Шпаргалка по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.

Содержание

Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4

Вопрос 2. Методология теории государства и права 5

Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8

Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11

Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13

Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16

Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19

Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19

Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20

Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21

Вопрос 11. Виды норм права 23

Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24

Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25

Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25

Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26

Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28

Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28

Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30

Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32

Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33

Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34

Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36

Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37

Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38

Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39

Вопрос 26. Объекты правоотношения 40

Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41

Вопрос 28. Содержание правоотношения 42

Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43

Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44

Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45

Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46

Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46

Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48

Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49

Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50

Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52

Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53

Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55

Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56

Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58

Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59

Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60

Вопрос 44. Законность и правопорядок 61

Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63

Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64

Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65

Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66

Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67

Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68

Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69

Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70

Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70

Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71

Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72

Вопрос 56. Понятие формы государства 74

Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74

Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77

Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78

Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79

Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80

Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81

Вопрос 63. Признаки правового государства 82

Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83

Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83

Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84

Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85

Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86

Работа содержит 1 файл

Экзамен1.docx

— 218.02 Кб (Скачать)

2. Ограниченная монархия – деятельность монарха ограничена в законодательной сфере, существует представительный орган государственной власти (парламент).

Виды ограниченной монархии:

- сословно-представительная монархия (власть монарха ограничена представительным органом, состоящим из духовенства, дворянства, зажиточных слоев городского населения – земские соборы в России, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции).

- конституционная монархия (власть монарха ограничена конституцией в исполнительной и законодательной сферах. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству). Подразделяется на два вида:

Парламентская конституционная монархия:

1) власть монарха ограничена  во всех сферах государственной  власти;

2) правление основано на  принципах разделения властей  и парламентаризма; 

3) исполнительная власть  реализуется правительством, которое  ответственно перед парламентом; 

4) правительство формируется  из представителей партии, победившей  на выборах в парламент, главой  правительства становится лидер  этой партии;

5) законы принимаются парламентом,  их подписывает монарх, но это  чисто формальный акт, так как  правом вето он не обладает.

Дуалистическая конституционная  монархия:

характеризуется тем, что  наряду с юридической и фактической  независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. К ним относятся: Иордания, Кувейт и Марокко.

2. Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит избираемым на определенный срок органам, несущим ответственность перед населением.

Характерные черты республики:

1) верховная власть осуществляется  выборными органами;

2) источником власти является  народ, который реализует эту  власть посредством проводимых  через определенные промежутки  времени выборов высших и местных  представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий  высших представительных органов  власти (парламент, президент);

4) использование институтов  демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая  ответственность главы государства  и других должностных лиц.

Виды республик:

1. Парламентская республика – характеризуется верховенством парламента.

Характерные признаки парламентской  республики:

- глава государства избирается парламентом либо специально созданной парламентом комиссией; глава государства не имеет каких-либо существенных полномочий и зависит в своей деятельности от правительства;

- правительство формируется  из числа лидеров политических  партий, имеющих большинство голосов  в парламенте; правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства;

- правительство несет  ответственность перед парламентом, а не перед президентом.

К ним относятся: Италия, Германия, Австрия, Венгрия.

2. Президентская республика – характеризуется значительной властью президента.

Характерные черты:

- президент избирается  народом и совмещает функции  главы государства и главы  правительства;

- президент, при определенном  парламентском контроле, формирует  правительство, которое несет  ответственность перед президентом;

- парламент не имеет право выражать вотум недоверия правительству;

- президент имеет широкие  полномочия в политической, военной,  социально-экономической областях, имеет право издавать нормативные  правовые акты, занимающие важное  место в системе законодательства, имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

К ним относятся: США, Бразилия, Мексика, Аргентина.

3. Смешанная республика – характеризуется сочетанием черт президентской и парламентской республик. Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

К ним относятся: Россия, Франция.

4. Монархическая республика – глава государства несменяем и пользуется своей властью бессрочно (Югославия, КНДР).

Вопрос 58. Формы  государственного устройства: понятие  и виды

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной власти в территориальных пределах государства, а также взаимоотношения между составными частями государства.

