Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи данной курсовой работы определили ее структуру. Мы выделили в ней два больших подпункта, раскрывающие вопрос о внутренних и внешних функциях современного государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие и признаки функций государства...........................................................5
2. Классификация функций государства………………...................................…....8
3. Внутренние и внешние функции...........……………………....................…......12
3.1. Внутренние функции......................................................................................14
3.1.1. Экономическая функция..........................................................................14
3.1.2. Функция финансового контроля государства........................................16
3.1.3. Социальная функция................................................................................17
3.1.4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка.................................................................19
3.1.5. Функция развития культуры, науки и образования..............................21
3.1.6. Экологическая функция...........................................................................22
3.2. Внешние функции..........................................................................................24
3.2.1. Функция обороны страны........................................................................25
3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику.........................................27
3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам
современности..........................................................................................29
3.2.4. Функция поддержки мирового порядка.................................................30
4. Функции государственных органов.....................................................................31
5. Формы и методы осуществления функций государства...................................34
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 184.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...3

                                              

1. Понятие и признаки функций государства...........................................................5

2. Классификация функций государства………………...................................…....8                                                                                                                  

3. Внутренние и внешние функции...........……………………....................…......12

    3.1. Внутренние функции......................................................................................14

       3.1.1. Экономическая функция..........................................................................14

       3.1.2. Функция финансового контроля государства........................................16

       3.1.3. Социальная функция................................................................................17

       3.1.4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм

                  собственности, правопорядка.................................................................19

       3.1.5. Функция развития культуры, науки и образования..............................21

       3.1.6. Экологическая функция...........................................................................22

    3.2. Внешние функции..........................................................................................24

       3.2.1. Функция обороны страны........................................................................25

       3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику.........................................27

       3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам

                 современности..........................................................................................29

       3.2.4. Функция поддержки мирового порядка.................................................30

4. Функции государственных органов.....................................................................31

5. Формы и методы осуществления функций государства...................................34 

Заключение……………………………………………………………………….…35 

Список использованной литературы……………………………………………...38 
 
 

     Введение

     Преобразования и реформы последних лет затронули все сферы жизни современного общества. Не обошли они и такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием научных работ и учебников и теми государственными и правовыми реалиями, которые характеризуют состояние              и развитие человеческого общества на современном этапе.

     К настоящему времени существенно  обогатились научные знания                          о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений, в том числе и о функциях государства               и государственных органов. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт действует, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. К тому же понимание того, что и как делает государство и его аппарат, является важной составляющей правосознания полноценного члена современного общества. Отсюда следует вывод об актуальности темы нашей курсовой работы.

     Предмет исследования совпадает с темой  работы. При ее написании мы использовали метод классификации как основной при попытке систематизировать полученные знания о функциях государства, а также параллельно методы сравнения и сопоставления точек зрения различных ученых на проблему классификации функций государства и разных подходов          к сущности государства. Излагая материал, мы ссылались на следующих ученых-политологов: М. Н. Марченко, В. Н. Хропанюка, А. В. Малько,               И.А. Ильина, Р. Т. Мухаева и ряда других. Также мы использовали нормативно-правовые источники, а именно: Конституцию Российской Федерации, Конституцию Украины, Гражданский и Семейный кодексы Украины, Налоговый кодекс Российской Федерации, Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» и некоторые другие.

     Вышеуказанные методы и литература (учебная и  нормативно-правовая) использовались для достижения цели данной работы – как можно более полно представить разнообразие функций государства и государственных органов. По мере осуществления этой цели нами решались следующие задачи: рассмотреть имеющиеся научные классификации функций государства, подробней остановившись на внутренних и внешних функциях, показать различие и связь между функциями государства и государственных органов, а также изучить формы и методы осуществления функций государства.

     Цель  и задачи данной курсовой работы определили ее структуру. Мы выделили в ней два больших подпункта, раскрывающие вопрос о внутренних             и внешних функциях современного государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и признаки функций государства

     В современной юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства. При этом нет единой точки зрения на данное понятие.

     В переводе с латинского (от лат. «functio») функция буквально обозначает исполнение, осуществление. Этот термин не является собственно обществоведческим. Будучи заимствованным из терминологического аппарата точных наук, в правоведении он приобрел совершенно иной семантический оттенок. Так, в математике функция понимается как зависимость одной величины от другой. В юридической же науке данный термин означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы [1].

