Функции государства: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ и классификация функций государства.
При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:
• Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
• Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;

Содержание

Введение………..…………………………………………………….…….……..3
ГЛАВА 1 Понятие, содержание и признаки функций государства….........5
§1. Понятие "функция государства"…………………………..………........5
§2. Содержание функций…………………………………………..…..........6
§3. Признаки функций………………………………………………..……...8
§4. Эволюция функции………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 Классификация функций государства………………….……….11
§1. Функции Российского государства……………………………...….…13
ГЛАВА 3 Внутренние функции государства……………………………….……..15
§1. Обеспечение народовластия……………………………….…….…….15
§2. Экономическая функция…………………………………………...….16
§3. Социальная функция……………………………………………..……17
§4. Экологическая функция…………………………………………....….19
§5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………….20
§6. Защита прав и свобод граждан……………………………………….21
ГЛАВА 4 Внешние функции государства………………………………………23
§1. Интеграция в мировую экономику……………………….………..….23
§2. Поддержка иностранных инвестиций……………………………..….24
§3. Функция обороны……………………………………………………....25
§4. Функция поддержки мирового порядка……………………………...26
§5 . Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем …………………………….…………………....................27
Заключение……………………………………………..………………...….29
Список литературы……………………………..………………….33
Приложение Классификация функций государства……..………………..35

Работа содержит 1 файл

kurs_fgos(Делаю).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

                      способ государственного воздействия на общественные отношения;

                      взаимоотношения государств;

                      содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на:

                      постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);

                      временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

                      По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:

                      Внутренние [см. гл.2] (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

                      внешние [см. гл.3] (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства (см. Приложение).

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:

                      экономические;

                      политические;

                      социальные;

                      осуществляемые в духовной сфере.             

К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

                      законодательные (правотворческие);

                      управленческие;

                      правоохранительные (в том числе судебные);

                      информационные.

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. По мнению Лившица Р.З. эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность «четвертой» власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение.

Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, у таких ученых – юристов как Четвернин В.А., Корельский В.М. не вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают  ученые Четвернин В.А., Корельский В.М., собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.

 

2.1 Функции Российского государства

 

В соответствие с классификацией функций, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.

В Конституции РФ[1] разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны.[1, ст.10] Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции  обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, функция налогообложения, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).

Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать следующее обстоятельство: деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.[3, с.94]


3 ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ

 

3.1 Обеспечение народовластия

 

Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.[7, с.103]

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

1) реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества);

2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

3) официальное представительство общества, то есть будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним;

4) защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.      

 

3.2 Экономическая функция

 

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

Государство активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. Оно влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к следующему:

а) выработке экономической политики;

б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и так далее;

в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.;

г) регулированию внешнеэкономических отношений государства.[10, с.143]

Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и так далее.  

 

3.3 Социальная  функция

 

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.[7, с.104] 

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом». [1, с.16]

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.[1, с. 32]

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. [1, с.13]

Правовому обеспечению социальной функции служат Закон РФ «О государственных пенсиях», Семейный кодекс РФ, Законы РФ «О страховании», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на  Чернобыльской АЭС», указы Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О мерах по восстановлению сбережения граждан РФ» и так далее.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой,  материальной, программной и другие) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании”, в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре и другие.

 

3.4 Экологическая функция

 

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится, о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1) Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2) Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3) Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.[9, с.168]

Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.[2, с.28]

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации «Об охране окру­жающей среды», «Основы лесного законодательства», «О не­драх», «Об экологической экспертизе», «О радиационной без­опасности населения» и другие.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация