Юридическая ответственность: понятие, особенности, принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила новые принципы правового статуса личности, что обусловило необходимость коренной модернизации отраслевого законодательства. При разработке новых законов российский законодатель ориентировался на создание и развитие институтов демократического общества, которое имеет в своей основе незыблемый принцип - соблюдение и гарантирование прав и свобод личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Юридическая ответственность: понятие, особенности, принципы… 4

Концептуальные подходы к пониманию юридической ответственности..4
Видовые особенности юридической ответственности…………………….12
Теория принципов юридической ответственности………………………..30
Принцип неотвратимости в системе принципов юридической ответственности……………………………………………………………...35
Глава 2. Реализация принципа неотвратимости юридической ответственности в условиях реформирования судебно-правовой системы………………………….41

2.1. Общая характеристика проблем реализации принципов юридической ответственности в России………………………………………………………….41

2.2. Негативные факторы, влияющие на реализацию принципа неотвратимости в правоприменительной практике…………………………………………………46

2.3. Влияние внешних факторов на реализацию принципа неотвратимости…69

Глава 3. Анализ действия принципа неотвратимости юридической ответственности…………………………………………………………………….75

Место принципа неотвратимости юридической ответственности в современном российском законодательстве………………………………75
Причины и следствия нарушения принципа неотвратимости в правоприменительной практике…………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………….87

Список использованной литературы………………………………………………93

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 471.50 Кб (Скачать)

    При этом в значительной степени можно  говорить об отсутствии эффективно действующей нормативной базы в данной области, несмотря на наличие общих норм конституционного и гражданского права и некоторого числа других законодательных актов. Причинами этого являются как недостаточная теоретическая проработка отдельных фундаментальных нормативных положений, так и настороженное отношение к Интернету со стороны правоприменительных органов и работающих в них лиц.

    Тем не менее, отсутствие законодательных актов об Интернете, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области противодействия преступности).

    Одной из важнейших отличительных особенностей преступлений и злоупотреблений в глобальной сети является специфика способов и приемов их совершения. Эти способы и приемы основаны на использовании возможностей, а также выявлении и эксплуатации уязвимых сторон интернет-технологий.

    Интернет все более активно используется преступными группировками для незаконного проникновения в корпоративные и личные базы данных.

Результатом развития Интернет является возникновение  не только нелегального рынка, где сбывается информация, но и пособий по приготовлению террористических акций, изготовления СВУ, рекомендации относительно того, как уйти от уголовного преследования, пропаганды национальной вражды и призывов к развязыванию войны.49

    В то же время, учитывая всеобъемлющий  характер. Интернет и его востребованность, а также то, что люди формируют собственное мнение и принимают решения на основе того, что они получили из средств массовой информации (к которым можно отнести и Интернет). Можно говорить о реальной возможности задействования Интернета в противодействии преступности. В связи с этим представляется возможным выделить некоторые направления, в которых следует действовать государству для решения данной проблемы.

    Расширение  предметной сферы для объективной  стороны общественно опасных  деяний, совершаемых в Интернете (в том числе правонарушений и преступлений) требует внесения новых составов правонарушений (а, возможно, и преступлений) в Кодексы об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовно-процессуальный.

    Особое  внимание необходимо уделить порядку придания доказательственной силы информации, размещенной в Интернете по определенному сетевому адресу в определенный момент времени, а также порядку предоставления сведений о лицах, помещающих в Интернет информацию под вымышленным или чужим именем.

    Но  отсутствие законодательной базы для  пресечения преступной деятельности с использованием Интернет-технологий не дает возможности пресекать.эти виды правонарушений, оставляя их безнаказанными.

    Поскольку за совершение правонарушения должна неотвратимо следовать ответственность, то с учётом различных правонарушений необходима индивидуализация (дифференциация) мер ответственности: отсутствие необходимых социально-экономических условий для реализации таких уголовных наказаний, как арест, обязательные работы, ограничение свободы, ведет к нарушению принципа индивидуализации, т.к. суды вынужденно назначают наказание в виде лишения свободы.

    Таким образом, многочисленные пробелы и  недостатки современного российского законодательства, присутствующие практически во всех отраслях, непосредственным образом сказываются на правоприменительной практике, касающейся юридической ответственности. В этих условиях сильно страдает принцип неотвратимости юридической ответственности, многим правонарушителям и даже преступникам удается избежать предусмотренных законом санкций. Отсутствие неотвратимости снижает значение воспитательного характера юридической ответственности. Данная ситуация требует принятия решительных мер, в первую очередь, связанных с выявлением и устранением недостатков и пробелов в законодательстве. 

    2.3.Влияние внешних факторов на реализацию принципа неотвратимости 

    Общеизвестно, что суд - гарант законности и справедливости, незаменимый орган защиты прав и свобод граждан, призван обеспечивать верховенство права, стабильность и правопорядок в обществе. Известно также, что пресса, способствуя реализации одного из кардинальных прав граждан - права на информацию, обеспечивающего иные права и свободы, служит выразителем общественных интересов, каналом формирования общественного мнения и инструментом гражданского контроля за государством и властью (не исключая и власти судебной). Это - одна из составляющих непосредственной демократии и народовластия.

    И суд, и пресса существуют в одной социальной среде обитания, в общем правовом пространстве. Имея разную природу и выполняя различные функции, они решают в демократическом государстве единую сверхзадачу - служение общественным интересам, однако, нынешнее положение и взаимоотношения масс-медиа и судебной власти не соответствуют потребностям реформируемого общества. И те, и другие слабо противостоят бесчисленным нарушениям прав граждан, преступности, повсеместному распространению правового нигилизма, а в своей деятельности часто сами допускают правонарушения, в том числе и по отношению друг к другу. 

    Широкая и достоверная информация о работе судебной системы должна привести к  большей эффективности этой работы. Поскольку, закрытость влечет за собой безнаказность в мелких и не очень мелких правонарушениях самих правоприменителей, гласность должна способствовать сокращению судебных ошибок, положительной общественной реакции на работу правоохранительных органов, повышению доверия к ним. При более четкой работе судебной машины повысится работоспособность всех основополагающих принципов юриспруденции, в том числе и принципа неотвратимости юридической ответственности.

    Кроме того, до сих пор не вполне сложилось характерное для развитого гражданского общества конструктивное взаимодействие государственных структур и неправительственных правозащитных организаций (НПО). НПО – это независимые, эффективно действующие неправительственные организации, которые, внося вклад и защиту основных прав человек, в целом способствую национальному развитию, обеспечению единства общества и укреплению стабильности и безопасности страны. Их деятельность нацелена на то, чтобы управление на всех уровнях стло прозрачным и доступным для контроля, чтобы дать возможность гражданам через общественные организации, широко участвовать в демократических процессах и развитии прав человека и основных свобод. В тоже время, существуют, и время от времени остро проявляются взаимное недоверие и даже враждебность.

    В процессе становления демократических институтов в нашей стране пришло время осознания, что необходимо формирование многостороннего подхода к обеспечению прав граждан, не только властными структурами, но и обществом.

    Необходим постоянный диалог между властью  и обществом о путях практического осуществления реформ, их возможного корректирования в случае, если необходимый баланс между управляемостью государственных исполнительных структур, с одной стороны, и конституционными правами граждан - с другой, окажется нарушенным.

    На  данном этапе позитивная роль правозащитных организаций выражается в том, что они являются своего рода индикатором наиболее болевых точек правоприменительной практики, выявляя их и предавая гласности.

    Приказам  Президента от 30 сентября 2005 года в  России создана Общественная палата, которая призвана обеспечить контроль общества за деятельностью органов исполнительной власти, особенно правоохранительных органов.

    В ее функции входит экспертиза законодательства, а также «аккумуляция и обобщение общественных предложений, которые будут направляться на рассмотрение президенту».

    При правильно поставленной работе этот орган может стать связующим звеном между властью и обществом.

    Существует  немалое количество правозащитных  организаций, усилие которых направлены на повышение качества работы правоприменительных органов, на повышение их статуса и авторитета. Они проводят большую работу по фактам нарушений в правоохранительной системе.

