Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66

Работа содержит 1 файл

теория гос и права.docx

— 151.08 Кб (Скачать)

     Законодательный орган Республики – парламент  – играет относительно небольшую  роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат  – Национального собрания и Сената. Основная функция парламента – принятие законов – сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет  право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права  парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает  определенный срок принятия парламентом  финансовых законопроектов. Парламент  обладает правом контроля за деятельностью  правительства.

     Правительство Франции – Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, «определяет и  ведет политику нации». В состав правительства входят премьер-министр  – глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные  секретари, руководящие подразделениями  отдельных министерств. Правительство  ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания  абсолютным большинством Национального  собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

     Конституционный совет – особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и  регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

     Процесс концентрации политической власти в  руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены  широкие возможности для воздействия  на парламент, а в некоторых случаях  для действий и «через его голову».

     Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого  голосования.

     Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее  за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать  только два кандидата, которые –  если будут сняты кандидатуры, находящиеся  в более благоприятном положении, – окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

     Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Формально-юридические  полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации  премьер-министра или ответственных  министров. Практически существуют и другие личные полномочия, в частности  – премьер-министр назначается  без контрассигнации.

     Правительство Франции – коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и  министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров –  собрание министров под председательством  Президента республики, и кабинет  министров – собрание министров  под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции  правительству.

     Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает  кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента.

     Ко  второму типу смешанной республиканской  форме правления относится форма  правления установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.

     Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент  наделяется и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует  в правительстве, назначает членов Верховного суда.

     В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

     В странах Латинской Америки часто  встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением.

     В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами  не существует. Их сближают общие задачи и цели. 

     2.2. Характеристика государств  мира, имеющих унитарное  и федеративное  устройство 

     Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

     Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и  т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные  регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

     Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

     Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия).

     Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной  степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных  федерациях обладает верховенством  по отношению к высшим государственным  органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом  национальных государственных образований.

     СШАэто федеративное государство. Из 50 штатов, объединившихся под звёздно-полосатым флагом, два – Аляска и Гавайи – не имеют общих границ со всей остальной территорией. Основная часть страны 48 штатов и один федеральный округ – Колумбия. Штаты имеют свою конституцию, законодательные и исполнительные органы, законодательство.

     Российская  Федерация это федеративное государство. Её правовой статус определяется Конституцией РФ от 12 декабря 1993. Российская Федерация – это сложная система сочетающая в себе федерализм, унитаризм и автономию. Россия является ассиметричной федерацией, в которой её субъекты не во всем и не всегда равноправны.

     В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся  в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация  в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая  Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые  элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы31. 

 

      2.3. Признаки, разновидности  и особенности  демократических  и авторитарных  режимов в государствах  мира 

     Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ  осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении  дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются  иные государства.

     Особой  разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который  можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным  было стремление к возрождению великой  Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

     Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости  сильной, беспощадной власти, которая  держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

     Российская  Федерация. Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

     Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые  достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких  демократических завоеваний, как  выборы Президента, депутатов Государственной  Думы и региональных законодательных  органов, проведение референдумов, свобода  слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

     Однако  необходимо помнить о том, что  все названные демократические  институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам  факт их существования еще не свидетельствует  о настоящей демократии. Важно, чтобы  они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили  ширмой демократии, ее красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но это  не означает, что в Германии 30-х  гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. - также весьма показательная  политическая акция, когда были выборы, но выбора не было. Всем известны случаи мощного давления средств массовой информации, руководителей предприятий, учреждений и организаций на избирателей  и т.п32.

     Весьма  специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в  большей мере в виртуальном, а  не реальном мире (например, «Социал-демократы», «Женщины России», «За гражданское  достоинство» и т.п.). Подчас общественное объединение представляет лишь самих  лидеров да небольшую группу лиц.

     В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с  тем полномочия его палат (Государственной  Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В  частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции  явно занижены.

     Точно так же можно квалифицировать  и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически  невозможно - слишком много на его  пути законодательных и бюрократических  препятствий.

Информация о работе Формы государства