Шпаргалка по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.

Содержание

Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4

Вопрос 2. Методология теории государства и права 5

Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8

Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11

Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13

Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16

Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19

Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19

Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20

Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21

Вопрос 11. Виды норм права 23

Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24

Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25

Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25

Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26

Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28

Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28

Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30

Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32

Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33

Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34

Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36

Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37

Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38

Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39

Вопрос 26. Объекты правоотношения 40

Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41

Вопрос 28. Содержание правоотношения 42

Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43

Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44

Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45

Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46

Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46

Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48

Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49

Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50

Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52

Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53

Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55

Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56

Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58

Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59

Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60

Вопрос 44. Законность и правопорядок 61

Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63

Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64

Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65

Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66

Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67

Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68

Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69

Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70

Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70

Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71

Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72

Вопрос 56. Понятие формы государства 74

Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74

Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77

Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78

Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79

Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80

Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81

Вопрос 63. Признаки правового государства 82

Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83

Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83

Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84

Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85

Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86

Работа содержит 1 файл

Экзамен1.docx

— 218.02 Кб (Скачать)

4. Исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

Вопрос 32. Пробелы  в праве. Аналогия права и аналогия закона

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Различают реальные и мнимые пробелы в праве.

Под мнимыми пробелами понимается преднамеренное молчание законодателя, т. е. когда он сознательно оставляет вопрос открытым, предлагая передать его решение на усмотрение правоприменителя, или законодатель сознательно выводит данные общественные отношения за сферу правового регулирования. Такие действия законодателя именуют квалифицированным молчанием.

Реальные пробелы свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных недостатках правовой системы. Пробелы возникают по трем главным причинам:

- законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации;

- вследствие недостатков юридической техники;

- объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных отношений.

Для восполнения пробелов используется институт аналогии, т. е. сходства жизненных ситуаций и норм права.

Существует два способа  оперативного преодоления пробелов в праве – аналогия закона и  аналогия права.

Аналогия закона применяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения.

Аналогия права возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права. К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др.

Решение дела по аналогии не устраняет пробела в праве, а  лишь его восполняет. Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций – Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда Российской Федерации.

Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не применяется в уголовном праве, поскольку здесь действует принцип «Нет преступления без указания о том в законе».

Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права

Под юридическими коллизиями следует понимать противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

Виды коллизий:

а) между нормами права;

б) между нормативными правовыми  актами, в том числе внутри системы  законодательства; между законами и  подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации;

в) компетенции или отдельных  полномочий государственных органов  и должностных лиц;

г) при реализации одних  и тех же правовых предписаний, в  том числе между актами правоприменения;

д) актов толкования;

е) юридических процедур;

ж) между национальным и  международным правом.

Причины появления коллизий носят объективный и субъективный характер.

Коллизии, вызванные объективными причинами, связаны с динамикой развития общественных отношений, что влечет необходимость изменения, дополнения, конкретизации норм, регулирующих данные отношения. Несвоевременное внесение коррективов в правовое регулирование неизбежно влечет коллизии между содержанием ранее действовавших норм и потребностями нового юридического оформления изменившейся ситуации.

Субъективные причины, вызывающие коллизии, обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные коллизии могут возникнуть и в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.

Способы разрешения юридических коллизий:

1. Принятие нового акта взамен коллидирующих или отмену одного из противоречащих друг другу актов.

2. Разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.

3. Судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское. Особенно эффективными представляются решения Конституционного Суда РФ, которые вступают в действие немедленно после оглашения и не подлежат обжалованию.

4. Официальное толкование нормативных правовых актов, в том числе судебные толкования. Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т. д. Толкования конституционных норм со стороны Конституционного Суда РФ имеют прецедентное значение как для самого Суда, так и других государственных органов и должностных лиц. Важное значение имеют также толкования действующего законодательства Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести:

1) действие субъектов строго  в рамках конституционных установлений, в рамках законов, а также  в пределах закрепленной компетенции; 

2) предварительные юридические  экспертизы актов и согласования  для предотвращения коллизий  в законодательстве;

3) систематизацию действующего  законодательства, что делает его  обозримым и позволяет своевременно  выявлять коллизии;

4) периодическую инвентаризацию  правотворческими органами своей  продукции для выявления несогласованностей  норм и других коллизий;

5) анализ эффективности  нормативных правовых актов, что  способно установить коллизии  в праве; 

6) предвидение конфликтной  ситуации в нормативном материале,  что позволяет предотвратить  коллизии в праве.

Вопрос 34. Понятие  и способы толкования норм права

Толкование – сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя.

Способы толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический, специально-юридический и функциональный.

Грамматический способ толкования права основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др.

Логический способ состоит в исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношение между ними.

Систематический способ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права, следовательно, взаимодействует с множеством норм. Смысл нормы уясняется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права. Раскрываются юридические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими ей по содержанию. При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Особенной частью.

Историко-политический способ состоит в установлении тех или иных условий и обстоятельств (экономических, политических, социальных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений. Реализация нормы права – это юридически значимое действие, содержащее правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела. Например, нормы периода военного времени невозможно правильно истолковать без учета данной обстановки.

Телеологическое (целевое) толкование направлено на выявление целей издания акта, как непосредственных, так и перспективных, конечных. Такой способ толкования необходим при существенных изменениях общественно-политической обстановки в стране и коренных изменениях правового регулирования общественных отношений.

Специально-юридический способ толкования права представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. Содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Специально-юридическое толкование использует следующие приемы:

а) нормативное толкование, т. е. установление нормативности правила  поведения;

б) уяснение особенностей юридических  конструкций;

в) определение отраслевой принадлежности нормы;

г) терминологическое толкование,

д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и другими приемами.

Важно также изучение содержания конкретной нормы на основе постановлений  пленумов Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ, а также решений  Конституционного Суда РФ.

Функциональное толкование права сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств. Например, при определении размера алиментов, подлежащих выплате на несовершеннолетних детей, суд должен учитывать материальное, семейное положение сторон и другие «заслуживающие внимания» обстоятельства.

Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные  акты

Виды толкования в зависимости от субъектов: официальное и неофициальное.

Признаки официального толкования права:

а) дается уполномоченными  на это государственными органами или  должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах;

б) имеет обязательное значение для других субъектов;

в) является юридически значимым, так как вызывает юридические  последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической  нормы.

Виды официального толкования:

1. Нормативное толкование – это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Цель - дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев. Нормативное толкование делится на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентичное официальное толкование исходит от органа, издавшего данный акт. Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем. Например, Верховный Суд РФ, обобщая судебную практику, дает судам разъяснения по вопросам применения закона к той или иной категории дел.

2. Казуальное толкование дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. Возникает в случаях неправильного применения действующего законодательства по конкретному юридическому делу. Подразделяют на два подвида: судебное и административное. Судебное толкование нормы права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. Административное толкование нормы права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.

Неофициальное толкование права дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Оно дается в форме рекомендаций, советов и не вызывает юридических последствий, т. е. лишено властной силы. Может быть как устным, так и письменным.

Виды неофициального толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное (научное).

Обыденное толкование нормы права может даваться любым гражданином в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении законопроектов.

Профессиональное (или компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты и др.).

Доктринальное толкование осуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научной литературе, в комментариях, при юридической экспертизе законопроектов и т. д.

Виды толкования в зависимости  от объема: буквальное (адекватное), расширительное, или распространительное, ограничительное.

Буквальное (адекватное) – буква и действительный смысл нормы совпадают.

Расширительное – действительный смысл нормы шире, чем его буквальное значение.

Ограничительное – действительный смысл нормы уже, чем его буквальное толкование.

Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов. Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.

Особенности интерпретационных актов:

1) закрепляют разъяснительное  решение соответствующего компетентного  органа;

2) представляют собой официальный  акт-документ, который обладает специфической  структурой, содержанием, формой, стилем  изложения, реквизитами и т.  д.;

3) имеют своим содержанием  общие нормативные или персонально  адресованные, индивидуально-конкретные  юридические разъяснения; 

4) принимаются в определенной  процедурно-процессуальной форме; 

5) носят властный, обязательный  характер;

6) обеспечены различными  средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия;

7) вызывают определенные  юридические последствия, которые  имел в виду интерпретатор;

8) являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;

9) по мнению некоторых  ученых, обладают обратной силой,  т. е. распространяют свое действие  на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия  акта толкования.

Информация о работе Шпаргалка по теории государства и права