Шпаргалка по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.

Содержание

Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4

Вопрос 2. Методология теории государства и права 5

Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8

Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11

Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13

Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16

Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19

Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19

Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20

Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21

Вопрос 11. Виды норм права 23

Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24

Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25

Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25

Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26

Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28

Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28

Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30

Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32

Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33

Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34

Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36

Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37

Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38

Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39

Вопрос 26. Объекты правоотношения 40

Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41

Вопрос 28. Содержание правоотношения 42

Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43

Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44

Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45

Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46

Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46

Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48

Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49

Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50

Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52

Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53

Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55

Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56

Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58

Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59

Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60

Вопрос 44. Законность и правопорядок 61

Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63

Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64

Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65

Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66

Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67

Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68

Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69

Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70

Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70

Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71

Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72

Вопрос 56. Понятие формы государства 74

Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74

Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77

Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78

Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79

Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80

Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81

Вопрос 63. Признаки правового государства 82

Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83

Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83

Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84

Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85

Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86

Работа содержит 1 файл

Экзамен1.docx

— 218.02 Кб (Скачать)

- неосновные (более узкие направления, входящие в основные – функция финансового контроля).

По сфере осуществления:

- внутренние (политическая, экономическая, идеологическая, экологическая, охранительная, контрольная);

- внешние (оборона страны, итеграция в мировое сообщество, сотрудничество в решении глобальных проблем, обеспечение мирового порядка).

Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства

Механизм государства – это система государственных органов и учреждений, реализующих государственную власть, задачи и функции государства.

Особенности механизма государства:

1) это целостная иерархическая  система государственных органов  и организаций. Целостность обеспечивается  едиными принципами организации  и деятельности, едиными задачами  и целями;

2) первичные структурные  звенья механизма составляют  государственные органы и организации; 

3) механизм служит средством  осуществления государственной  власти и функций государства; 

4) для обеспечения государственно-властных  велений механизм имеет непосредственные  орудия принуждения – суды, тюрьмы, вооруженные силы и др.;

5) сложность и многообразие  органов государства и государственных  организаций. Структура механизма  изменчива и во многом зависит  от изменения задач управления, которые стоят перед государством  на том или ином этапе его  развития.

Государственный аппарат – это совокупность наделенных властными полномочиями государственных органов, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Принципы организации и деятельности механизма государства и государственного аппарата:

1) Обязательность реального  представительства интересов соответствующих  граждан и их объединений во  всей системе государственных  органов и учреждений.

2) Открытость деятельности  всех государственных структур, доступ к соответствующей информации  всех заинтересованных лиц (гласность).

3) Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов в деятельности всех звеньев государственного механизма.

4) Высокая компетентность  и профессионализм в деятельности  государственных органов, гарантирующие  высокий уровень решения важнейших  вопросов государственной жизни.

5) Принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную  и судебную, которые независимы  друг от друга и способны сдерживать деятельность друг друга с целью исключения произвола при осуществлении государственного управления.

6) Принцип гуманизма, заключающийся в обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

7) Принцип демократизма, в соответствии с которым государственные органы должны формироваться на началах выборности, сменяемости, отчетности.

Вопрос 62. Государственные  органы: понятие, классификация

Орган государства – это элемент государственного аппарата, наделенный в соответствии с законом государственно-властными полномочиями по осуществлению функций государства.

Признаки органа государства:

а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается  в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и  др.);

б) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;

в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые, правоприменительные, интерпретационные);

г) вправе применять принуждение  в случаях и в объеме, устанавливаемых  в законодательном порядке;

д) действует от имени государства;

е) состоит из государственных  служащих, имеющих особый статус и  выполняющих свои полномочия на профессиональной основе;

ж) источником финансирования деятельности служат государственный  или местный бюджеты.

Виды государственных органов:

По порядку формирования:

- первичные (формируются  путем избрания по строго определенной  процедуре – Государственная Дума, Президент РФ);

- производные (формируются  первичными государственными органами).

По характеру компетенции:

- органы общей компетенции  (решают широкий круг вопросов  – Федеральное Собрание, Правительство);

- органы специальной компетенции (специализируются на выполнении одного вида деятельности – МИД, МинЮст).

По способу принятия решения:

- единоличные (решения  принимаются одним человеком – Президент, Министр, Прокурор);

- коллегиальные (решения  принимаются группой лиц –  Правительство).

По принципу разделения властей:

- законодательные (основная функция – принятие нормативных правовых актов – Федеральное Собрание);

- исполнительные (осуществляют исполнительно-распорядительную функцию – Правительство);

- судебные (основная функция – осуществление правосудия).

По сфере действия:

- высшие (действуют на  территории всей страны или  в пределах территории субъекта  федерации);

- местные (действуют в  пределах соответствующей административно-территориальной  единицы).