    Представляется  перспективной форма сотрудничества между общественными организациями и правоприменительными органами сложившаяся в г.Москве.

    В соответствии с п.8 Распоряжения прокурора  города №50\20р от 23.04.2004 «О совершенствовании  взаимодействия органов прокуратуры  г. Москвы с правозащитными и иными  общественными организациями» и  Указанием № 74 от 17.12.2002 «Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями» Общественный совет при прокуроре г. Москвы призван обеспечить взаимодействие между общественными организациями и прокуратурой г. Москвы. Целью взаимодействия является создание системы защиты прав и свобод граждан на основании проведения общественной юридической экспертизы нарушений прав граждан и организации диалога по их устранению между потерпевшими и органами власти и прокуратуры г. Москвы.

    Советом разработана программа «Реестр  правового мониторинга», которая заключается в составлении силами местных общественных организаций и жителей округов г. Москвы списков (реестров) граждан, чьи права нарушены в силу неправомочных решений и произвола чиновников и направлении этих списков в составе разных документов в местные и федеральные органы власти, Президенту РФ, в средствах массовой информации и политикам для принятия решения до тех пор, пока нарушения прав не будут устранены и нормы Конституции РФ восстановлены.50

    Прокуратура со своей стороны должна «Тщательно, полно и объективно проверять сведения, поступившие из правозащитных и иных общественных организаций, о ставших им известными актах органов государственной власти и управления, неправомерных действиях должностных лиц, ограничивающих права и свободы человека и гражданина»1.

    При такой форме сотрудничества оно  может стать конструктивным и  для общества и для правоприменительных  органов.

    Общественные  организации поднимают и придают  гласности болевые точки общества, т.е. те проблемы, которые нельзя оставить без внимания, где нереализованный принцип неотвратимости ответственности может привести к серьезным негативным последствиям.

    Таким образом, такого рода взаимодействие способно сыграть положительную роль в развитии толерантности общества и помочь сделать эти преступления наказуемыми.

    Особенно  следует отметить влияние властных и политических структур на соблюдение принципа неотвратимости юридической ответственности. С начала 1990-х годов в России идет судебная реформа. Нельзя отрицать, что проделана большая работа и заложены институциональные основы для существования независимой судебной власти.

    В результате, было устранено вмешательство  исполнительной власти, в первую очередь  прокуратуры, в деятельность судов. Также, судейское сообщество получило возможность активного влияния на процесс отбора и назначения судей. Назначение судей не может производиться без рекомендации Квалификационной коллегии судей. Был установлен принцип несменяемости судей. Кроме того, финансирование судов идет напрямую из федерального бюджета, а распределением средств занимается Судебный департамент, являющийся частью судебной системы и подчиняющийся Верховному Суду РФ. Все это, несомненно, способствует повышению независимости судей и судебной системы в целом от других ветвей власти.

    Тем не менее, судьи не полностью избавлены  от влияния со стороны региональной и местной власти. Федеральное  финансирование деятельности судов не осуществляется в объеме, достаточном для полноценного осуществления правосудия.

    Все федеральные суды в той или  иной мере незаконно пользуются ресурсами, предоставляемыми местными властями, хотя в силу прямого конституционного предписания должны получать средства только из средств федерального бюджета.

    Следует отметить, что отсутствие независимости  судебной власти обуславливается не только влиянием исполнительной власти, но и зависимостью нижестоящих судей от вышестоящих. Это усугубляется отсутствием прозрачности процесса принятия решений квалификационными коллегиями, что ставит судей в чрезмерную зависимость от своих коллег и способствует воспроизводству негативных моментов мышления и поведения в судейском сообществе.

    Такое положение создает прецедент  давления на судебные органы, для необъективности судей в вопросах правонарушений, совершаемых представителями властных структур, образованию некой неподсудной элиты.

    Административно-политический ресурс проявляется через возможность оказывать политическое давление на председателя суда, который далее уже будет воздействовать на других судей. На председателя суда напрямую может воздействовать высшее начальство, губернатор, или, например, тот, кто определяет финансирование судов, например, Министерство финансов.

Информация о работе Юридическая ответственность: понятие, особенности, принципы