Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66

Работа содержит 1 файл

теория гос и права.docx

— 151.08 Кб (Скачать)

     Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия15.

     Таким образом, из всего  вышесказанного можно  сделать следующий  вывод, что форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

     Если  в качестве критерия рассматривать  положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

     В свою очередь монархии бывают абсолютные и ограниченные (конституционные).

     Среди республик выделяют: президентскую, парламентскую и смешанную. 

     1.2. Форма национально-государственного  устройства 

     Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей16 (см. Приложение 3).

     С помощью данного понятия государственное  устройство характеризуется с точки  зрения распределения власти в центре и на местах.

     В зависимости от этого критерия различают  следующие формы государственного устройства.

     Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

     - оно предполагает единые, общие  для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные  органы, которые осуществляют верховное  руководство соответствующими органами;

     - на его территории действует  одна конституция, единая система  законодательства, одно гражданство;

     - его составные части (области,  департаменты, округа, провинции) государственным  суверенитетом не обладают;

     - унитарное государство, на территории  которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию;

     - все внешние межгосударственные  отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене;

     - имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

     Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и  т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные  регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы17.

     Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

     Федерации строятся на основе распределения функций  между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся  в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация  в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы18.

     Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

     Конфедерация  представляет собой непрочные государственные  образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как  это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

     Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

     Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и  некоторые другие специфические  формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями  которых являются обширная территориальная  основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и  периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи19.

     Таким образом, можно сделать  вывод, форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Унитарное государство бывает централизованным и децентрализованным. Федерация бывает территориальная и национально-территориальная. 

     1.3. Форма государственно-правового  режима 

     Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

     Согласно  одной точке зрения (С.С. Алексеев), понятия «политический режим» и  «государственный режим» можно расценивать  как тождественные20.

     По  мнению других авторов (В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров) понятие «политический  режим» более широкое, чем понятие  «государственный режим», поскольку  включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.21.

     Политический  режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно  связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни  общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично22 (см. Приложение 4).

     Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений  об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о  подлинной картине принципов  организации политического устройства общества. Политический режим создает  определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

     Политический  режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического  осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию «стиль государственного управления», но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим  фиксирует политическую сторону  государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам  политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые  к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным  антуражем23.

     Политический  режим обеспечивает стабильность и  определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов  политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной  власти, реализацию интересов властвующей  элиты.

     Политический  режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

     Понятие «политический режим» включает в  себя следующие параметры (признаки):

     - степень участия народа в механизмах  формирования политической власти, а также сами способы такого  формирования;

     - соотношение прав и свобод  человека и гражданина с правами  государства; гарантированность  прав и свобод личности;

     - характеристику реальных механизмов  осуществления власти в обществе; степень реализации политической  власти непосредственно народом;

     - положение средств массовой информации, степень гласности в обществе  и прозрачности государственного  аппарата;

     - место и роль негосударственных  структур в политической системе  общества; соотношение между законодательной  и исполнительной ветвями власти;

     - тип политического поведения;  характер политического лидерства;

     - доминирование определенных методов  (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической  власти;

     - политическое и юридическое положение  и роль в обществе "силовых"  структур государства (армия,  полиция, органы государственной  безопасности и т.д.);

     - меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

     В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

     Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Информация о работе Формы государства