Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

14) Формирование, структура, функции и полномочия  органов госуд. контроля. (ФЗ № 4)

Наиболее типичными субъектами реального контроля явля­ются органы государственного управления федерального или ре­гионального значения. Органы государственного контроля соз­даны и  функционируют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного  устройства Российского го­сударства, а также из законодательно установленной  сферы дея­тельности по контролю и надзору.Систему государственного контроля образуют семь основных видов. Каждый из них имеет свой статус, свою сферу деятельнос­ти. Они отличаются также спецификой проведения контрольных мероприятий и содержанием контрольных функций, объемом полномочий субъектов контроля и средствами воздействия на объекты контроля и др. В организационном плане система госу­дарственного контроля имеет вертикальные и горизонтальные структуры (органы). К ним относятся:а) государственные органы контроля федерального значения и их подразделения, созданные в федеральных округах и субъектах РФ;б) государственные органы контроля регионального значения — комитеты, комиссии, управле­ния и т. п., созданные в аппаратах руководителей исполнительной и представительной власти субъектов РФ.Следовательно, государственный контроль — это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на дости­жение целей государственного строительства и развития. Полно­мочия государственных контролирующих органов распростра­няются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования. Важнейший элемент системы государственного контроля - президентский контроль. Ему присущ стратегический характер действий. Президентскому контролю подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должно­стных лиц на предмет своевременности и эффективности испол­нения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Для президентского контроля характерна политическая составляющая. Это достаточно полно выразилось в деятельности института полномочных представителей Президента в федеральных округах по укреплению вертикали исполнитель­ной власти, а также по упорядочению законодательства субъек­тов РФ в части его согласования и устранения расхождений с фе­деральным законодательством.Среди субъектов президентского контроля особо выделяются: а) Контрольное управление Президента Российской Феде­рации; б) Военная инспекция (Управление военной инспекции аппарата Совета Безопасности Российской Федерации); в) управления — окружные инспекции аппаратов полномочных пред­ставителей Президента в федеральных округах.К субъектам президентского контроля относятся структур­ные подразделения Администрации Президента Российской Фе­дерации, реализующие контрольную функцию наряду с основ­ной, ради которой они созданы. К субъектам президентского контроля относятся также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контрольно-надзорные функции, руководство деятельностью которых осуществляет Пре­зидент Российской Федерации. Среди них — Федеральная служ­ба безопасности, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонном заказу, Феде­ральная служба по техническому и экспортному контролю, Фе­деральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба и др.Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участву­ют, например, в организации и проведении парламентских (депу­татских) расследований, в контроле за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др.Счетная палата является постоянно действующим парламент­ским органом финансового контроля. Региональные контрольно-счетные палаты созданы практически во всех субъектах РФ. Счет­ная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фон­дов по объемам, структуре и целевому назначению, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и совершенствованию бюджет­ного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проек­тов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные вне­бюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предпри­ятия, организации независимо от форм собственности, контроль­ные полномочия Счетной палаты распространяются, если они получают, используют средства из федерального бюджета или уп­равляют федеральной собственностью, а также если они имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти, руководителям про­веряемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обяза­тельные для исполнения предписания. При неоднократном не­исполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, ор­ганизаций. В случае необходимости материалы проверки Счет­ная палата направляет в органы прокуратуры.Правительственный контроль есть контроль исполнительных органов государственной власти. Этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контроли­рующих организаций федерального и регионального значения.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных ор­ганов исполнительной власти» в системе Правительства РФ пре­дусмотрено 15 федеральных министерств, 34 федеральных службы и 24 федеральных агентства. При этом определено, что федераль­ная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в уста­новленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль. Минис­терства РФ уполномочены вести контроль деятельности только находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, т. е. осуществлять внутренний контроль. Федеральные службы по контролю и надзору, как правило, имеют федеральные подчиненные им территориальные органы на уровне субъектов Федерации, районов и городов.

 

 

18) Федеральное  законодательство об основах  МСУ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 3, ст. 12) местное  самоуправление является самостоятельным  видом публичной власти, обеспечивающим решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти, обладают собственным объемом  полномочий. Статус органов местного самоуправления, вопросы разграничения  предметов ведения и полномочий, возможные формы взаимодействия органов государственной власти и муниципалитетов являются предметом  законодательного регулирования. Анализ соответствующих норм дает наглядное  представление о том, чем обусловлены  многие из трудностей, которые связаны  с развитием института местного самоуправления в современной России.

Основным законодательным  актом, регулирующим рассматриваемую  сферу общественных отношений, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации"

Он представляет собой  очень большой по объему правовой акт, нормы которого регулируют самые  различные аспекты местного самоуправления - бюджетные, социальные, налоговые, земельные, организационно-властные и иные. Следует  отметить, что название данного Закона не вполне соответствует его содержанию: он регулирует не столько "общие  принципы организации местного самоуправления", сколько весьма детализированно регламентирует всю сферу муниципальных отношений. Принятие этого Закона можно рассматривать как проявление своеобразной "унитаристской" тенденции в российском законотворчестве, ибо он, по сути, унифицировал многие подходы к правовому регулированию в рассматриваемой области.

 

19) Основные модели  МСУ

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Англосаксонская модель

Существуют так же и  иные подходы к вопросу о моделях  местного самоуправления. И первая модель - англосаксонская.Она предусматривает самоуправление во всех звеньях, на всех ступенях административно-территориального деления, в общинах имеются только выборные органы. В мелких общинах, в которых меньше 150 человек, собирается общее собрание, а во всех остальных - выборные местные органы.

Характерно, что деятельность органов местного самоуправления не контролируется чиновниками из центра. Указанные органы самостоятельно решают вопросы местного значения, утверждают собственный бюджет, используют субсидии центра, а центральные государственные  органы осуществляют финансовый контроль за целевым использованием выделенных средств. Однако, будучи относительно автономными от центральной власти, муниципалитеты этой системы находятся  под жестким судебным контролем  Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное  пособие - М., 2002. С. 60..

Существует практика утверждения  министерствами чиновников, которые  затем утверждаются советами. Прежде чем назначить чиновника по пожарной охране, по здравоохранению, надо согласовать  такое решение с соответствующим  министерством. Кроме этого, есть ряд  других форм государственного контроля, т.е. при любой выборности местных  органов государственный контроль в той или иной форме присутствует.

Континентальная модель

Данная модель основана на сочетании выборных местных коллегиальных  органов самоуправления с назначаемыми «сверху» чиновниками. Однако в общинах  назначенных чиновников нет, а в  районом звене есть назначенный  представитель центра, контролирующий законность деятельности советов нижестоящих  общин.На всех уровнях существует выборный Совет, но везде есть и назначенные представители правительства - префекты. Фактически это государственная власть над властью местного самоуправления (ни одно постановление муниципального совета не вступает в силу, если на нем нет визы комиссара или перфекта).Государство осуществляет контроль и раньше контролировал деятельность органов местного самоуправления довольно жестко. Сейчас целесообразность не проверяют, но законность проверяют всегда. Например, законность расходования средств. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается неработоспособным.Эта система обеспечивает необходимую для государства централизацию, особенно если у населения еще не сформировалась соответствующая политическая культура. Главная проблема состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант сочетания централизма с инициативой и правами мест.

