Юридическая концепция прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проанализировать содержание конституционных норм, определить их содержание, выявить тенденций развития института прав и свобод человека.

Задачами данной работы являются разграничить понятие прав и свобод, раскрыть их содержание, выявить основные проблемы их реализации.

Значительный вклад в науку государственного права внесли такие крупные ученые, как профессора А.И. Лепешкин, Б.В. Щетинин, С.С. Кравчук, К.Ф. Шеремет, В.Ф. Коток, Г.В. Барабашев, Л.Д. Воеводин, И.М. Степанов, Н.Я. Куприц, В.С. Основин, И.Е. Фабер2.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые определяют стабильность в обществе и степень соблюдения законов, складывающиеся вокруг такого института как личные права и свободы человека и гражданина.

Предметом исследования являются понятие и сущность прав и свобод, проблемы связанные с их реализацией.

Содержание

Введение 3
Глава I. Личные права и свободы 5
1.1 Категории права и свободы 5
1.2 Содержание личных прав и свобод 7
Глава II Правовая регламентация прав и свобод 15
2.1 Развитие концепции прав и свобод 15
2.2 Проблемы правовой регламентации прав и свобод 17
Заключение 21
Список литературы: 2

Работа содержит 1 файл

КурсоваяЮр1.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Новым в конституционном закреплении  личных прав является и включение  такой важной формы свободы личности как свобода передвижения.

     В ст. 21 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Республики Казахстан, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

     В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

     Конституция признает также право каждого  свободно выезжать за пределы Республики Казахстан, а гражданина РК беспрепятственно возвращаться в страну.

     К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять  учитывать национальную  принадлежность.

     Закрепление этого права вытекает их отрицания  правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

     Важной  дополнительной правовой гарантией  равноправия независимо от национальности является конституционна норма о  том, что никто не может быть принужден  к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 19). В официальных анкетах не допускается постановка вопроса о национальности.

     Важной  сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются, свобода мысли  и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 20 Конституции).

     Мысли, убеждения, мнения человека относятся  к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

     Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

       В условиях тоталитарного режима  эта естественная и, казалось  бы, не могущая быть ущемленной  свобода человека нарушалась  различными способами. Среди них – общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

     К формам нарушения свободы мысли  относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый  характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.

     Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных  или опасных для человека последствий.

     Поэтому свобода мысли неразрывно связана  со свободой слова. Свобода слова  означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не  только гарантиями самой свободы  слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

     В заключение главы следует сделать  вывод о том, что в современном  казахстанском законодательстве реализации прав и свобод граждан придано большее значение, чем раньше, в этом и выражается сущность правового государства. Права и свободы, закрепленные в Конституции реализуются посредством соответствующих законов и нормативно правовых актов.

 

     Глава II Правовая регламентация прав и свобод

     2.1 Развитие концепции прав и свобод

 

     Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РК 1995 г. базируется на принципиально новой концепции прав человека, взаимоотношения его с государством по сравнению с той, которая получила свое отражение в советских конституциях.

     Можно выделить основные изменения, к которым привело принятие Конституции 1995 г.:

     1. Новое законодательство Республики Казахстан ознаменовали собой отказ от классового подхода в закреплении правового статуса личности. Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению её свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, непризнание права человека на свободу мысли.

     2. Впервые, причем на конституционном  уровне, юридически признана категория  «права человека»; в социалистической  же доктрине человек и его  права не признавались как  самозначные категории, существовало  понятие «права граждан», а права  «человека» и «гражданина» как было показано выше неравнозначны, они отражают различные аспекты статуса личности.

     3. Важной чертой современной конституционно  закрепленной концепции статуса  личности является признание  субъектом прав и свобод индивидуально  каждого конкретного человека, в отличие от социалистической, где центровым понятием был коллектив.

     4. Еще одной чертой, качественно  отличающей новую концепцию прав  человека, является отказ от характерного  для социалистической теории  принципа приоритета государственных  интересов над интересами личности.

     5. Новое конституционное законодательство  стоит на позициях признания  основных прав и свобод человека  не отчуждаемыми и принадлежащими  каждому от рождения9. Советская теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.

     6. В Конституции РК впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.

     В Конституции РК признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

     В советском государстве сфера  прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР.

     В заключение главы можно сделать вывод о том, что впервые в истории Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина признаны высшей ценностью, многое делается для исправления ошибок прошлого и выработки новых методов защиты законных интересов граждан.

 

      2.2 Права и свободы человека в системе ценностей

 

      Верховенство  закона подразумевает не только приоритет  закона как разновидности нормативно-правового  акта в отношении подзаконных  актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами  общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

      Перечень  прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

      Перечень  прав и свобод, провозглашенных в  указанных актах закреплен и  гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них  придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Республике Казахстан это право отражено в ст.75 Конституции РК.

      Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.

      Декларация  также провозглашает, что никто  не может быть подвергнут произвольному  аресту, задержанию или изгнанию, что  каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т.д.). Политический и идеологический плюрализм — отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

      Политический  и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности.

      Отсюда  становится понятным, почему государство  не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать  преимущество для той или иной политической организации.

      Все права и свободы, перечисленные  в Декларации, должны быть реально  обеспечены в государстве. Это достигается  прежде всего принятием и проведением  в жизнь разнообразных законодательных  актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

      Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции  Республики Казахстан, принятой всенародным  голосованием 30 августа 1995г. (ст.ст. 90, 3, Указы Президента РК “О Конституции  Республики Казахстан” и “О проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума”, а также полностью глава 2 —права и свободы человека и гражданина). Ст. 39 гласит: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка,прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.” А статья 39 п.3 Конституции Республики Казахстан не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения,а именно право на гражданство, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.

      Статья 12 закрепляет положение о том, что  в Республики Казахстан признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Пункт 2 статьи 12 гласит: “Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаютсяя абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.” Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 40 Конституции Республики Казахстан Президент Республики Казахстан является символом и гарантом единства народа и государственной власти,незыблемости Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Казахстан обеспечивает согласованное функционирование всех ветвейгосударственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Информация о работе Юридическая концепция прав человека