Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66

Работа содержит 1 файл

теория гос и права.docx

— 151.08 Кб (Скачать)

     Истории известны и другие формы объединения государств — протекторат и уния. Под протекторатом понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; в оказании

     экономической и иной помощи на безвозмездной основе; в обеспечении военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.

     Уния  — союз, соединение или объединение государств. К этой форме сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.

     Личная  уния возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

     Реальная  уния — форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых кодификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза). Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро Венгерский союз).

     Империя — сложно соединенное государство, не всегда создаваемое на добровольной основе. Степень зависимости присоединяемых окраин от центра различен. Такие государства существовали во все исторические эпохи (Римское государство последнего периода своего существования, царская Россия, Великобритания ХIХ в.). 

     1.5.Территориальное  устройство РФ 

       Исторический аспект развития федеральных отношений в России предполагает выделение трех основных периодов.

     1. Создание основ социалистического федерализма (1918—1936 гг.). На протяжении тысячелетней истории Россия существовала и развивалась как унитарное государство. Считается, что оснований для цивилизованного федерализма в стране до 1917 г. не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские. Поэтому здесь могла сложиться только федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Устанавливалось новое государственное устройство на всей территории бывшей Российской империи. Начался хаотический, здесь уместен даже термин — революционный, процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, продолжавшийся до принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР. Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации.

     2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве

     России (1937—1985 гг.). Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.)

     и РСФСР (1937 г.) государство стало уже  по существу унитарным. В Конституции  РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Края и  области субъектами Федерации не признавались. Но и конституционные  положения не являлись гарантом от производимых репрессий. В годы Великой  Отечественной войны (1941—45 гг.) были депортированы немцы Поволжья, калмыки  и карачаевцы, чеченцы, ингуши и балкарцы; были принудительно выселены крымские татары, турки месхетинцы, корейцы, греки, курды. Лишь в 1991 г. законом РСФСР  о реабилитации репрессированных народов  эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы .

     3. Реформы государственного устройства перед принятием Конституции

     1993 г. Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические решения на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.), где были сильны сепаратистские направления, звучали требования выхода из состава РСФСР. Система государственного управления

     (вертикаль  власти) практически не действовала.  Государственный режим представлял  собой смесь анархии и олигархии  с отдельными, выгодными кому  угодно, но только не государству  демократическими «вкраплениями». Единое правовое пространство  практически отсутствовало. На  всех управленческих уровнях  власти процветали кумовство,  профессиональная некомпетентность  и безответственность. Не было  нормальной партийной политической  системы, являющейся обязательным  атрибутом любого демократического  государства.

       В этих сложных условиях, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который подтверждал суверенитет республик в составе Российской федерации, а края, области, города Москва и Санкт Петербург признавались субъектами Федерации. Главное заключалось в том, что он разграничил предметы ведения федеральных органов власти и органов субъектов Федерации.

     Федеративное  государство определяется как союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

     Основы  конституционного строя в области  государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:

     1. Российская федерация состоит  из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

     2. Республика (государство) имеет свою  конституцию и законодательство.

     Край, область город федерального значения, автономная область, автономный округ  имеет свой устав и законодательство.

     3. Федеративное устройство Российской  Федерации основано на ее  государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Российская Федерация по состоянию на ноябрь 2005 г. состояла из 89 субъектов, а именно из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов (девять из них входят в состав краев и областей, а чукотский — непосредственно в состав Российской Федерации).

       Сейчас Россия является мировым лидером среди государств с федеративным устройством по количеству субъектов федерации.

     Необходимо  отметить, что в развитых странах  с федеративным устройством деление  территории на субъекты федерации происходит, как правило, по экономическому принципу, который превалирует над другими  — политическим, национальным или  культурным. В США при почти 300 миллионах населения территория Страны поделена на 50 штатов. В ФРГ 80 миллионов человек проживают  в 15 субъектах (земли) федерации. Территория Индии (население более 1,1 миллиарда  человек) разделена на 21 штат и 9 союзных  территорий. Территория Бразилии (численность  населения и объем ВВП сопоставимы  с Россией) состоит из 22 штатов и 4 территорий. Территория Китая (население  более 1,3 миллиарда человек) делится  на 22 провинции и 5 автономных районов.

     В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. №6_ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта в  составе Российской Федерации» был  образован и начал официально функционировать с 1 декабря 2005 г. новый  субъект

     (Пермский  край) в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми Пермяцкого автономного округа. Законодательное собрание вновь образованного Пермского края первого созыва состоит из 60 депутатов. Половина из них избирается по одномандатным избирательным округам, а другая половина — по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. Для обеспечения представительства Коми Пермяцкого округа и соблюдения требований избирательного законодательства Российской Федерации о необходимости соблюдения примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей предусмотрено выделение двух мест для депутатов одномандатников, избранных на территории Коми Пермяцкого округа.

     С 1 января 2007 г. считается образованным в результате объединения граничащих между собой Красноярского края, Таймырского (Долгано_Ненецкого) автономного  округа и Эвенкийского автономного  округа новый субъект Российской Федерации, имеющий статус края —  Красноярский край. Вошедшие в состав Красноярского края автономные округа сохранят положение административно правовых единиц с особым статусом, устанавливаемым федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации. В последующем подобный объединительный процесс между другими регионами предполагается продолжить. В первую очередь объединяться будут автономные и национальные округа с более крупными субъектами — областями, краями. Проводимые референдумы свидетельствуют о желании населения к объединению субъектов Российской Федерации (см. таблицу). Более активно за это голосуют жители автономных образований. 

     

       

 

      В царской России было 45 губерний при  численности населения около 100 миллионов  человек. Губернатор был представителем центральной власти (наместник) и  одновременно первым единоличным правителем подчиненной ему территории.

     Земство (местная законодательная власть) поддерживало и контролировало действия губернатора.

     Историко-юридический  анализ формирования органов государственного управления России в ХVIII_ХIХ вв. свидетельствует, выражаясь языком политиков начала ХХI в., о наличии устойчивой тенденции к стремлению центральной власти укреплять ее вертикаль.

     В начале ХVIII в. (1708 г.) Петр I в рамках проводимой реформы ввел институт губернаторства. На свои должности губернаторы назначались  в централизованном порядке непосредственно  монархом и подчинялись ему или  Сенату. Сосредоточив в своих руках  всю полноту «административной, судебной, финансовой и военной власти», губернаторы наделялись не только правом введения на территории губернии специального правового режима, но и дополнительными  к существующим властными полномочиями.

     Республика  — это государственное образование в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

     Края, области, города федерального значения — это государственно территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

     Автономная  область, автономные округа — это национально государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.

     В отечественной литературе высказывается  и другая точка зрения. Края, области, города федерального значения рассматриваются  как административно территориальные  образования, а автономии — как  национально территориальные образования.

     Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования  федеративных отношений. Как и перед  любым федеративным государством, перед  Россией (являющейся еще самой большой  по числу входящих субъектов федерацией в мире) стоят две противоположные  опасности: возврат к унитарной  структуре регионов и сепаратизм республик, возможность их выхода из состава Российской Федерации. Конституция  России закрепляет принципы, позволяющие  преодолеть эти крайние подходы  к государственному устройству, которые  культивируются определенными политическими  силами.

Информация о работе Формы государства