Иберийская  модельЭта модель получила распространение в Испании, Португалии, многих странах Латинской Америки. При данной модели во всех звеньях административно-территориального деления есть избранные советы (хунты, муниципалитеты) и избираемые советом или непосредственно населением единоличные органы (алькады, регидоры). Характерно, что алькады и регидоры, а так же члены советов могут отзываться избирателями досрочно. Совет рассматривается как местный нормотворческий орган, а алькад или регидор - исполнительный орган. Назначенных должностных лиц из центра при данной системе нет, а избираемый алькад утверждается центральной властью в качестве ее представителя в административно-территориальной единице и таким образом действует в двух ипостасях: как исполнительный орган совета, обязанный выполнять его решения, и как представитель государства в континентальной системе. Разница лишь в том, что он не назначаемый, а избираемый местным населением. Алькады осуществляют административную опеку: они вправе приостанавливать на определенный срок решения совета, обращаться с предложениями к центральным органам государства о роспуске тех советов, которые систематически нарушают законы или стали неработоспособными Система, подобная иберийской, существует также в Японии и в некоторых других странах. Близка к ней структура местных органов в отдельных арабских странах (Египте, Сирии и др.)

 

20) Понятие муниц. образования, МО как экономическая система.

Муниципальное образование: понятие, виды, признаки.

Городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная  ФЗ 154, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Члены муниципального образования: Только граждане РФ, проживающие на его территории.

Ассоциации (союзы)

МО в целях координации  своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов  вправе создавать объединения в  форме ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации в порядке, установленном  для некоммерческих организаций.

Им не могут передаваться  полномочия ОМС, выборных должностных  лиц ОМС ни под каким предлогом.

Их  решения носят только рекомендательный характер и принимаются  на основе консенсуса.

Символика МО

МО вправе иметь собственную  символику (герб, эмблемы, др. символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национально-этнические и иные традиции и особенности. Это  право МО, но не обязанность.

 Характерные признаки  муниципального образования

Наличие территории городского или сельского типа;

Наличие на этой территории компактно проживающего населения, объединенного общими интересами;

Факт прямого волеизъявления населения данной территории на создание муниципального образования, а также  его санкционирование соответствующими государственными органами субъекта РФ;

Осуществление в данных территориальных  пределах  местного самоуправления;

Наличие на данной территории муниципальной собственности;

Наличие местного бюджета;

Наличие выборных органов  местного самоуправления.

 

22)Представительный  орган МО и его роль в  системе органов МС.

Представительные органы местного самоуправления: понятие и  порядок формирования

Представительные органы–  это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и  принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган  состоит из депутатов, численность  которых определяется уставом территориальной  единицы. Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество депутатов ставит в зависимость  от численности населения муниципального образования. Данная пропорция выглядит следующим образом:

1) 7 депутатов – при  численности населения менее  1 тыс. человек;

2) 10 депутатов – при  численности населения от 1 до 10 тыс.  человек;

3) 15 депутатов – при  численности населения от 10 до 30 тыс. человек;

4) 20 депутатов – при  численности населения от 30 до 100 тыс. человек;

5) 25 депутатов – при  численности населения от 100 до 500 тыс. человек;

6) 35 депутатов – при  численности населения свыше  500 тыс. человек.

Особо оговариваетсячисленность депутатовмуниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна составлять не менее 15 человек.

Численность депутатов представительного  органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В отдельную группу выделяютсяпредставительные органы муниципальных районов. Они формируются двумя способами: в результате избрания на муниципальных выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом варианте число депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе района по норме представительства, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Помимо депутатов, в состав представительного органа района по должности включаются главы поселений, расположенных в границах муниципального района.

В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным  правом, менее 100 человек представительный орган не образуется. В этом случае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом  муниципального образования независимо от количества проживающих. Понятно, что  такие муниципальные образования  должны быть небольшими и преимущественно  сельскими. В любом случае недопустима  ситуация, когда местное самоуправление остается без представительного  органа или схода граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23) Организационно-правовой  статус главы Мо.

Глава муниципального образования: правовой статус  1 - Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены  должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. 2. Глава муниципального образования  избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации. 3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные  лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению  вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования  избранный населением глава муниципального образования может быть наделен  правом входить в состав представительного  органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. 4. Наименование главы муниципального образования  и иных выборных должностных лиц  местного самоуправления и сроки  их полномочий определяются уставом  муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. 5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные  лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования  подотчетны населению непосредственно  и представительному органу местного самоуправления

Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"