Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1


Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2


1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4


2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8


3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14


4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19


Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28


Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Форма государства.docx

— 86.96 Кб (Скачать)

     Разновидностью  тоталитаризма являются режимы, где  осуществляется “культ личности”, культ  вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются  властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

     Государство при тоталитаризме берет как  бы на себя заботу о каждом члене  общества. Со стороны населения при  тоталитарном режиме развивается идеология  и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях  должно государство особенно в сфере  здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой, социальное иждивенчество  части населения питают и поддерживают эти разновидности политического  режима. Зачастую тоталитарный режим  окрашивают в националистические, расисткие, шовинистические краски.

     Однако  социальная цена за такой способ осуществления  власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации  к труду, принудительность, террор, демографические и экологические  потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного  режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного  режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических  сдвигов и соответствующего этому  возрастания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитарного  режима, обеспечивающего федеративное устройство государства, могут возникать  на социально- освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство.

Фашистский  режим представляет одну из крайних  форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой  националистической идеологией, представлениями  о превосходстве одних наций  над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

     Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной тдеологии. Целью  фашисткого государства объявляется  охрана национальной общности, решение  геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка  фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности  зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом  сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации  или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные  нации, расы, они в конечном счете  должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный  режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании  масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в  которые внедряются националистические идеи, популисткие лозунги, геополитические  интересы и т. п.

     Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма

     Для фашистского режима характерны опора  на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический  централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной  власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права  и свободы личности, увеличивается  число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает  контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные  права и свободы граждан. В  отношении других прав граждан часто  допускаются нарушения со стороны  властей и открыто демонстрируется  пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные  приоритеты, основанные на “великой”, “исторической” национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных  интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры  в обществе для достижения своих  целей, для натравливания одних  наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей  прежде всего по критерию их национальной принадлежности.17

     В настоящее время фашизм в его  классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии  можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке  шовинистических, люмпенизированных  слоев населения активно борются  за овладение государственным аппаратом  либо, по крайней мере, за участие  в его работе. 

     Авторитарный  режим может осуществляться в  иных формах. Он может быть основан  на праве, моральных началах, но его  нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в  управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

     Все же при любой форме авторитаризма  государственная власть не формируется  и не контролируется народом. Не смотря на то что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент  штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой  лиц (хунтой, олигархией).

     Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более  узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда  руководство государства формируется  вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой или хунтой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние  очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей  командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная, порой  харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем  не менее, оно ориентируется на эту  сильную личность.

     Зачастую  авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме осуществляются для  проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

     Решения центральной власти, не учитывающие  зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные  и другие особенности тех или  иных групп населения, исполняются  отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от “генеральной линии” применяется  принуждение. Использование насилия  становится характерным для авторитарного  режима. Вот почему авторитарное государство  не может существовать без опоры  на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный  инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения  людей.

     Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать  и несколько партий, однако все  эти партии должны ориентироваться  на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим  законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве  фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они  и провозглашаются формально, так  как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается  полный приоритет интересов государства  над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращая  население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются  во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная  форма последнего - либерально-демократический  режим.

     Либерально-демократический  режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые  ученые полагают: либеральный режим - это собственно не режим осуществления  власти, а условие существования  самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

     В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических  принципов.

     Эти принципы прежде всего характеризуют  экономическую сферу взаимоотношений  личности и государства. При либеральном  режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически  самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется  за личностью и т.п.

     Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок  требует равноправных, свободных, независимых  партнеров. Либеральное государство  и провозглашает формальное равенство  всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор  частной инициативе. Права и свободы  личности не только закрепляются в  конституции, но и становятся осуществимыми  на практике.

     Таким образом, экономическую основу либерализма  составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от соей опеки и не вмешивается  в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие  рамки свободной конкуренции  между производителями, условия  экономической жизни. Оно же выступает  и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях  либерализма государственное вмешательство  в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный  характер, что обусловливается многими  факторами: необходимостью рационально  распределять экономические ресурсы, решать экологически проблемы, участвовать  в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т.д. Либеральный режим допускает  существование оппозиции, более  того, в условиях либерализма государство  принимает все меры к существованию  оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает  специальные процедуры учета  этих интересов. Плюрализм и, прежде всего, многопартийность - необходимые  атрибуты либерального общества. Кроме  того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей  по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент  гражданского общества и не оставляют  гражданина лицом к лицу с государственной  властью, которая обычно склонна  к навязыванию своих решений  и даже к злоупотреблению своими возможностями.

     При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход  которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых  для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

     В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех  вопросов, которые не может решить местная власть.18

     Разумеется, не следует апологизировать либеральный  режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство  стартовых возможностей и т.п. Использование  этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население  должно обладать достаточно высоким  политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что  либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может  существовать только на демократической  основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Собственно  демократический режим (democratia - в  переводе с греческого - народовластие) - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании  принципа равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам  широкие права и свободы демократическое  государство не ограничевается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую  основу и устанавливает конституционные  гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

     В демократическом государстве народ  является источником власти. И это  становится не просто декларацией, а  фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием  избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессинализация власти - отличительный  признак государства, в котором  существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные  начала, гуманизм.

Информация о работе Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки