Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66

Работа содержит 1 файл

теория гос и права.docx

— 151.08 Кб (Скачать)

     Она все более зависит от личности конкретного президента. Носители президентской  власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого  создаются в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики (а также и парламентарной монархии в развитых странах с  давно сложившимися традициями) к  смешанной форме правления, а  затем, возможно, и к президентской  республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия  рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер  министра. 

 

      Глава II. Характеристика форм государства в современном мире 

     
    1. Особенности и разновидности  монархической и  республиканской  формы правления
 

     Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней).

     Саудовская  Аравия – абсолютная теократическая монархия, жизнь в которой подчинена законам Корана. Династия Саудидов во главе с королём Фахдом, правящим с 1982 г. Продолжает политику реформ, хотя нефтяные доходы страны заметно сократились. Тем не менее, королевство по-прежнему остаётся одной из богатейших стран, активно распространяющей идеи ислама по всему миру.

     Ограниченные (конституционные) монархии, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.)26.

     Великобритания  считается конституционной монархией, в которой монарх «царствует, но не правит». Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из палаты лордов и палаты общин. Кабинет министров, руководящий исполнительной властью, формирует премьер-министр – лидером партии, имеющей большинство в парламенте. Хотя монархия в современной Англии лишена реальной политической власти, тем не менее она остается неотъемлемой частью британского образа жизни, во многом определяя национальное сознание. Главная её роль в том, что она соединяет теперешнее поколение британцев с историей, способствует сохранению традиций, символизирует единство нации. Всё в Британии связанно с именем монарха27.

     Испания. Современная Испания – это парламентская монархия, в которой права короля строго регламентированы конституцией. Законодательную власть осуществляют Генеральные кортесы (парламент)28.

     Япония. Примером парламентарной монархии может служить Япония. В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.

     Как в сфере законодательной, так  и исполнительной император лишен  самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции  кабинета. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе  как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

     Японская  конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую  фигуру, наделенную лишь церемониальными  полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен  каких-либо «спящих» прерогатив или  подразумеваемых полномочий.

     Парламент является высшим органом государственной  власти и единственным законодательным  органом государства. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников.

     Высший  орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет  министров. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом. Полномочия правительства  довольно обширны. Оно проводит в  жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

     Хотя  ряд современных государств с  монархической формой правления  приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и  др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции  данных стран устанавливают, что  вся власть исходит от монарха, а  парламенты имеют чисто консультативные  прерогативы.

     В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и  смешанные.

     В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль.

     США. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления». Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики – глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

     За  основу построения системы государственной  власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так  называемую систему сдержек и  противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти –  конгрессом, президентом и верховным  судом, каждому из которых была предоставлена  возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные  отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и  воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между  тремя основными органами власти – конгрессом, президентом (он именуется  не президентом республики, а президентом  США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

     Все установленные полномочия законодательной  власти принадлежат Конгрессу Соединенных  Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция  говорит не о законодательной  власти вообще, а лишь о полномочиях  законодательной власти, указанных  в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных  собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

     Исполнительная  власть осуществляется Президентом, его  полномочия весьма объемны. В его  непосредственном подчинении находится  весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент  республики и исполнительный государственный  аппарат образуют в США президентскую  власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент  не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает  никаких правительственных актов.

     Как уже упоминалось, исполнительная власть в Соединенных штатах принадлежит  президенту. Президент США является главой государства и правительства. Его полномочия в сфере государственной  деятельности огромны. В отличие  от императора Японии, в непосредственном подчинении президента находятся весь государственный аппарат управления.

     Президент США избирается косвенным путем  сроком на 4 года. Одно и то же лицо может  избираться президентом не более  двух раз. Избирательная компания по выборам президента начинается задолго  до того, как избиратели явятся на избирательные  участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько избрано  представителей и сенаторов от штата  в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа (один штат – один округ) и применяется мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии выборщиков.

     Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. Подобное положение сложилось  в связи с тем, что в американской практике выборщик рассматривается  не как делегат избирателей, который  может свободно проявить свою волю, а как агент партии, обязанный  голосовать за кандидата той партии, от которой он избран.

     В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями  за президента и вице-президента. Результаты голосования по штатам направляются председателю сената. В присутствии  членов Конгресса результаты суммируются  и официально оглашаются. Избранным  президентом признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов  выборщиков.

     Избранный в середине декабря президент  вступает в должность 20 января следующего за выборами года. Такой длительный срок необходим президенту, чтобы  сформировать президентскую администрацию, кабинет министров, исполнительные правления.

     Конгресс  США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в  составе 435 депутатов избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может быть избрано  лицо, являющееся гражданином США  не менее семи лет, достигшее 25 лет  и проживающее в штате, где  находится его избирательный  округ.

     Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может быть избрано  лицо, являющееся гражданином США  не менее девяти лет, достигшее 30 лет  и проживающее в штате, от которого избирается.

     Каждая  палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему вспомогательных  органов, которые призваны содействовать  выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные  фракции, административно-технические  службы.

     В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – формирует правительство парламент.

     Германия. Территориально страна разделена на 16 земель, которые имеют свои законы и правительства, равные права в федерации и равно представлены в верхней палате парламента – бундесрате (буквально Совет Федерации). Нижняя палата – бундестаг – является основным законодательным органом.

     Италияпарламентская республика. Главой государства является президент, избираемый парламентом и представителями областей, а законодательная власть принадлежит парламенту, формируемому партией или коалицией партий, получивших большинство мест на выборах29.

     В смешанных республиках (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – формирует правительство совместно президент и парламент30.

     Смешанные республиканские формы правления  имеют две модели.

     Ярким примером первого типа является Франция.

     «Франция  является неделимой, светской, демократической  и социальной Республикой». Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую  форму правления, имеющую смешанный  характер, поскольку в ней наблюдаются  черты президентской республики (глава государства избирается без  участия парламента, правительство  назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет  ответственность перед нижней палатой  парламента).

     Главная черта конституции 1958 г. – концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках  главы государства и правительства  – одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». В этой же статье провозглашается, что президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров». Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Информация о работе Формы государства