     Понимание функций государства менялось с  течением времени.                      В рамках марксистско-ленинского подхода к государству подчеркивалось его общесоциальное и классовое назначение, утверждалось, что деятельность государства и обеспечивающая ее система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, поэтому для определения этой зависимости и стали применять понятие функции.

     На  современном этапе функциональный подход к деятельности государства  претерпел некоторые изменения: расширилось понимание социального  назначения государства, а провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и соответственно его функций подверглась критике. Появился целевой подход: развитие общества показало, что на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы существования цивилизации, цели государства.

     Из  этого следует тот факт, что  функции государства не статичны. Они постоянно трансформируются. Это прежде всего касается тех функций, которые характеризуют важнейшие направления деятельности государства                               в определяющих областях его существования: экономической, политической, социальной и других. Однако если функции определяются этническими, национально-культурными, территориальными особенностями государства, то изменение его сущности и формы может совсем не отразиться на них.

     Таким образом, параллельно с постоянно  действующим механизмом обновления функций имеет место быть такое  явление как их преемственность.

     В настоящее время вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.

     Итак, по определению М.И. Байтина, функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются                 и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение [8]. Профессор Марченко добавляет: «которые (функции) определяются также стоящими перед ним (государством) на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением» [7].

     Таким образом, к основным признакам функций государства относятся слудующие:

     1. Функции государства выражают  его классовую и общечеловеческую  сущность. Они зависят от классовых, корпоративных, национальных                       и личных интересов членов общества.

     2. В функциях государства реализуется  разносторонняя практическая деятельность  внутри страны и на международной  арене.

     3. Функции государства возникают  и развиваются сообразно его  историческим задачам и целям.  Так, в условиях войны на первый план выступает функция обороны. В период экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции. При угрозе возникновения экологической катастрофы приоритетной становится природоохранительная функция.

     4. Функции государства носят комплексный характер. В них проявляются особенности и закономерности развития государств различных исторических типов, динамика социально-экономических, политических, культурных преобразований в жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Классификация функций государства

     В познании государственно-правовых явлений  и процессов в теории государства  и права используется метод классификации. Он позволяет упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов.

     В связи с тем, что государство  выполняет множество различных  функций, использование метода классификаций при их изучении является весьма эффективным. Среди наиболее общих критериев классификации функций можно выделить:

     - объекты и сферы государственной  деятельности;

     - территориальный масштаб;

     - способ государственного воздействия  на общественные отношения;

     - взаимоотношения государств;

     - содержание функций.

     Чаще  всего функции государства классифицируются по следующим показателям.

     По  продолжительности действия выделяют функции:

     - постоянные (осуществляются государством  на всех этапах его существования, к ним относится забота государства о своих гражданах, функция международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета);

     - временные (их появление и исчезновение  вызвано специфическими условиями  общественного развития).

     По  социальной значимости функции поздазделяются на:

     - основные;

     - неосновные (производные).

     Остановимся подробнее на этом критерии. Основные функции – это важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период [8]. В них наиболее полно проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Они относятся к деятельности государства в целом, выполняются всеми или многими звеньями государственного аппарата. Кроме того, с точки зрения содержания и структуры основные функции носят комплексный, собирательный характер, охватывают большую область общественной жизни (социальные, экономические отношения и т. п.). Неосновные функции государства – это те направления его деятельности, которые сами по себе непосредственно не выражают его сущность и социальное назначение (например, охрана здоровья населения, борьба со стихийными бедствиями                  и прочие) или же являются частью (так называемыми подфункциями) основных (например, планирование экономического и социального развития общества, исполнение наказания правонарушителей). Иначе говоря, производные функции соотносятся с основными как частное с общим. Они представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач                        в конкретной, более узкой сфере социальной жизни. Например, как производная и основная соотносятся следующие функции: участие в международных конвенциях по защите водных ресурсов от химических загрязнений и экологическая функция. Однако следует подчеркнуть, что деление функций государства на основные и неосновные является весьма условным, так как в разное время любая из них может стать приоритетной.

Информация о работе Функции государства