Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

4. Материалистическая  концепция происхождения  государства. Иные  концепции происхождения  государства и  права.

К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами.

Суть  теории заключается в том, что  государство явилось на смену  родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу.

В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная  организация оказалась неспособной  управлять обществом. Появилась  потребность во властном органе, способном  обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению  представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет  с исчезновением классовых различий.

Материалистическая  теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская  форма - классическая. Государство возникает  непосредственно и преимущественно  из классовых противоречий формирующихся  внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская  форма - государство возникает как  результат завоевания обширных территорий.

Марксистская  теория происхождения государства  наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь  явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Представители других концепций и теорий происхождения  государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора.

Отрицать  влияние классов на возникновение  государства нет оснований. Но так  же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Формации (первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая)

1) Теологическая теория – с греч. учение о боге. Древняя теория.  Она объясняет возникновение и существование гос-ва божьей волей, результатом божьего промысла. Гос-во вечно как сам бог.

2) Патриархальная теория – истоки заложил Аристотель. Он считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие  ведет к образованию гос-ва. Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле богов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.

3) Договорная, или естественно  – правовая теория. Эта теория основывалась на 2-х главных положениях:

- до  возникновения гос-ва и права  люди жили в условиях так  называемого естественного состояния;

- гос-во  возникает в результате заключения  общественного договора.

4) Марксистская (классовая)  теория -  создатели К.Маркс и Ф.Энгельс. главным положением марксистской теории явл. учение о социально – экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Согласно этой теории,  гос-во возникло в силу эк-х причин – общественного разделения труда, появление прибавочного продукта, частной собственности и т.д.

5) Теория насилия объясняет возникновение гос-ва результатом действия военно – политического фактора – завоевания одних племен  и народов другими.

6) Расовая теория – ее основу составляет постулат о том, что люди вследствие их физ. и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами.

7) Органическая теория – получила широкое распространение во 2-й половине 19 в. в трудах  Г. Спенсера. Гос-во будучи разновидностью биологического организма имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

8) Психологическая  теория – заложена еще в Др. Риме. Цицерон полагал, что люди объединились в гос-во в силу врожденной потребности жить вместе. Гос-во и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни.

9) Теория инцесты (кровосмешения) -  на этапе развитого состояния родовой общины, люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания.

10) Ирригационная или  гидравлическая теория – в Др. Египте, на берегу Нила, люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ.

5. Типология государства.  Формационный и  цивилизационный  подходы.

В настоящее  время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный  подход  основан на объединении гос-в в рамках конкретной  общественно – эк-кой формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производственных сил и  производственных отношений), который в свою очередь,  определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Формационный  подход присущ марксистскому учению о гос-ве. Марксистская теория различает 4 типа гос-в: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, и социалистическое гос-во.

Особенности формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи гос-ва и права с другими социальными явлениями.

Суть  цивилизационного подхода состоит в том, что при хар-ке развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы.

К ним  можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в т.ч. религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.п.

В совокупности эти факторы образуют понятие  «культура», которое служит специфическим  способом бытия того или иного  народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют  цивилизацию.

В юр. лит-ре отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию. Выделяют этапы цивилизации:

- локальные цивилизации - существуют в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.).

- особенные цивилизации (китайская, западноевропейская,  восточноевропейская, исламская и др.

- всемирная цивилизация – охватывающая все человечество. Формируется в наст. время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения челов-кой духовности.

В лит-ре выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-во этих цивилизаций отличается по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Гос-во первичной цивилизации – явл. частью базиса, а не только надстройки (древнеегипетское, шумерское, японское, сиамское и др.).

Гос-во вторичной цивилизации – оно не составляет элементы базиса, но входит в качестве компонента  в культурно-религиозный комплекс (западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское и др.).

В типологии  гос-в выделяют  гос-ва переходного состояния (переходные гос-ва  - (от феодального к буржуазному).

В учебной  юр. литературе используются  и др. классификации гос-в: например, демократические и недемократические, гос-ва западной и восточной цивилизации.

Классификация гос-в по их отношению к религии: светские ( все виды религиозных организаций отделены от гос-ва -  РФ, Германия, Франция, все гос-ва СНГ), клерикальные (где та или иная религия официально имеет статус гос-ой и занимает привилегированное положение –Великобритания, Щвеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.), теократические (гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют основной источник законодательства, глава гос-ва явл. высшим религиозным деятелем – Иран, Пакистан, Марокко и др.), атеистичекие гос-ва (сдесь религиозные организации преследуются властями – были Советское гос-во, а ткже некоторые бывшие социалистические гос-ва).

6. Право в системе  социальных норм.

Социальная  норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения. Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.

Соц. нормы  характеризуют как правила поведения  в обществе, отражающие потребности и интересы людей.

Это правила  поведения общего хар-ра, направленные на  регулирование социально значимого  поведения.

Общее назначение социальных норм заключается  в упорядочении совместного существования  людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Общество  представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Главная особенность обычных норм состоит  в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные  правила должны соответствовать  законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение  людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"