Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.

Содержание

1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности 
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей

Работа содержит 1 файл

Шконка.doc

— 983.00 Кб (Скачать)

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют три формы:

- древнегреческая;

- древнеримская;

- древнегерманская (возникновение Древнегерманского  государства в значительной степени  связано с завоеванием обширных  чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена)

К экономическим и  политическим условиям появления государства  можно отнести:

- крупное общественное разделение  труда и появление постоянных  производств (скотоводство, земледелие);

- углубляющую специализацию труда  (земледелие, скотоводство, ремесло,  товарообмен);

- появление частной собственности;

- необходимость охраны частной  собственности от внешних захватчиков, "внутренних" троглодитов и сволочей;

- необходимость охранять границы территории;

- обеспечение постоянного управления  обществом, постоянное контактирование  с населением в лице правителей  соседних территорий;

- защита интересов собственников  за пределами территории производства.

К социальным предпосылкам - выполнение так называемых общих дел - строительство и обеспечение функционирования дорог, морских и речных портов и причалов, почты, ирригационных сооружений; борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.

Государство и право  тесно взаимосвязаны, их возникновение  и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Праву, его нормам предшествуют функционирование специальных правил догосударственной формации.

Правовые нормы  возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов.

Обычное право формируется, с одной  стороны, путем приспособления и  видоизменения правил родового строя, а с другой - введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя  сводится к следующему.

- Право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.п.), и под его контролем создавалось всем обществом.

- Обычаи и другие правила выражали общую волю и защищали общественный интерес. Правовые нормы выражают волю и баланс общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

- Обычаи и другие регуляторы первобытной эпохи носили нефиксированную форму, право же получает внешнее выражение.

- Первобытные регуляторы охранялись от нарушений всем обществом. Право гарантируется специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

 

6 Множественность концепций происхождения  государства и права, их теоретическое  и практическое значение.

Теории происхождения  государства многообразны. Это множество связано с конкретно-историческими условиями их возникновения, с господствующим в обществе мировоззрением. Каждая концессия, теория возникновения и сущности государства и права — это всегда одна из основных составных частей мировоззрения.

Это естественно, ибо эти представления  охватывают основополагающую для жизни  общества сторону. Господство в обществе теологического мировоззрения не могло не охватить и взгляды о государстве и праве, и в русле такого мировоззрения складываются теологические взгляды на государство и право, как это имело место в древности на Востоке и в средние века в Европе. Господство рационалистических взглядов в обществе ведет к рационалистическим теориям. В Древнем Риме право, например, рассматривалось как проявление естественного разума, а государство — как дело народа (так переводится слово ≪республика≫).

1. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). Государство рассматривается как результат исторического развития семьи (разросшаяся семья); монарх - "отец" по отношению к подданным, хранитель данных богом норм права; власть монарха в государстве - это естественное продолжение власти отца (патриарха) в семье.

2. Теологическая (Ф. Аквинский, Лебюфф, Эйве; официальная доктрина Ватикана). Данная теория также была в числе исторически первых, так как исторически первым было религиозное воззрение о том, что государство создано Богом, а право есть проявление божественной воли, практическая власть Бога на земле.

Учение о божественном происхождении  государства и права возникло еще в древнем мире, и прежде всегр в теократических монархиях  Египта, Вавилона, Иудеи и др. Отметим, что и сами теократические монархии являются определенным продолжением сакрализации (обожествления) носителей власти (вождей, царей и т. п.) в догосударственном обществе. Эта сакрализация в ряде случаев была одним из факторов возникновения государства.

Согласно этим взглядам, например, египетский фараон считался земным богом, потомком богов небесных. Фараон не умирает, а заходит в свой вечный горизонт, становится богом Озирисом.

3. Договорная (естественно-правовая теория) (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). Государство, право есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. Одни из них использовали эту теорию для обоснования абсолютной монархии (Т. Гоббс), другие — для защиты конституционной монархии (Д. Локк), третьи выражали интересы революционной буржуазии, стремившейся к свержению феодализма (Ж.-Ж. Руссо).

Представители этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние людей, которое  понималось по-разному.  Т. Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех. Люди эгоистичны, недоверчивы, но все равны, каждый имеет право на все, каждый стремится к собственной выгоде, наживе, славе. Люди находятся в постоянной вражде, страхе, нет места трудолюбию, так как плоды труда не гарантированы от захвата. Здесь нет справедливости, ибо нет закона, нет закона, ибо нет общей власти. Познав же разумом естественный закон, который гласит, что каждый должен добиваться мира, люди заключают договор и создают новую форму общения — государство. При этом они отказываются от части своих естественных прав в пользу монарха, который и представляет общую власть, держит людей в страхе и направляет их к общему благу.

Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как ≪золотой век≫ человечества, всеобщего счастья. Все равны, свободны, нет частной собственности и государства. Причины возникновения государства Руссо видит в способностях человека к совершенствованию и порче нравов. Человек изобретает и со-вершенствует орудия труда, переходит к металлическим орудиям, к оседлости, к земледелию. Появляется частная собственность, которой способствует не только повышение производительности труда, но и порча нравов, результатом чего стал захват безнравственными членами общества общественной земли и т.д. Появляется имущественное неравенство. Богатые, не имея достаточных сил для защиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться, установить правила справедливости и мира. На основе общего соглашения — договора — создается новая ассоциация людей — государство.

