Шпаргалка по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.

Содержание

Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4

Вопрос 2. Методология теории государства и права 5

Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8

Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11

Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13

Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16

Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19

Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19

Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20

Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21

Вопрос 11. Виды норм права 23

Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24

Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25

Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25

Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26

Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28

Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28

Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30

Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32

Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33

Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34

Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36

Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37

Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38

Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39

Вопрос 26. Объекты правоотношения 40

Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41

Вопрос 28. Содержание правоотношения 42

Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43

Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44

Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45

Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46

Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46

Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48

Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49

Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50

Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52

Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53

Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55

Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56

Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58

Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59

Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60

Вопрос 44. Законность и правопорядок 61

Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63

Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64

Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65

Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66

Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67

Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68

Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69

Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70

Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70

Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71

Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72

Вопрос 56. Понятие формы государства 74

Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74

Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77

Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78

Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79

Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80

Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81

Вопрос 63. Признаки правового государства 82

Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83

Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83

Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84

Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85

Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86

Работа содержит 1 файл

Экзамен1.docx

— 218.02 Кб (Скачать)

Вопрос 36. Понятие  и виды правоприменительных актов

Акт применения права – это правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Общие черты правоприменительных  актов и нормативных правовых актов:

- издаются государственными  органами и полномочными должностными  лицами и представляют собой  государственно-властное веление; 

- обязательны для исполнения, обеспечены государственным принуждением;

- имеют определенную форму,  которая должна соответствовать  требованиям юридической техники; 

- принимаются по установленной  процедуре.

Отличия правоприменительных актов и нормативных правовых актов:

1. Правоприменительный акт  регулирует единичное конкретное правоотношение, а нормативный правовой акт – общие отношения и устанавливает общую модель поведения.

2. Нормативный правовой  акт является источником права, а правоприменительный акт таковым не считается, так как не создает новых норм права, и сам принимается на основе действующих норм права.

3. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на неопределенное число фактов и лиц, а правоприменительный акт действует лишь в отношении точно установленных лиц, фактов, действий.

4. Правоприменительный акт характеризуется однократным действием, а нормативный акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации.

5. Нормативный акт всегда имеет письменную форму, а правоприменительный акт помимо письменной формы может приниматься и устно (устное распоряжение руководителя администрации предприятия).

6. Решение, содержащееся в правоприменительном акте, не может выходить за пределы нормативного акта, за пределы общей нормы права.

Классификация правоприменительных  актов:

1. По функциям прав:

- регулятивные (приказ о принятии на работу);

- охранительные (судебное решение, приговор).

2. По форме:

- указы, распоряжения, приказы,  приговоры, решения.

3. По субъектам, их издающим:

- акты государственных органов;

- акты негосударственных органов (муниципальных).

4. По юридической природе:

- основные (выражают конечное решение юридического дела – приговор);

- вспомогательные (подготавливают издание основного акта – постановление о привлечении в качестве обвиняемого).

5. По способам выражения правоприменительного  решения:

- акты-документы;

- акты-действия (удаление свидетеля из зала);

- акты-символы (дорожные знаки).

6. По времени действия:

- однократные;

- одномоментные (штраф);

- длящиеся (выплата алиментов).

7. По способу принятия:

- коллегиальные (решения КС РФ);

- единоличные (Указ Президента РФ о награждении).

Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы

Юридическая ответственность  выступает в качестве действенного способа воздействия государства  на правонарушителя, призванного обеспечить его правомерное поведение и  отказаться от попыток совершать противоправное деяния.

Юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

Специфические признаки юридической  ответственности:

1. Это вид государственного принуждения. Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права.

2. Единственное основание применения – правонарушение. Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Носит ретроспективный характер, так как, по сути, является реакцией государства на прошлое и только противоправное виновное деяние.

3. Выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя:

- психологическими (выражается в осуждении государством поведения правонарушителя, признании его виновным в совершении противоправного деяния, определении ему конкретной меры ответственности, что влечет за собой переживания правонарушителя),

- имущественными (уплата штрафа, пени, неустойки, отбытие исправительных работ, конфискация имущества),

- организационно-правовыми (ограничение прав и свобод правонарушителя: арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно).

Функции юридической ответственности:

1. Общепревентивная. Устанавливая санкцию нормы права, государственный орган воздействует на сознание граждан и иных лиц, так как каждый осознает меры, которые будут применены к нему в случае несоблюдения соответствующего запрета или возложенной обязанности.

2. Частнопревентивная. Применение санкции к правонарушителю конкретной нормы.

3. Правовосстановительная. Направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц (уплата неустойки и возмещение убытков, обязанность компенсировать вред, причиненный правонарушением).

Принципы юридической ответственности:

1. Принцип законности. Означает, что деятельность государственных органов и должностных лиц по применению юридической ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и не выходит за пределы его требований, смысла и целей.

2. Принцип обоснованности. Понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоятельств дела. Реализация данного принципа означает, что собранные по делу обстоятельства соответствуют действительности, противоправное деяние и связанные с ним обстоятельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличино в совершении правонарушения, по делу выявлены обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.

