Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

. Предмет, методология и место теории государства и права в системе общественных наук.
Предмет тгп: Всякая наука изучает закономерности развития своего объекта.
Под закономерностями понимаются повторяющиеся устойчивые объективные существенные связи между объектами реальности.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. При этом изучаются:
а) закономерности, которые являются общими для государства и права;
б) закономерности, присущие только государству;
в) закономерности, присущие только праву.
Место тгп в системе общ. наук:
Все общ. науки имеют своим объектом общество.

Работа содержит 1 файл

ТГП шпора.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

С объективной стороны она представляет собой совершение действий, определенных нормами права.

С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписанных действий. Субъект может реализовывать право, если он заинтересован в этом, из-за того, что он осознает свой общественный долг или из страха неблагоприятных последствий, а также руководствуясь иными мотивами.

Так как норма права, являющаяся правилом поведения, представляет собой единство гипотезы, диспозиции и санкции, то ее содержание предусматривает два уровня (или способа) реализации:

реализация диспозиции в правомерном поведении;

реализация санкции через принудительное воздействие на правонарушителя, осуществляемое государственной властью при противоправном поведении субъекта права.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.

1. Реализация обязывающих норм — это совершение поступков, предусмотренных диспозицией норм, имеющих положительное содержание и обязательный характер. В случае уклонения от исполнения реализация этой нормы переместится на второй уровень - принудительное привлечение к юридической ответственности.

2. Реализация запрещающих норм - воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет — называется соблюдением. Например, воздержание от общественно-опасных действий, наказания за которые предусмотрены санкциями норм. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не выполнили своей задачи, вступает в действие второй уровень - реализация санкции нормы.

3. Реализация управомочивающих норм - совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Эта форма называется использованием. Например, субъекты права покупают и продают принадлежащие им на праве собственности вещи, используя диспозиции соответствующих норм (например, норм договоров дарения, мены, купли-продажи).

Таким образом, использование, исполнение и соблюдение - формы реализации права. Рассмотрим их содержание.

Использование - форма реализации права, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений. Характерная черта данной формы - активное поведение субъектов, причем оно касается субъективных прав на свое собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей (использование, например, юридического права распоряжаться объектом собственности, избирательными правами).

Соблюдение - форма реализации, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них пассивные обязанности.

Исполнение - форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания. Характерная черта - активное поведение субъектов: они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению.

Классификация форм реализации в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

Успех или неуспех перевода нормативных требований в реальное поведение людей, в конечном счете, связан с созданием материальной базы, с научно-техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, с организационными мерами и т.п. Но также имеет большое значение субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей.

Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то оно никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание и необходимость совершать предусмотренные в нормах права действия.

В истории можно выделить два основных средства воздействия на волю людей с целью обеспечения реализации правовых норм - это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-либо благ.

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность самообеспечения правовых предписаний.

Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов права. При таком условии перспектива состоит в постепенном отпадении необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

Однако самообеспечение норм права в обществе нельзя понимать упрощенно, т.к. можно заметить, что в определенные периоды развития ряда государств использовались методы командно-волевого, административного нажима, принудительные и даже репрессивные методы.

Заинтересованность участников общественных отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм. А тем более не грозит лишениями за случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет воле их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы. И в качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет качественным. Все-таки в большинстве своем люди исполняют юридические обязанности по внутреннему убеждению, из чувства долга.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и другие санкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37 Правоприменение: понятие, признаки и стадии.

равоприменение — это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:

возникновение спора о праве;

установление фактов, имеющих юридическое значение;

осуществление государственного надзора за отдельными видами общественных отношений;

привлечение к юридической ответственности;

другие случаи, когда правоотношение не может сложиться без участия государственных органов.

Признаки правоприменения

является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

Стадии правоприменительного процесса

установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов;

установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

принятие решения по делу;

оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме.

 

 

 

 

 

 

38 Правоприменительные акты: понятие, признаки и виды.

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

39 Пробелы и коллизии в праве: понятие и способы преодоления.

Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве:

1.фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования;

2.определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права. С помощью правоприменительного процесса можно преодолеть пробел. Хотя в этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона.

Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, чтобы, используя знание, полученное в процессе изучения конкретных объектов, перенести его и полученный опыт на вновь возникший объект правовых отношений, который требует разрешения.

Законодатели рассматривают как инструмент устранения пробелов две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона:

1)  аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения;

2)  аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"