Государство, личности и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в системном анализе взаимосвязей между государством, личностью и правом, которые проявляются в нормативно-юридической регламентации и реализации данных институтов в пространстве и времени демократических преобразований российского общества.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1) всесторонне изучить избранную для исследования тему,
2) выявить её теоретические, юридические и практические аспекты,
3) дать определение основным понятиям и раскрыть их смысл,
4) выявить взаимосвязь государства и личности,
5) охарактиризовать положение личности в государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЛИЧНОСТИ И ПРАВА 5
1.1 Взаимосвязь государства, личности и права 5
1.2 Особенности правового статуса личности 8
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 14
2.1 Положение личности в государстве 14
2.2 Особенности правового статуса личности в государстве 16
2.3 Государство и защита прав личности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Gosudarstvo_i_lichnost_.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Законные интересы личности — это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами.

В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага.

Важной особенностью прав, свобод, законных интересов лично является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости.

В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митинг демонстраций, предполагают проявление значительной активности организованности субъектов этих прав.

Юридические обязанности личности - это установленные и гарантии-рованные государством требования к поведению человека официальная мера должного поведения.

Юридические обязанной являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.

Правовой статус личности опирается на

Правосубъектность - неотъемлемое от лица социально-юридическое состояние, включающее в себя:

- правоспособность - способность иметь права и нести обязанности;

- дееспособность - способность самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять свои права и обязанности;

- деликтоспособность - способность нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения.

Правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности составляют не сами права и обязанности как таковые, а признаваемая законом возможность их иметь.

Дееспособность - более динамичная правовая категория, она возникает позднее правоспособности и развивается в течение всей жизни человека. Появление и последующий рост дееспособности связан с физическим и интеллектуальным взрослением человека. Уже дети дошкольного возраста могут реализовать право на жалобу, право свободно выражать свое мнение. С шести лет человек может реализовать право на образование. Полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия.

Если гражданин не обладает дееспособностью, то есть не вправе по возрасту или состоянию здоровья самостоятельно вступать в правоотношения (ребенок, слабоумный), от его имени в правоотношениях участвуют родители, опекуны, попечители, трастовые управляющие.

Рассмотрим принципы и содержание правового статуса личности.

1)  Принцип формально-юридического равенства. Право есть равная мера для фактически неравных субъектов. Государство устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, обеспечивает всеобщее равенство перед законом и судом. Какая-либо дискриминация, то есть ограничение правового статуса индивида по расовым, национальным, половым, социальным, религиозным и иным подобным критериям, не допускается.

Таким образом, формально-юридически, с точки зрения права все индивиды рассматриваются обезличенно как равноправные субъекты, которые, конкурируя с себе подобными, созидают собственное благополучие. Какие-либо индивидуальные особенности здесь не учитываются. Справедливая конкуренция предполагает одинаковые условия для всех и каждого. Статья 19 Конституции России устанавливает: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».[7]

2) Принцип социальной солидарности. Справедливость требует, чтобы все индивиды обладали равным правовым статусом, без учета их индивидуальных особенностей.

В то же время абсолютное юридическое равенство может обернуться тяжелыми социальными последствиями для малозащищенных категорий граждан. Равные условия хороши для сравнительно одинаковых субъектов.

Инвалидам, пенсионерам, детям, безработным или лицам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсутствие дополнительных правовых гарантий и привилегий изначально не позволяет конкурировать наравне со всеми. Чтобы гарантировать этим лицам минимально достойный уровень жизни, их правовой статус должен содержать льготы, привилегии, преимущества, различные формы социальной поддержки. Последнее является неизбежным отклонением от формально-юридического равенства, но отклонением обоснованным, соответствующим принципам справедливости и гуманизма.

Правовой статус индивида в значительной степени определяется его гражданством.

Не случайно вторая глава Конституции России называется «Права и свободы человека и гражданина». Таким образом, правовой статус индивида раздваивается. Если права человека принадлежат каждому лицу, включая иностранцев и апатридов - лиц без гражданства, то права гражданина - только гражданам определенного государства. Некоторые люди не имеют какого-либо гражданства и обладают только правами человека, но не правами гражданина.

Содержание правового статуса составляют права, свободы и обязанности индивида.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Личность в системе государства и права

2.1 Положение личности в государстве

Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм. Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

- постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих постулатов;

- признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь возможность заниматься любой полезной деятельностью;

- предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;

- государство как социальная организация может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность;

- признается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность.

Государство никогда ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав:

- утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности;

- провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Это значит, что человек должен жить и действовать только в соответствии с законом и не зависеть от произвола государственных чиновников;

- объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ограничены только необходимыми для общества и человека функциями;

- частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна;

- в идеологии общества должны быть сформулированы и существовать высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть доступны пониманию индивида и играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека.

Анархизм, как теория также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.

Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут.

Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами бщественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.

Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.[8]

2.2 Особенности правового статуса личности в государстве

Термин личность характеризует человека не столько как физическое существо, сколько как социальное.

К основным чертам, характеризующим человека как личность, могут быть отнесены:

а) социальные связи и отношения данного человека в обществе –  экономические, политические, национальные, классовые, моральные и другие;

б) уровень его образования, знаний, практического жизненного опыта;

в) семейное, материальное положение, род занятий и т.д.

Комплекс перечисленных и других характеристик дает основание судить о человеке, как о личности, и говорить, состоялась или не состоялась личность данного человека. Особенности характера личности в определенной степени могут оказать влияние и на правовое положение, правовой статус человека.

Безусловно, существуют практические юридические различия между, допустим, собственником крупной фирмы, его управляющим и рабочим этой фирмы, между губернатором субъекта федерации в федеративном государстве, служащим его аппарата управления и рядовым гражданином.

«Каждая историческая общественно-экономическая формация, форма государственного устройства и государственного правления, политический режим формируют свой тип личности, со своими специфическими характеристиками, особенностями положительных и отрицательных черт».[9]

Названные и другие обстоятельства оказывают влияние на положение личности в обществе, на ее взаимоотношения с государством и на правовой статус, закрепленный в законодательстве данной страны.

Если сделать небольшой исторический экскурс то можно наглядно увидеть как изменялись характеристики личности и ее правовое положение. Например, «личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо позитивным социальным статусом, свойственным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца».[10]

Аналогичной или очень близкой по социальному статусу было положение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в полной экономической и личностной зависимости от помещика. В то же время свободные крестьяне, ремесленники, помещики, служители церкви, обладали достаточными экономическими, политическими, моральными, религиозными основами для проявления себя как личности.

В этом отношении они имели возможность развивать себя как личность в социальном отношении. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, крупные чиновники государства. Одновременно являясь подданными короля, они были зависимыми от него и их социальные особенности личности во многом определялись монархом. В последующем, после победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления равенства всех граждан, появление самого института гражданства, статус личности приобрел свое подлинное значение.

Каждый гражданин получил возможность формировать свою личность самостоятельно и на равных основаниях с другими людьми. И хотя равенство этих оснований было во многом формальным, развитие новой буржуазной общественно-экономической формации, разделение властей, конституционное закрепление равенства всех граждан позволило в теоретическом плане анализировать личность как социально-правовое явление.

Информация о работе Государство, личности и права