908.
  11. Зивс С.Л. Развитие формы права в современных империалистических государствах - М. Знание 1960
  12. История государства и права зарубежных стран. Отв. ред. О. А.Жидков, Н. А. Крашенинникова. — М., 1996.
  13. Коваленко А.И. “Теория государства и права”- М., 1994
  14. Конституция Российской Федерации
  15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4 томах. Отв. ред. Б.А.Страшун. — М.: Издательство БЕК, 1995.
  16. Лившин Р.З. Государство  и право в современном обществе //" Теория права : новые идеи ", 19 91г.
  17. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. — М.: Издательство "Зерцало", 1998.
  18. Платон.  Государство. // Собр. соч.: в 4-х томах. Т.3. - М., 1994.
  19. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - М.,1993
  20. Советский энциклопедический словарь. М. 1989.
  21. Солоневич И.  Народная монархия.  М., 1991.
 
  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. — М.: Издательство "Интерстиль", 1998.
  2. Черданцев А.Ф.  Теория государства и права. Учебник для вузов. -М., ЮРАЙТ, 1999.
 
  1. Черниловский  З.М.  Всеобщая история государства  и права. Учебник для вузов.  –М., Высшая школа, 1986.
 
  1. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия - М. Юридическая литература 1995

Информация о работе Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки