Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

Официальное толкование делится на: нормативное (это разъяснение общего хар-ра, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения норм права) и казуальное (дается компетентным органам по конкретному случаю).

Нормативное толкование делится  на: аутентичное (авторское) – исходит от органа, издавшего данный акт; и легальное (разрешенное) – носит подзаконный хар-р и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт.

В юр. лит-ре иногда  подразделяют нормативное и казуальное толкование права на 2 подвида: судебное (осущ. судами); и административное (дается  исполнительным органам власти и касается вопросов управления, финансов, налогов и т.д.)

Неофициальное толкование может  быть устным и письменным. Различают 3 разновидности этого толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное (научное).

Способы толкования права:

Грамматический с. – основан на анализе отдельных слов.

Логический  с. – предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики.

Систематический с. – каждая норма права есть часть системы права, след-но,  взаимодействует с множеством норм.

Историко  – политический с. -  состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств (эк-ких,  политических, социальных и др.)

Специально  – юридический  с. – представляет собой изучение технико – юр-ких приемов выражения воли законодателя. Базируется на правилах юр. техники. 

35. Виды толкования  права по объему  и субъектам. Интерпретационные  акты.

В науке  и в практике применяются следующие  основные принципы толкования:

- всякое  сомнение при толковании закона  должно разрешаться в пользу подсудимого (in dubio pro reo);

- исключительные  законы подлежат ограничительному  толкованию;

- законы, устанавливающие смягчение ответственности,  могут быть толкуемы расширительно;

- законы, усиливающие ответственность, подлежат  ограничительному толкованию;

- изъятия  из общих правил подлежат ограничительному  толкованию.

Следует подчеркнуть, что все указанные  выше приемы и способы толкования вовсе не исключают друг друга. Как  правило, их применяют одновременно для того, чтобы полностью избежать неправильного и неполного понимания смысла правовой нормы.

В качестве субъекта толкования (уяснения и разъяснения) может выступать любое лицо. Но юридические последствия толкования при этом будут различными. Они  зависят от правового положения  субъекта, толкующего норму.

Отсюда  по субъектам толкования и с точки  зрения юридических последствий  толкования оно подразделяется на два  вида: официальное и неофициальное.

Неофициальное толкование юридических последствий  не имеет, то есть необязательно для  следования ему. Оно осуществляется, например, научными учреждениями, адвокатами. юрисконсультами и т.п. Это толкование носит характер советов, рекомендаций. Убедительность такого толкования зависит от авторитета субъекта, обоснованности и аргументированности даваемой им интерпретации.

Разновидностью  неофициального толкования является доктринальное  толкование. Оно дается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону. Достоинство этого толкования в том, что оно основано на глубоком научном знании правовых явлений, обосновывается широкой аргументацией.

Правда, в Древнем Риме, начиная с принцепса  Августа, наиболее выдающимся юристам  было предоставлено право давать официальные консультации. Заключения юристов, наделенных этим правом, приобрели  на практике обязательное значение для судьи.

Официальное толкование - это такое толкование, которое является обязательным для  тех лиц, к которым оно обращено. Официальным толкованием может  заниматься только определенный законодательством  круг органов государства (например, Конституционный суд, Верховный суд).

Официальная, порождающая юридические последствия  деятельность по разъяснению нормативных  актов может классифицироваться по разным основаниям.

С точки  зрения того, к кому обращено это  толкование, оно делится на нормативное и казуальное. Нормативное - обращено к персонально неопределенному кругу лиц, и поводом к такому толкованию служит необходимость единообразного понимания смысла конкретной нормы права. Казуальное толкование обращено к конкретному органу государства в связи с применением им правовой нормы в конкретном деле. Такое толкование обязательно только для этого органа, и не для кого больше. Для других лиц и органов результаты такого толкования могут послужить только в качестве модели, как необязательный образец для подражания.

Другим  основанием классификации является отношение органа государства, толкующего норму, к источнику ее создания. Если орган государства дает официальное  толкование нормативного акта, принятого  другим органом государства, то такое  толкование называется легальным. Если орган государства, в силу предоставленного ему права, толкует свой собственный нормативный акт, то такое толкование называется аутентическим.

Результаты  официального толкование излагаются в  особом виде юридического акта (документа), который принято называть интепретационным актом. Он может быть обращен к конкретному лицу или органу, либо к индивидуально- неопределенному кругу лиц.

Официальное толкование может быть также включено в тексты законов тем органом, который принял данный закон. Например, в некоторых законах специальный раздел посвящен разъяснению смыслу понятий, терминов, которые используются в его текстах. Наряду с этим, в самом тексте используются нормы - определения, которые также раскрывают смысл некоторых понятий.

То есть результаты официального толкования могут  быть изложены как в специальном  интерпретационном акте, либо в самом  тексте закона.

На результаты официального толкования можно и  нужно ссылаться органам, и лицам, применяющим правовую норму.

Интерпретационные акты Официальное толкование находит выражение в специальных интерпретационных актах, которые издают компетентные органы государственной власти (постановления, инструкции и др.). Юридическая сила этих актов зависит от полномочий издающих органов. Интерпретационные акты представляют собой разъяснение содержания правовых норм и, следовательно, они могут действовать только в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.  

Интерпретационные акты в зависимости от их содержания и сферы распространения подразделяются на акты общего и индивидуального характера. Если акты общего действия имеют распространение на все

случаи  применения правовых норм, то интерпретационные  акты индивидуального характера  содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам. 

36. Понятие и виды  правоприменительных  актов.

Акт применения норм права – властное предписание уполномоченного гос. органа или должностного лица, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела.

Требования  к содержанию актов: законность, обоснованность, справедливость.

Требование  к форме актов устанавливаются законом и подзаконными актами. Письменные акты подписываются долж. лицом, их утвердившим, с датой.

Если  акт написан от руки – текст разборчив. В акте должно быть ясно  существо принятого решения.

Акт содержит 4 части: вводную, описательную, мотивированную, резолютивную (где содержится властное веление с указанием на норму права).

По  хар-ру правоприменения  акты разнообразны и квалифицируются по разл. основаниям:

1) По хар-ру регулятивного воздействия на общ-ые акты делятся на: исполнительные (констатируют возникновение конкретных прав и обяз-тей субъектов в связи с их правомерным поведением); и правоохранительные (издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (например, акты следственных, судебных, прокурорских органов и т.д.)).

2) По субъектам – правоприменителям выделяют: акты главы гос-ва, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов гос. управления.

3) По форме различают: указы Президента ненормативного хар-ра, приказы, протоколы, решения  и др.

4) По способу принятия акты могут быть: коллегиальными и единоличными.

5) По юр. значению: основные и вспомогательные.

6) По способам выражения: акты – документы, акты – действия, акты – символы.

7) по времени действия: однократного действия и длящегося действия. 

37. Понятие и типология  правомерного поведения.

Правомерное поведение – это деяние субъектов,  соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Классификация типов правомерного поведения в  зависимости от его мотивации, т.е. внутренней регуляции поведения людей. По этому критерию выделяют 4  типа правомерного поведения: маргинальное; конформистское; стереотипное (привычное, положительное); социально – активное.

Маргинальное  поведение -  основано на мотивах страха отв-ти, наказания. Присущ людям, неодобрительно относящимся к праву, к его предписаниям, однако лицо сознательно идет на соблюдение законов. Характеризуется промежуточным, переходным состоянием между  правомерным и противоправным поведением. Свойственен молодежи до 18 лет.

Конформистское  поведение –  явл. следствием приспособлением личности к внешним обстоятельствам и выражается в пассивном соблюдении норм права в силу подчинения своих действий (бездействия) мнению окружающей среды. Например, человек поступает правомерно, т.к. так поступают окружающие.

Стереотипное  поведение (привычное)осуществляется в рамках  сформировавшейся привычки действовать всегда правомерно, поступать в  ссот-вии с законом.

Социально – активное п.- относится к высшему типу правомерного поведения, т.к. основано на  солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его положениями, когда личность проявляет нравственное согласие с правом. Присущ людям обладающим высокой правовой культурой, высоким правосознанием.

38. Правонарушение: понятие,  признаки, состав.

Правонарушение  – это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное  причинить вред обществу, гос-ву, отдельным лицам и совершенное деликтоспособным субъектом.

Признаки  правонарушения:

1) деяние, т.е. действие или бездействие, осознанное, осмысленное поведение человека, способного контролировать свои поступки;

2) противоправность деяния, т.е. противоречие установленной норме права, выход за ее пределы;

3)  общественная опасность или общественная вредность деяния. Любое правонарушение наносит ущерб общественным, гос-ым, личным интересам, вызывает негативные последствия, т.к. дестабилизирует юр. порядок, причиняет субъектам материальный или др. вред;

4) виновность субъекта, совершившего деяние – при этом необходимо, чтобы лицо действовало на основе свободы воли, т.е. у него была возможность выбора поведения;

5) совершение виновного деяния  деликтоспособным лицом – физ-м или юр-ким. Субъект правонарушения должен обладать способностью нести юр. отв-ть

Деликтоспособность  – это способность лица нести юр. отв-ть за совершенное правонарушение.

 В  зависимости от степени социальной опасности (вредности) правонарушения делятся на преступления и иные правонарушения (проступки): административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"