Существует две разновидности  государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований.

Характерные черты унитарного государства:

1) единый центр государственной  власти, т. е. единая, общая для  всей страны система высших  и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный  суд);

2) одна система законодательства;

3) единое гражданство; 

4) единая судебная система; 

5) одноканальная система  налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

6) административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью, но наделяются  достаточно широкой компетенцией  в экономической, социальной, культурной  сферах.

Унитарные государства могут  быть централизованными (отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованными (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью).

Унитарные государства больше характерны для авторитарных режимов.

Федерация – сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов.

Характерные черты федерации:

1) определенная политическая  и юридическая самостоятельность  субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия);

2) двухуровневая система  органов государственной власти: наряду с федеральными органами  имеются органы власти субъектов  федерации; 

3) две системы законодательства  – общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте  одна из палат представляет  интересы субъектов; 

5) наличие двойного гражданства  (не во всех федерациях: в Австрии,  Австралии, Канаде его нет);

6) двухканальная система  налогов; 

7) разграничение предметов  ведения федерации и ее субъектов.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т. е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии).

Виды федераций: национальная и территориальная.

Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Преувеличение  роли национального фактора в  построении федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать  государственную общность.

Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует  процессы интеграции. Территориальный  фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых  случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т. е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д.

Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды

Политический (государственный) режим – это совокупность приемов, способов, средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Самая распространенная классификация  – деление режимов на демократические (в основе лежит признание народа единственным источником и субъектом власти) и антидемократические (основан на нарушении или полном пренебрежении прав и свобод человека и гражданина, установление диктатуры одного человека или группы лиц).

Характерные черты демократического режима:

1) народовластие, т. е.  признание народа единственным  источником государственной власти: это власть народа и для  народа;

2) свобода личности в  экономической сфере, т. е. свобода  предпринимательства и признание  частной собственности; 

3) реальная гарантированность  прав и свобод человека и  гражданина;

4) осуществление государственной  власти на основе принципа  разделения властей; 

5) выборность и сменяемость  органов государственной власти;

6) децентрализация государственной  власти;

7) наличие политико-правовых  механизмов, обеспечивающих реальную  возможность участия граждан  в формировании, деятельности органов  государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения  меньшинства, использование метода  согласования при принятии решений; 

9) политический плюрализм,  т. е. отсутствие единой общеобязательной  официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений; 

10) наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов  различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический  режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Собственно демократический  режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует.

Среди антидемократических  режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Характерные черты:

1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

2) нетерпимость ко всякому  инакомыслию; 

3) монополия на информацию, введение государственной цензуры; 

4) подавление человеческой  индивидуальности, массовый террор  против своего населения; 

5) слияние государственного  и партийного аппарата;

6) жесткая централизация  власти, иерархию которой возглавляет  вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного  самоуправления;

8) отрицание частной жизни  и частной собственности, доминирующее  положение государственной собственности.

Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг лиц – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:

1) власть элиты не ограничена  законом; 

2) народ отстранен от  управления государством и не  может контролировать деятельность  правящей элиты; 

3) в политической жизни  допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются; 

4) имеются сферы, свободные  от политического контроля, –  экономика и частная жизнь,  контролю подлежит главным образом  политическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет  интересов государства перед  личными интересами;

6) принуждение и насилие  применяются в отношении открытых  противников строя. 

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и  способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости  от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

Вопрос 60. Функции  государства: понятие и виды

Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства на определенном этапе исторического развития.

Функции государства охватывают всю деятельность государства.

Виды функций государства:

По продолжительности действия:

- постоянные (реализуются на всех исторических этапах – экономическая);

- временные (возникают  для необходимости решения чрезвычайных  задач – ликвидация последствий катастроф).

По принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные.

По степени важности выполняемых  задач:

- основные (наиболее важные  направления, приоритетные на  конкретном историческом этапе  – экономическая, социальная);

Информация о работе Шпаргалка по теории государства и права