Руссо во многом приблизился к историческому  объяснению происхождения государства, однако излишнее значение придавал порче  нравов и сознательным действиям, направленным на создание государства. Руссо делает из своих взглядов революционные выводы. С его точки зрения, власть королей держится уже не на договоре, а на насилии. Они нарушили общественный договор, узурпировали власть, нарушив права народа, поэтому народ вправе на насилие ответить насилием и свергнуть монарха. Всякая власть, с его точки зрения, может быть основана только на общественном договоре, общественном согласии.

Следует отметить, что идеи общественного  договора не утратили своего значения и в наше время. Призывы к общественному  договору, общественному согласию раздаются и сейчас. Что же касается теории, то она во многом антиисторична, сами представители этой теории выдвигают ее как гипотезу, даже как вымысел, фикцию.

4. Насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Государство - результат насилия, завоевания одних племен другими; насилие необходимо как для удержания в узде покоренных, так и для их защиты от произвола со стороны других племен с помощью специального аппарата принуждения - государства. Поскольку для человека насилие, состояние войны - естественное состояние, постольку и государство как олицетворение силы для людей вечно.

5. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Государство - это результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. С уничтожением классов отмирает и государство. Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

6. Психологическая (З. Фрейд, Л. Петражицкий, Фрезер). Государство, право, политика - результат свойств и психобиологических влечений, инстинктов индивида; государство необходимо для подавления агрессивных влечений человека; государство - результат потребности людей подчиниться силе. Право разграничивается на позитивное, исходящее от государства, и интуитивное, т.е. личное - подлинный регулятор поведения людей (Л. Петражицкий).

7. Ирригационная (гидравлическая) (Э. Виттфогель). Возникновение государства связывается с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных странах. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков, их выполнением занимались люди, способные руководить ирригационным строительством. Такие организаторы впоследствии стали первыми государственными служащими.

ИХ ЗНАЧЕНИЕ – ОНИ  ВСЕ ОХРЕРЕТЬ КАК ВАЖНЫ - АЖ УВЛАЖНИЛИСЬ МОИ ШТАНЫ

 

7. Методологические подходы к  определению понятия сущности  государства.

Категория сущность представляет собой главную, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете. Философам, юристам издавна интересно выявить и интерпретировать сущность государства, ибо она выражает его природу, особенности как социально-политического образования, так и назначение в обществе. Кроме того, сущность государства отражает его социальную востребованность со стороны общества и особенности в организации власти с целью управления делами общества. Определить сущность государства означает установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает.

Существует множество теоретических  подходов в понимании сущности и назначения государства. Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих - публичная власть, территория и население.


Предварительно заметим: рассмотренные  ниже философско-правовые школы по-разному толкуют происхождение государства, власти, связь населения с государственными образованиями, отношения общества и государства, при этом одинаково понимая основные признаки государства, указанные выше. К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие.

1.Теологическое понимание государства исходит из того, что государство является общественным порождением в целях реализации общего блага. Государственная власть обосновывается как Божья милость, дар Господа, и каждый должен смириться перед божественной волей и подчиниться государственной власти. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда часто встречающееся обоснование не только смиренности перед институтами государства, но и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов.

По ряду положений теологические концепции  отличаются друг от друга. Например, христианская доктрина государства толкует представительную (законодательную) власть как "принимающую закон от Бога и оглашающее его", сам закон как "изречение Господа"; целью государственной исполнительной власти видит в установлении мира, порядка и защите малоимущих.

В мусульманском учении о государстве глава государства (халиф) является наследником пророка Мухаммеда, и государство есть слуга божественного закона - Корана, данного ему Аллахом. Мусульманские государственно-правовые течения имеют отличительные черты.

Суннитская  концепция исходит из того, что во главе государства из главенствующей роли хамирата (хамир - глава) государства, но при этом он опирается на общины правоверных, принцип совещательности (ашшура), где ключевую роль играют религиозные представители. Согласно данной доктрине, все органы государства связаны мусульманским правом, в основе которого положения Корана. Шиитская доктрина более консервативна. Все государственно-властные полномочия должны быть сосредоточены в руках непогрешимого имама, наделенного полубожественными качествами.

2.Территориально-властный (или силовой) подход. Согласно ему, государство действует на определенной территории, оно - орудие политической власти, которая распространяется на все население. Силовой подход в объяснении сущности и назначения государства, представлен рядом направлений и течений (теория насилия, классовая теория и др.). Здесь государство понимается как сила, как средство угнетения одних другими. Согласно теории насилия, на заре человеческой цивилизации государство, его институты (армия, полиция, налоговые службы и др.) оказались продуктом покорения одних племен другими. Марксизм-ленинизм также трактовал государство как силу, как диктатуру класса имущих над классом неимущих, бедных.

3. Кибернетический. Государство - определенная система с прямыми и обратными информационными потоками. Власть есть движение информации - связь государства с обществом - издание законов и иных правовых актов, обращенных к членам общества, обратная связь - информация о состоянии управляемых государством общественных процессов.

4. Социологический - государство явление социальное, существующее только в обществе, тесно с ним связанное. С долей условности можно говорить о двух течениях (подходах). Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное (Аристотель, Кант, Коркунов). Второе направление состоит в том, что государство - относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный социальный институт. Это современный подход, основывающийся на разграничении гражданского общества и государства. Социологическое направление видит государство как некий "живой" организм, элементом его жизни; оно подчинено законам общества, его природа - в природе общества. По их мнению, государство не имеет самостоятельных начал, ибо есть отражение социальных процессов, исключение или так называемые элементы самостоятельности, по мнению представителей этого направления, проявляются в действиях армии, в праве граждан избирать и быть избранными.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"