3. Принцип справедливости. Означает одобрение и поддержку населением и иными институтами гражданского общества меры, примененной государственными органами к правонарушителю. В частности означает, что нельзя назначать меры уголовного наказания за административные и иные проступки, юридическую ответственность должен нести тот, кто совершил правонарушение, наказание должно соответствовать и быть соразмерным тяжести совершенного правонарушения. Критерием справедливости должны выступать нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и отражающие интересы всего общества или большинства его членов.

4. Принцип неотвратимости. Означает, что любое лицо независимо от своего служебного или материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному наказанию за совершенное правонарушение. Является необходимым условием для эффективности юридической ответственности, обеспечения действенности ее функций.

5. Принцип невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором. Важнейшие принципы юридической ответственности, призванные обеспечивать реальное действие презумпции невиновности: право на защиту и квалифицированную юридическую помощь, никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение.

Вопрос 38. Виды юридической  ответственности

Юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

Выделяют следующие виды юридической ответственности:

1. Уголовная ответственность – применяется за нарушение запретов, предусмотренных УК РФ. УК РФ устанавливает 12 видов наказаний:

- штраф,

- лишение права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью,

- лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина или государственных наград,

- обязательные работы,

- исправительные работы,

- ограничение по воинской  службе,

- конфискация имущества,

- ограничение свободы,

- арест,

- содержание в дисциплинарной  воинской части,

- лишение свободы,

- пожизненное лишение  свободы.

Привлечение лица, виновного  в совершении преступления, осуществляется в соответствии с УПК РФ. Единственным органом, управомоченным привлекать виновных к уголовной ответственности, является суд. Отношения уголовной ответственности прекращаются отбытием наказания либо освобождением от наказания по амнистии или по указу Президента РФ о помиловании.

2. Административная ответственность – применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. 7 видов наказания:

- предупреждение,

- штраф,

- возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения,

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения,

- лишение специального  права, предоставленного гражданину,

- исправительные работы.

Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован  КоАП. Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административном правонарушении, широк: суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы полиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Отношения административной ответственности прекращаются исполнением взыскания.

3. Дисциплинарная ответственность – применяется за совершение дисциплинарного проступка. Порядок применения взыскания за нарушение дисциплины регламентируется ТК РФ, уставами о дисциплине и другими нормативно-правовыми актами.

4. Гражданская ответственность – применяется прежде всего для восстановления нарушенных прав граждан, иных лиц в случаях неисполнения должниками своих обязательств по договору или вследствие причинения вреда.

Виды гражданской ответственности: возмещение убытков, выплата штрафных санкций (неустойки), возмещение вреда, конфискация, штраф, отказ в защите субъективного гражданского права (в случаях злоупотребления правом).

Возникает с момента неисполнения обязательства в установленный  срок или исполнения ненадлежащим образом. Характерная особенность: может исполняться правонарушителем добровольно, без применения мер государственного принуждения. Гражданские дела рассматриваются общими и арбитражными судами. Необходимым условием для применения является вина, за исключением случаев причинения вреда источником повышенной опасности.

5. Конституционная ответственность федеральных органов государства и возглавляющих их должностных лиц. Основание для привлечения – деяния, связанные с нарушением Конституции, законов и иных нормативно-правовых актов. Конституционная ответственность применяется КС РФ. В РФ конституционная ответственность применялась лишь к Правительству РФ (отправка в отставку).

6. Материальная ответственность – заключается в возмещении имущественного ущерба, причиненного работником работодателю, либо работодателем работнику.

7. Процессуальная ответственность – связана с нарушением процессуальных норм, регламентирующих порядок совершения тех или иных процессуальных действий. Мерами процессуальной ответственности выступают удаление из зала судебного заседания, штраф.

Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового  регулирования

Правовое регулирование – это целенаправленное упорядочивающее воздействие норм права и иных правовых средств на общественные отношения, поведение людей.

Признаки правового регулирования:

- является видом социального  регулирования, то есть регулирования  общественных отношений;

- исходит от государства  и осуществляется в интересах  всего общества;

- проявляется в воздействии на общественные отношения посредством норм права и иных правовых средств;

- устанавливает варианты  поведения субъектов в различных  ситуациях;

- цель: упорядочение общественных  отношений;

- устанавливает законность и правопорядок.

Предмет правового регулирования – то, на что нормы права оказывают непосредственное регулирующее воздействие.

Особенности предмета правового регулирования:

1. Это наиболее важные общественные отношения, которые представляют интерес для всей группы лиц или общества.

2. Это лишь те общественные отношения, которые могут контролироваться сознанием и волей человека.

3. Это общественные отношения,  которые поддаются контролю со стороны государства путем закрепления их через нормативные предписания, то есть внешне выраженные деяния, которые можно регулировать.

4. Возможно лишь в случаях, когда у субъекта есть возможность выбора хотя бы из двух вариантов поведения.

Виды правового регулирования:

1. Нормативное правовое регулирование – воздействие на общественные отношения посредством норм права. Носит общий характер.

2. Индивидуальное правовое регулирование – направлено на упорядочивание отношений между конкретными субъектами права в конкретных ситуациях. Подразделяется на судебно-правовое регулирование (осуществляется судами) и административно-правовое регулирование (осуществляется административными органами).

Информация о работе Шпаргалка по теории государства и права