Функции права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Под функциями права обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.
Исходя из понимания природы права и знания его сущностных признаков, можно выделить как минимум четыре направления его действия, с которыми функции права связаны непосредственно, внутренне, необходимо и объективно: это нормирование, регуляция, принуждение и суд.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие функции права………………………………………4
Глава 2. Плоскости рассмотрения функций права…………………..12
Глава 3. Соотносимость функций права и функций государства…..18
Заключение……………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………25
Приложение 1……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсовая ГК.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

 

В теоретическом плане систематизация позволяет дать целостное представление о праве как в его действии, обнаруживаемом эмпирически, посредством анализа правовой практики, так и в его возможностях. В практическом плане это позволяет, во-первых, целенаправленно развивать существующее право во всех его существенных элементах, управлять правовыми процессами, определять перспективы изменений права. Во-вторых, это позволяет использовать правовые средства организации общественной жизни системно, во взаимной связи, преодолевать односторонность в реализации правовых средств, например, использовать их лишь в регулятивном или охранительном аспекте.

 

Теорию функций права представители юриспруденции начали активно разрабатывать в конце прошлого столетия, введя вначале понятие асоциальных функций права (И. Корнер, К. Реннер). Выделяя более десятка различных функций, ученые вначале не разделяли их по каким-либо критериям, смешивая и чисто юридические, и общесоциальные направления правового воздействия, глубоко не вдаваясь в понятие «функции права». Так, выделялись экономическая, производственная, распределительная, потребительная и иные функции права.

 

В зарубежной юридической литературе также имеются самые разнообразные взгляды на классификацию функций права. Так, К. Ллевелин и Е. Хобель рассматривают такие функции, как «определение отношений, связей между членами общества, хотя бы минимальная интеграция индивидуальной и групповой активности в обществе, сдерживание грубого насилия, направление силы на поддержание порядка, т.е. распределение авторитета, определение возможности привилегированного применения насилия и одновременно выбор наиболее эффективных физических форм, санкций, даваемых правом, пригодных для осуществления социальных целей; далее, разрешение спорных случаев, наконец, новое определение связей между индивидами и группами, если меняются условия жизни»[15].

В дальнейшем эти разработки были проанализированы и обобщены советскими учеными С.С. Алексеевым, В.Г. Смирновым, И.Е. Фарбером, Т.Н. Радько. Обращавшиеся к этому вопросу авторы высказали весьма различное понимание функций права.

Так, С.С. Алексеев понимает под функциями права его юридическое назначение для тех или иных общественных отношений, которое выражается главным образом в результатах правового регулирования. В соответствии с этим он различает регулятивную и охранительную функции права.

Статическая функция выражается, по его мнению, в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Динамическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).

Т.Н. Радько в своих ранних работах все функции права подразделяет на две большие группы: общесоциальные и специально-юридические. К первым он относит экономическую, политическую и воспитательную функции. Специально-юридическими он считал регулятивную и охранительную функции права. В более поздних своих работах Т.Н. Радько все функции права классифицирует на пять основных групп (подсистем). Он, в частности, выделяет общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и функции норм права[16].

По устоявшемуся мнению ученых, функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности.

Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Следует, однако, иметь в виду, что само деление функций права на регулятивную и охранительную является относительно условным.

Дело в том, что как социальное назначение права, так и основные направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. Мы, по существу, ограничиваем его целями и задачами, которые призвано решать право, т.к. назначение характеризует право с точки зрения того, что должно оно делать в соответствии с целями класса, а в условиях общенародного государства - всего общества, выражением воли которых оно является.

Назначение характеризует право с социальной стороны, с точки зрения задач, которые призвано решать права. В более широком смысле назначение есть историческая миссия права. Напротив, при понятии функции права только как основного направления воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия. Кроме того, здесь имеется большая опасность сбиться в массу мельчайших подробностей и деталей, потерять главное, основное.

Понятие функции права характеризует одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с основными направлениями его воздействия и, наоборот, зависимость последних от назначения права.

Таким образом, понятие «функция права» собирательно. Его нельзя сводить или только к назначению, или только к направлениям воздействия. Поэтому мы считаем, что функция права - это определяемое его назначением основное направление воздействия на общественные отношения. Право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Соотносимость функций права и функций государства.

Одним из центральных принципов и определения содержания и сущности функций права, и их систематизации является принцип сопряженности с функциями государства. Фактом, не подвергаемым никаким сомнениям, является неразрывная связанность функционирования права с государством, поэтому сущность каждой отдельной функции права не будет понята правильно, если она будет рассматриваться вне связанности с функциями государства. Это еще одно обязательное условие правильной и полной систематизации функций права.

При этом важно учесть, что сопряженность функций права и государства может быть разная, а именно: а) функции права, являясь способами реализации функций государства, являются конкретизирующими функциями; б) функции права могут контрастировать с функциями государства, поскольку все же право не является порождением государства и не определено природой государства, и в этом смысле они находятся в диалектической связи, со всеми вытекающими из такого рода связей последствиями; в) функции права могут носить соотносительный, аналоговый характер по отношению к функциям государства, и при таком условии функции права соотносятся с функциями государства как форма с содержанием.

Государство и право - разнокачественные образования, и это некоторым образом отражено в определениях функций того и другого: как можно заметить, в применении к праву говорят о воздействии (действии), а в применении к государству - о деятельности.

«Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом»[17].

С точки зрения теории возможны различные варианты, существуют различия и в опыте современных государств. Этот механизм воздействия, конечно, функционирует в правовой (юридической) форме, но по существу носит чисто организационно-политический характер. Этот механизм не правовой. Также можно с уверенностью сказать, что лишь основные направления правового воздействия совпадают с направлениями государственного воздействия. Или, иными словами, у государства и права есть ряд общих функций, но функционирование права в обществе вовсе не исчерпывается связью с государством. По крайней мере, ни выводить, ни понять функции права из функций государства нельзя.

Если право - система (в том или ином смысле), тогда точнее всего понимание функций права должно отражать биологическое толкование понятия функции. И тогда речь должна идти, во-первых, о сущностной функции права, во-вторых, о системообразующей функции права, в-третьих, о единственной (интегральной) функции права по отношению к обществу в целом. К установлению системообразующих функций права мы еще обратимся, а вот относительно функции, которую выполняет в обществе право как целое, можно сказать следующее. Как это звучит ни тавтологично, но эта функция - правовая. Что под этим подразумевается?

Как известно, чем более масштабно мы мыслим, тем больший объем содержания реальности можно отнести к значимому в правовом смысле. Если мы рассматриваем право как форму общественной жизни, тогда оказывается, что та или иная функциональная сторона общественной жизни всегда находит отражение и в действии права. А если не все общественные функции так или иначе преломлены в праве, значит право не форма общественной жизни в целом, но лишь институт, характеризующий только определенную сферу этой жизни.

С социально-философской точки зрения право является формой общественной жизни в целом, поэтому оно есть функция общественной жизни - и ничего более. Эта функция принадлежит и государству, и различным социальным общностям, и индивидам. Именно поэтому функциональная характеристика права является основной для достижения правопонимания.

С социологической точки зрения, право является не формой, а социальным институтом и охватывает хотя и весьма обширную, но лишь одну из сфер общественной жизни. В данном случае право предстает как совокупность (система) функций.

Информация о работе Функции права