Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1


Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2


1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4


2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8


3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14


4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19


Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28


Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Форма государства.docx

— 86.96 Кб (Скачать)

     В Сообщество могут входить ассоциированные  члены – государства, принимающие  те или иные правила, действующие  в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода и из него устанавливается членами этого  образования. В Сообществе может  быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в  него, а также объединение условий  этих государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых  и других барьеров.

     Европейские Сообщества – объединения трех формально  самостоятельных, но взаимосвязанных  региональных экономических организаций: Европейского объединения угля и  стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 году. К настоящему времени в систему Европейских  Сообществ входит также значительное количество других Европейских интеграционных институтов. В 1965 году в соответствии с Брюссельским договором созданы  единые органы трех Сообществ. С 1986 года Европейские Сообщества используют введенный в 1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на котором символизирует  совершенное единство народов Европы. В Европейских Сообществах применяются 9 официальных языков.

     В связи с заключением в 1992 году Маастрихтских соглашений, предусматривающих  создание к концу XX века политического союза, включая общую оборону и валютно-финансовую систему, Европейские Сообщества стали именоваться Европейским Союзом.

 

4.Форма  государственного  режима. Виды режимов  и их признаки. 

     “Форма  государственного режима - совокупность способов и методов осуществления  власти государством”.15

     В зависимости от демократизма форм и  методов осуществления государственной  власти режимы могут быть:

  • демократическими;
  • антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

     Не  смотря на то, что идеальных демократических  форм государственного режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить наиболее общие  черты, присущие той или иной его  разновидности.

Как уже  отмечалось, форма правления и  форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение  классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий блок формы государства - политический режим.

     В этой характеристике формы государства  отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования “материальных” придатков  государства - тюрем, иных карательных  учреждений, диктаторские или демократические  приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической  свободы, отношение к тем или  иным формам собственности и т. д.

     Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство  управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для  постижения формы государства.

Теория государства  и права выделяет несколько основных видов политического режима, которые  применялись в многовековой истории  государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между  авторитарным и демократическим  режимами, крайними полюсами на всей шкале  политических методов осуществления  власти.

     Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для  монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно  одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и  характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением  деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных  начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной  собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический  режим становился типичной формой осуществления  власти. В деспотическом государстве  доминируют карательная, жесткая налоговая  политика по отношению к народу.

     При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают  воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют  содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется  весьма широко.

     Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в  государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет  о том, что все должны чувствовать  ежеминутно вечно поднятую длань  государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без промедления  уничтожить лиц, занимающих первые места  в государстве, то все пропало, так  как страх - единственное начало этого  образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”.

Деспотический режим встречался в основном в  странах Средиземноморья, на Ближнем  Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих  обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может  возникать и в некоторых современных  государствах в силу исторического  своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и  ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

     Тиранический  режим - также основан на единоличном  правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается  насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет  эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании  как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную  власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни  не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение  для того, чтобы посеять страх  среди населения. Овладение территорией  и населением другой страны обычно связано не только с физическим и  моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно  наблюдать в полисах Древней  Греции, в некоторых средневековых  городах-государствах.

     Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и  самовластие обрушиваются прежде всего  на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку  тираническая власть в большинстве  своем не стремится их создать.

     Тоталитарный  режим является, как правило, порождением  ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х  годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение  социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней  формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

     Тоталитарный  режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим.

     Тоталитарный  режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее  существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой  общества, ее установки рассматриваются  как священные догмы. Конкурирующие  идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными  на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает  бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и  государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной  и государственной должности, а  там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные  посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы  имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

     В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним  централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками  команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

     Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о  благе народа. Какое-либо критическое  отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические  личности.16

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых  согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают дискреционные, т.е. законом  не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов “силовой кулак” (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и  т.п.), т.е. карательные органы.

     Тоталитарный  режим широко и постоянно применяет  террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его  широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и  тирании. Оно выступает как главное  условие для укрепления и осуществления  власти.

     При тоталитаризме устанавливается  полный контроль над всеми сферами  жизни общества. Государство стремится  буквально “слить” общество с  собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех  или иных формах собственности. В  политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования  ими. Контроль пронизывает и сферу  личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный  режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования  тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

  Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

     Во-вторых, тоталитаризм имеет социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные  слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями “равенства в нищете”. Тоталитарное государство  опирается на архаические, общинные формы земледелия, быта. Патерналистические представления о государстве  также питают поддерживающие его  структуры.

Информация о работе Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки