Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

    Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

    — языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

    — логические (правила тождества интерпретации  тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

    — гносеологические (правила отражения социального  явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

    Приёмы  юридической техники представляют собой операции разработчиков в  отношении текста создаваемого правового  акта, направленные на использование  средств юридической техники  в соответствии с её правилами.

    Средства  юридической техники — это  арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта. 

18. Законотворческий  процесс в РФ.

Законотворчество  – это сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого, должно появляться новое, по замыслу его автора, правообразование.

Главное звено в законотворчестве – принятие законодательным органом законопроекта.

Законность  и правомерность принимаемых нормативных актов определяется в соответствии с правотворческой компетенцией принимающего органа. Круг правомочий на принятие юридических нормативных актов предусмотрен Конституцией и другими законами.

Сегодня в России монопольной компетенцией на принятие законов обладают высший законодательный орган страны – Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), а также законодательные органы субъектов Федерации. В исключительных случаях законы могут приниматься путем референдума. Законы, принятые Федеральным Собранием, а также на референдуме, имеют высшую юридическую силу и обязательны для всех.

Законодательный орган вправе делегировать правомочие на издание нормативных актов, в  том числе на издание законов, другому органу, например Президенту.

Основными законотворческими действиями при  принятии законов являются:

1). Законодательная  инициатива – право на предложение  об издании закона и на внесении  законопроекта в законодательный  орган. При этом законодательный  орган обязан рассмотреть предложение и законопроект. В соответствии с Конституцией Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательному (представительному) органу субъектов Федерации. Такое право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104 Конституции);

2). Решение  компетентного органа о необходимости  издания закона, включение соответствующего  предложения в план законопроектных  работ, выработка официального  законопроекта;

3). Внесение  законопроекта в законодательный  орган, принятие его к рассмотрению, обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого и последующих чтений;

4). Окончательное  принятие законопроекта. В соответствии  с действующей Конституцией федеральные  законы принимаются Государственной  Думой, в то же время они должны получить одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если он после внесения в верхнюю палату не был в течение четырнадцати дней рассмотрен ею. Процесс принятия закона завершается его подписанием Президентом Российской Федерации.

Важное  значение имеет официальное опубликование  закона. Согласно Конституции Российской Федерации опубликование законов  обязательно. Это значит, что неопубликованные законы не применяются. Более того, по Конституции “любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения” (статья 15).

Особую  роль в принятии закона отводится  Президенту Российской Федерации как  главе государства. Во-первых, многие законы принимаются по инициативе Президента по представленному им законопроекту. А во-вторых, в соответствии со статей 107 Конституции принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования.

Президент в течение четырнадцати дней подписывает  федеральный закон и обнародует его. В течение этого же срока  Президент может отклонить закон (“отлагательное вето”) и предложить Федеральному Собранию вновь рассмотреть отклоненный закон с его, Президента, поправками. Если при повторном рассмотрении закон в прежней редакции будет одобрен большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа членов (депутатов) Федерального Собрания, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Подзаконное это нормы принимаются не парламентом  а президентом правительством министерствами..

Ну делегированное это когда деятельность органов  исполнит.власти правительства по принятию решений по поручению парламента. 

19. Понятие и виды  НПА в РФ.

НПА – это правовой акт, принятый  полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на  многократное применение.

НПА – это акт правотворческих органов гос-ва, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами. (Морозова)

Для НПА характерны след. признаки:

  1. письменная форма; 
  2. содержание составляют правила поведения;
  3. исходят от гос-ва: гос-ых органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;
  4. принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;
  5. иерархическая  подчиненность актов.

По  юр. силе все НА подразделяются на 2 большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды  законов:

1)Конституция (закон законов) - основополагающий, учредительный политический правовой акт;

2) ФКЗ – принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией;

3) ФЗ – это акты текущего законодательства, посвященные соц-но-эк-кой, политической и духовной жизни общества;

4) Законы субъектов  федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соотв-щую территорию.

Виды  подзаконных актов:

  1. указы и распоряжения Президента РФ;
  2. постановления и распоряжения Правительства РФ;
  3. приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-ых комитетов;
  4. решения и постановления местных органов гос. власти;
  5. решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления;
  6. НА муниципальных (негос-ых) органов;
  7. Локальные НА – это нормативные предписания, принятые на  уровне конкретного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения  субъекта правотворчества все НА делятся на:

- НА  гос. органов;

- НА  иных соц-х структур (муниц-х органов,  профсоюзов, АОи т.д.);

- НА  совместного хар-ра (гос-х органов  и соц-х структур);

- НА  принятые на референдуме.

В зависимости от сферы  действия НА делятся на:

- общефедеральные;   - НА субъектов РФ;  - НА ОМС;

- локальные НА.

В зависимости от срока  действия НА делятся  на:

- НА неопределенно  – длительного  действия; - временные  НА. 

20. Понятие и виды  систематизации законодательства.

    Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

    Отсюда, систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в  определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

    1) инкорпорация - форма систематизации  путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

    2) консолидация - форма систематизации  путем объединения нормативных  актов без изменения их содержания  в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

    3) кодификация - форма систематизации  путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

    В настоящее время наиболее распространенной "продукцией" кодификации являются:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"