Вопрос 63. Признаки правового государства

Правовое государство – это организация власти, обеспечивающая режим верховенства права и создающая надежные гарантии от произвольного вмешательства государства в дела общества.

Выделяют четыре основных признака правового государства:

1. Господство, или верховенство, права предполагает:

- правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

- правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им;

- связанность государства им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

- верховенство и прямое действие Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы.

2. Незыблемость, гарантированность  и реальность прав и свобод  личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

3. Взаимная ответственность личности  и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности.

4. Принцип разделения властей, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти.

Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации  и деятельности государственной  власти. Его реализация в Российской Федерации

Принцип разделения властей, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти.

Разделение и взаимное сдерживание властей служит главным условием политической свободы в обществе.

Система сдержек и противовесов покоится на следующих основах:

а) все ветви власти имеют  различные источники формирования (законодательная власть формируется  народом путем выборов, исполнительная, например Президент, избирается народом  косвенным путем; судебная, в частности  Верховный суд, – формируется  совместно Президентом и Сенатом);

б) все органы власти имеют  разные сроки полномочий (например, судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно, Президент  избирается на четыре года, Палата представителей – на два года). Таким образом, все три ветви власти обладают самостоятельностью по отношению друг к другу и предупреждается одновременное обновление их состава. В результате сохраняются их устойчивость и преемственность в деятельности;

в) каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право отлагательного вето Президента, право Конгресса отклонить  законопредложения исполнительной власти, право импичмента в отношении Президента и др.).

Законодательная власть в любом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке.

Главное назначение исполнительной власти – исполнение законов, их реализация в процессе управления обществом. Исполнительная власть представлена разветвленной системой государственных органов, многочисленных и разнообразных по выполняемым полномочиям.

Судебная власть занимает особое место, так как на нее возложено осуществление правосудия, имеющего своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.

Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса  личности

Правовой статус личности – система прав и обязанностей, закрепленная в конституции и других нормативных правовых актах.

Содержание правового  статуса личности определяется наличием правовой связи с государством: кем  является лицо – гражданином, иностранным  гражданином или лицом без  гражданства.

Структура правового статуса личности:

1. Гражданство – определяет принадлежность лица к данному государству. В зависимости от того, признается лицо гражданином или нет, определяется объем его правового статуса.

2. Правосубъектность – означает способность лица быть носителем прав, обязанностей и законных интересов, выражающуюся в его способности их осуществлять и нести ответственность за их реализацию. Состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

3. Юридические гарантии прав, обязанностей  и законных интересов личности – к ним относят средства, обеспечивающие охрану (защиту) прав и свобод, обязанностей и законных интересов личности.

Гражданство, правосубъектность и юридические гарантии тесно связаны с правовым статусом личности. Благодаря их наличию правовой статус личности становится реально действующим.

Виды правового статуса личности:

- родовой (специальный) – отражает особенности правового положения отдельных категорий лиц (военнослужащие, пенсионеры);

- общий (международный) – отражает статус лица как гражданина государства и члена общества, определяется нормами международного права и конституцией и находится в зависимости от различных текущих обстоятельств;

- конституционный (базовый)

- отраслевой – охватывает права и обязанности, закрепляемые в рамках той или иной отрасли права (гражданско-правовой статус, процессуально-правовой статус);

- индивидуальный – характеризуется особенностями возраста, пола, семейного положения и т.д.

Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности  человека и гражданина. Их классификация

Конституция РФ делит основные права и свободы на:

- права и свободы человека;

- права и свободы гражданина.

Права гражданина являются следствием наличия особой политико-правовой связи между индивидом и государством, в силу чего государство оказывает лицу содействие в их реализации.

Классификация основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:

1. Личные (гражданские) права и  свободы: право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища, свободу передвижения и выбор места жительства, свободу совести, свободу определения национальной принадлежности и выбора языка общения, свобода мысли.

2. Политические права и свободы: право участвовать в управлении делами государства, свободу слова, собраний, шествий, митингов, демонстраций, пикетирования, право на объединение в общественные организации, право на обращение (право петиций).

3. Социально-экономические и культурные  права и свободы: свобода труда, право на социальное обеспечение, право частной собственности, свобода экономической деятельности, право на жилище, образование, на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на доступ к учреждениям культуры.

Конституционные обязанности личности в РФ:

- обязанность соблюдать  КРФ и законы;

- заботиться о детях  и нетрудоспособных родителях;

- получить основное общее  образование;

- заботиться о памятниках  истории и культуры;

- платить законно установленные налоги;

Информация о работе Шпаргалка по теории государства и права