Характеристика субъектов и объектов государственной кадровой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

Среди множества задач российского государства первостепенное значение имеет разработка эффективной системы кадровой работы. Ее актуальность и сложность определяют следующие обстоятельства:
кадры, персонал являются творцами и производителями материальных и духовных ценностей, субъектами управления общественными процессами;
многоаспектность кадровой проблемы, необходимость учета и использования для ее решения организационно-управленческих, социально-экономических, правовых, нравственных и психологических знаний и умений;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………..5
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ……………….8
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 79.43 Кб (Скачать)

     Под объектом государственной кадровой политики понимается то, на что направлена предметно-практическая деятельность субъекта: это кадры или их отдельные категории и группы; кадровые процессы и отношения. Государство как консолидированный субъект управления, как система организационно-правовых форм составляющих субъектов управления, в качестве объекта своего воздействия имеет все кадры общества, все трудовые ресурсы; многие кадровые процессы.

     В кадровой политике используется ряд понятий для  обозначения объекта  управления, к числу которых относятся: человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, рабочая сила, работники, персонал, кадры.

     Для четкого определения объекта  кадровой политики необходимо рассмотреть  данные понятия и зафиксировать  их содержание, что имеет большое  значение для разработки кадровой политики как системы управления людьми в  масштабах государства, региона, отрасли  или отдельной организации (рис. 1).

     Каждому объекту соответствует свой объем  функций и полномочий, как правило, ограниченный статусом субъекта и «границами»  объекта управленческого регулирования (кадры аппарата государственного учреждения, хозяйственной или общественной структуры). 

     Рис. 1. Объекты кадровой политики 

     Решение текущих и перспективных задач  любого общества связано, прежде всего, с определяющей ролью человеческого  фактора, поскольку человек всегда был и остается решающим фактором общественного развития. Человеческий фактор представляет собой главный  компонент общественного развития, который образуется посредством  участи людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходимых  услуг.

     Человеческие  ресурсы. Человеческие ресурсы − это обобщающий итоговый показатель человеческого фактора общественного развития. Выделяются следующие основные аспекты изучения человеческих ресурсов:

  • индивидуально-психологический (уровень личности);
  • социально-психологический (уровень коллектива);
  • социологический или социально-экономический (уровень общества и его подструктур).

     Таким образом, человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств  людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем  человеческого фактора развития общественного производства. При  этом различают человеческие ресурсы  организации, региона, отрасли, страны и, соответственно, различные уровни управления человеческими ресурсами, что находит отражение в конкретной кадровой политике (предприятия, министерства, государства).

     Трудовые  ресурсы. Как социально-экономическая категория – это совокупность носителей функционирующей и потенциальной рабочей силы и тех отношений, которые возникают в процессе ее воспроизводства (формирования, распределения, использования).

     Различие  между понятиями «рабочая сила»  и «трудовые ресурсы» усматривается  в том, что трудовые ресурсы имеют  количественные и социально-демографические  рамки, а рабочая сила их не имеет.

     Трудовые  ресурсы - это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере, общественно полезной деятельности.

     Рабочая сила. Рабочая сила также является социально-экономической категорией. Рабочая сила непосредственно соединена со средствами производства и воссоединена с личностью. Носителями единичной рабочей силы являются все трудоспособные члены общества, фактические или потенциальные работники производственной и непроизводственной сферы хозяйства всех категорий (рабочие, служащие, специалисты, руководители).

     Рабочая сила представляет собой способность  к труду, совокупность физических и  духовных способностей человека, используемых в производственной деятельности.

     Совокупный  работник. Для характеристики состава и степени использования работающих в различных производственных и непроизводственных отраслях применяется понятие «совокупный работник».

     Совокупная  рабочая сила, или совокупный работник, есть сочетание индивидуальных рабочих сил в едином процессе труда, завершающемся каким-то конкретным результатом и осуществляемом в рамках первичной кооперации труда, т.е. в рамках непосредственного соединения работников для совместного труда.

     Изучение  профессионально-квалификационной структуры  совокупного работника обеспечивает возможность ее оптимизации при  разработке и реализации кадровой политики, формировании, распределении и использовании  трудовых ресурсов.

     Персонал. Персонал в отличие от кадров, представляет собой более широкое понятие. Персонал - это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющего собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал).

     Персоналом  называют постоянных и временных  работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда.

     Кадры - это социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы предприятия, региона, страны.

     Под кадрами обычно понимают штатных  квалифицированных, работников, прошедших  предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными познаниями, трудовыми навыками или  опытом работы в избранной сфере  деятельности.

     Кадры же представляют собой и объект, и цель кадровой политики, реализация которой предполагает: формирование, распределение и рациональное использование  квалифицированных работников, занятых  в производственных и непроизводственных отраслях общественного производства, т.е. собственно кадров.

     Таким образом, наиболее обобщающим понятием объекта кадровой политики являются человеческие ресурсы. Данное понятие, в зависимости от уровня реализации кадровой политики, может экстраполироваться на различные объекты социального  управления: человеческие ресурсы страны, региона, отрасли, предприятия и  т.д.

     Трудовые  ресурсы и рабочая сила выступают  обычно в качестве объекта государственного управления, а кадры и персонал – отраслевого и фирменного управления человеческими ресурсами. Иными  словами, понятие «кадры» и «персонал» больше относятся к индивидуально-психологическому и социально-психологическому аспектам изучения человеческих ресурсов (уровень  личности и уровень коллектива), понятие же «рабочая сила» и «трудовые  ресурсы» больше характеризуются социологические  и социально-экономические аспекты (уровень общества и его подструктур).

     В рамках управления человеческими ресурсами  кадровая политика из «реагирующей»  командной политики превращается в  активную стратегическую политику, которая высшим эшелоном управления интегрируется в общую государственную политику.

     Трудовые  ресурсы являются определяющим и  наиболее активным элементом процесса труда, именно человек определяет цель труда, выбирает предмет труда, создает  и использует орудия труда, непрерывно совершенствует их. Все остальные  виды производственных ресурсов (материальные, энергетические, топливные, информационные, финансовые и т.д.) есть не что иное, как продукты труда. По мере технологического и организационного усложнения производства и труда усиливается сложность  управления ими.[8]

     Управление  трудовыми ресурсами осуществляется на различных уровнях: от мирового сообщества до подразделений предприятия.

     Наиболее  общие рекомендации по управлению трудовой деятельности разрабатывает Международная  организация труда (далее – МОТ), которая имеет свои представительства  в различных странах, в том  числе и в Республике Беларусь. Рекомендации МОТ направлены, прежде всего, на обеспечение нормальных условий  труда и создание конструктивных взаимоотношений между работодателями, работополучателями и государством. Страны, которые выполняют рекомендации МОТ, пользуются признанием в международных  отношениях, имеют приоритеты при  распределении ресурсов международных  фондов.

     В Республике Беларусь существует система  общегосударственных органов по вопросам труда, занятости и социальной политики. Такими органами, прежде всего, являются Министерство труда и социальной защиты и Служба занятости населения. Наше государство разрабатывает  нормативные документы по:

  • условиям на всех предприятиях;
  • соотношениям в оплате труда на государственных предприятиях и в учреждениях (в так называемой бюджетной сфере);
  • управлению занятостью населения;
  • пенсионному обеспечению;
  • помощи безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения;
  • организации взаимоотношений представителей работодателей и работополучателей.

     В сложившейся социально-экономической  ситуации в Республике Беларусь производство и воспроизводство трудовых ресурсов становится актуальной социально-экономической  проблемой.

     Все возрастающая сложность управления трудовыми ресурсами определяется рядом факторов.

     Во-первых, все необходимые для осуществления  производства элементы представляют собой  ресурсы труда, в том числе  либо овеществленного (например, здание, сооружение, сырье, материалы, оборудование и прочее) либо живого (трудовые ресурсы, работники производства).

     Во-вторых, по мере усложнения производства, развития научно-технического прогресса, внедрения  прогрессивных технологий, повышения  фондовооруженности и энерговооруженности  труда усиливается роль человеческого  фактора, усложняется управления им, увеличиваются издержки управленческих ошибок.

     В-третьих, демографической ситуацией. Чем  меньше численность трудовых ресурсов общества, тем важнее роль их качества (половозрастная структура, физическое и нравственное здоровье, квалификационный уровень, функциональная структура).

     В-четвертых, напряженность количественных характеристик  трудовых ресурсов выдвигает на первый план сознательное управление их качественными  параметрами.

     В-пятых, в издержках современного производства велика доля трудовых затрат. В среднем по промышленности затраты на заработную плату достигли 10,4% от общей величины затрат, по отраслям машиностроения и легкой промышленности – около 15%.

     В-шестых, современные работники – это  все более сознательные личности с увеличивающимся уровнем образования, образованностью, собственного достоинства  и гражданской активности.

     Содержание  управления трудовыми ресурсами  включает основные понятия о труде, рынке труда, трудоспособном населении, трудовых ресурсах; классификацию трудовых ресурсов по важнейшим признакам; демографические  аспекты формирования трудовых ресурсов (население и его структура, рождаемость  и смертность, тенденции старения населения и трудовых ресурсов, сокращение их численности, проблемы их качества); механизмы и методы управления трудовыми  ресурсами (экономические, воспитательные, психологические); проблемы трудовых перемещений (вертикальных, отраслевых, региональных), стимулирование и мотивацию управления трудовыми ресурсами, проблемы управления затратами и результатами труда.

     В статистике труда к трудовым ресурсам относится население обоего пола в трудоспособном возрасте (за исключением  неработающих инвалидов 1 и 2 групп и  неработающих лиц, получивших пенсию по возрасту на льготных условиях), а также  лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике (подростки  и население старше трудоспособного  возраста).

     В каждой стране существует рынок труда  – система экономических отношений  купли-продажи товара (рабочая сила) в рамках которой формируется  спрос, предложение и цена трудовых ресурсов.

     Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм «саморегулирования»  рынка труда не способен сам по себе решить его проблемы. Для этого  необходимо государственное вмешательство, которое должно быть осторожным и  взвешенным, и не должно ограничиваться лишь задачами сокращения безработицы и смягчения ее последствий.

Информация о работе Характеристика субъектов и объектов государственной кадровой политики