Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1


Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2


1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4


2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8


3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14


4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19


Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28


Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Форма государства.docx

— 86.96 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1 
 
 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2 
 
 

1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4 
 
 

2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8 
 
 

3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14 
 
 

4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19 
 
 

Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28 
 
 

Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30 

 

Введение 

     В теории государства и права равно  как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы  государства то есть проблема формирования и функционирования особой формы  общественной жизни человека - государства.

     Сегодня, пожалуй ,нет  более спорного вопроса  в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.

     Государство – это прежде всего исторически  сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно  созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая  огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции –  управлять обществом – следуют  другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут  быть распространены государственные  управленческие функции.

     Государство  объединяет  своей  властью  и  защитой  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому -либо  роду  или  племени.  Это  означает,  что  государство  имеет  свою  территорию,  определяет  ее   границы  и  защищает  от  нападения  извне.  Постоянное  население  данной  территории,  как  правило,  имеет  устойчивую  связь  с  государством  в  виде  подданства  или  гражданства  и  пользуется  его  защитой  внутри  страны  и  за  ее  пределами.  Государственная  власть  распространяется  и на  находящихся  в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства.  Однако  они  имеют  особое  правовое  положение. 

     Подход  к этой проблеме был различным  на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства  и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные  гипотезы, концепции, знания, созданные  ранее и признанные ныне не полностью  отражающими те общественные отношения  и их субъектов изучением которых  занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные  знания и теории, а прочим уделять  часть времени и места,упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

     Государство это определенный способ организации  общества, а также организация  публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его  официальным представителем и опирающаяся  в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая  обществом система, государство  обладает внутренней структурой, имеет  специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления  деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны  и взаимозависимы.

     В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного  учения о том, что такое форма  государства. Существуют различные  точки зрения, разные подходы к  определению понятия и содержания формы государства.

     Для  государства  характерно  наличие,  по  выражению  Ф. Энгельса,  особой  публичной  власти,  выделенной  из  общества  и  не  совпадающей  с  населением  страны.  Государство  обязательно  обладает  аппаратом  управления  и  принуждения, существующим  специально  для  выполнения  этих,  ставших  специфически  государственными,  функций.  Публичная  власть -  аппарат  чиновников,  армия,  полиция,  а  также  ее  «материальные  придатки»  -  тюрьмы  и  другие  принудительные  учреждения  -  является  наиболее  существенным,  неотъемлемым  признаком  государства

     Традиционно отечественная теория государства  и права в целях изучения направлений  теории  выделяет в формах государства  три основных , взаимосвязанных блока: форму правления , форму национального  и административно-территориального устройства , политический режим. То есть и эти три важнейших элемента составляют понятие и содержание формы государства.

     Серьезное влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия  проживания и другие факторы. Специфику  формы государства определяет также  характер  взаимоотношений государства  и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  много общих признаков, позволяющих  дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла  систематизация проявления признаков  государства, и его форма стала  рассматриваться как единство формы  правления, формы государственного устройства и политического режима.

     Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной  из важнейших тем теории государства  и права – формы государства, ее составных частей по отдельности  и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

     Занимаясь изучением данного вопроса и  работая над курсовой работой, рассматриваются взгляды, научные труды, мнения различных, как современных ученных, таких как Храпонюк В.Н, Петражицкий, Маркс, так и мыслителей и философов прошлых веков, таких как Аристотель, Геродот, чтобы понять ход развития взгляда и мнения данной проблемы от прошлого к нынешне существующему; понять какие существовали идеалы об устройстве государства много веков назад и как а к чему они изменились сегодня. Ссылаясь на научные труды этих мыслителей, также необходимо отметить и наших ученых и их труды, посвященные изучению государства,  устройства власти на территории Таджикистана в разные исторические эпохи. Это такие,  как Сафаров И.Д «Государство Саманидов: Устройство власти», Буриев «Устройство государства и права Таджикистана», Азизкулова  Г. С «Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан», Азимов Ш,  Сативолдыев Р.Ш «Политические и правовые идеи «Сиесат-наме» и их современное значение»,  Салихов М, Тахиров Ф. Т и др. Также очень важным моментом при изучении данного вопроса в общем и в частности в отношении Таджикистана является концентрация внимания на конституционных нормах, существующих ныне на территории Республики Таджикистан. 

 

1.Понятие  формы государства. 

     Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

     Исследовать государство с точки зрения его  сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов  оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство  под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать  же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его  составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления  государственной власти.

     Формы государства, также, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества  экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они  всегда изменялись и развивались. Постоянно  менялось и представление о них. Справедливым является утверждение  Л.Гумпловича о том, что "учение о  различии государств или о государственных  формах" является "столь же шатким и неустановленным, как и определение  понятия государства"1.

     Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства  и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и  суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы  и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует  понимать под формой государства, какие  формы государства существуют, чем  они отличаются друг от друга.

     Один  из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что  идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" — царская  власть и "незаконная" — олигархия.

     Платон  создал целое учение о динамике государственной  жизни и смене, в силу испорченности  человеческой натуры, ее форм. Идеальное  государство и его аристократическая  форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать  и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

Аристократия, приводящая к появлению частной  собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, демократия, как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может вырождаться в свою противоположность — тиранию. Это — самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие широких масс. Глава государства — тиран, захватывает власть от имени народа и как "ставленник народа".

     О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель — ученик Платона и вместе с тем его  критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им "правильными", ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы — тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

     Традиции  древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106-43 гг. до н. э.), например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть — монархию, власть оптиматов — аристократию, а также народную власть — демократию) и смешанную форму.

Когда верховная  власть находится в руках одного человека, писал он, мы называем такую  форму государства "царской властью". Когда она находится в руках  у выборных лиц, то говорят, что "эта  гражданская община управляется  волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая  община, в которой все находится  в руках народа".

Для того, чтобы  предотвратить ту или иную простую  форму государства от искажения  и вырождения, великий римский  оратор и государствовед предлагал  использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных черт всех вышеназванных  простых форм.

Информация о работе Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки