Функции государства: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ и классификация функций государства.
При написании данной курсовой работы ставились определенные задачи:
• Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
• Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;

Содержание

Введение………..…………………………………………………….…….……..3
ГЛАВА 1 Понятие, содержание и признаки функций государства….........5
§1. Понятие "функция государства"…………………………..………........5
§2. Содержание функций…………………………………………..…..........6
§3. Признаки функций………………………………………………..……...8
§4. Эволюция функции………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 Классификация функций государства………………….……….11
§1. Функции Российского государства……………………………...….…13
ГЛАВА 3 Внутренние функции государства……………………………….……..15
§1. Обеспечение народовластия……………………………….…….…….15
§2. Экономическая функция…………………………………………...….16
§3. Социальная функция……………………………………………..……17
§4. Экологическая функция…………………………………………....….19
§5. Функция налогообложения и взимания налогов…………………….20
§6. Защита прав и свобод граждан……………………………………….21
ГЛАВА 4 Внешние функции государства………………………………………23
§1. Интеграция в мировую экономику……………………….………..….23
§2. Поддержка иностранных инвестиций……………………………..….24
§3. Функция обороны……………………………………………………....25
§4. Функция поддержки мирового порядка……………………………...26
§5 . Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем …………………………….…………………....................27
Заключение……………………………………………..………………...….29
Список литературы……………………………..………………….33
Приложение Классификация функций государства……..………………..35

Работа содержит 1 файл

kurs_fgos(Делаю).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

 

3.5 Функция налогообложения и взимания налогов

 

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как феде­рального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов.

Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Налоговый Кодекс РФ.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.

 

 

 

3.6 Защита прав и свобод граждан

 

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.[5, с.5]

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации  и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации  пункт 1 сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административную и уголовную ответственность.


4  ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

4.1 Интеграции в мировую экономику

 

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного  права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.[7, с.106]

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сбалансированной рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику.[9, с.163]

 

4.2 Поддержки иностранных инвестиций

 

Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России. В области защиты права собственности изданы такие важные законы как Гражданский Кодекс РФ, Патентный закон.

В Российской Федерации действует Закон “Об иностранных инвестициях”, который имеет целью привлечение и эффективное использование в экономике России и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а так же управленческого опыта.

Определяя условия и порядок деятельности на территории Российской Федерации предприятий с иностранными инвестициями, законодатель предоставляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпринимателей, а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики или в так называемых свободных экономических зонах.

В настоящее время широкое распространение получили совместные предприятий с иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

Следует заметить, что создание данных совместных предприятий, охватывает, к сожалению, не все отрасли сферы производства товаров и услуг.  В основном, данные предприятия создаются для извлечения максимально большей прибыли за минимальный срок. Иностранные инвестиции не охватывают такие отрасли, как, например, тяжелая промышленность и другие. 

 

4.3 Функция обороны

 

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.[1, с.15]

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.[2, с.95]

В России принят специальный Закон “Об обороне”, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

 

 

4.4 Функция поддержки мирового порядка

 

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Конкретными действиями  государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии и Боснии - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов.


4.5 Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем

 

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и так далее.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать по следующим направлениям:

1) Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.[1, с.55]  Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

2) Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экономических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

3) Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

4) Участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.

В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия.

На основании первой главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.                  Функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы;

2.                  На функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации;

3.                  Совокупность различных признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций;

4.                  В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. На появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства;

5.                  В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям: по времени действия на постоянные и временные, по сферам политической направленности на внутренние и внешние, по сферам общественной жизни на экономические, социальные, политические. К числу критериев также относится принцип разделения властей;

6.                  В Российской Федерации Конституцией закреплен принцип разделения властей, подразделяющийся на законодательную, управленческую и судебную функцию. Также современному Российскому государству присущи внутренние и внешние функции.

На основании второй главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.                  Наиболее важные задачи функции обеспечение народовластия – это реализация волеизъявления народа  в форме законодательства, обеспечение государственного суверенитета, защита конституционного строя и так далее;

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация