Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.

Содержание

1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности 
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей

Работа содержит 1 файл

Шконка.doc

— 983.00 Кб (Скачать)

2. Социальное правовое государство характеризуется более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.

Данная идея стала популярной в  середине XX в., ее суть - возложение на государство заботы о человеке, поддержки социально не защищенных слоев населения. Задача создания социального государства провозглашена в Конституциях Франции, Испании, Турции и др.

 

17. Государство и личность. Правовой статус личности, понятие, виды и содержание.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно.

Демократическое правовое государство, исходя из принципа равенства, должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности. Государство призвано обеспечить не только правовую, но и социальную защищенность личности. Имеется в виду обеспечение хотя бы минимума социальных благ, необходимых для нормального существования личности. Последнее имеет место в так называемых социальных государствах или в государствах с рыночной, социально ориентированной экономикой. В этом случае речь идет об осуществлении государством социальной функции. Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.

Правовой статус (правовое положение) личности— это совокупность ее прав и обязанностей. Правовой статус личности и в современных государствах различен. Имеются в виду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, социальной группе и т. д., а из принадлежности личности к государству, из состояния его гражданства.

В развитии прав и свобод личности отмечаются три этапа, или три поколения, прав и свобод.

Первое поколение связано с буржуазными революциями. В результате были признаны и закреплены в конституциях и законах свобода личности, неприкосновенность личности, свобода совести, свобода договоров, выбора профессии, передвижения, свобода частной собственности, политические права.

Второе поколение прав связано с признанием прав личности на государственную опеку, с признанием и закреплением социально-экономических прав.

Третий этап начинается после второй мировой войны, характеризуется дальнейшим укреплением традиционных прав: права на жизнь, личное достоинство и т. д., социальных и экономических прав, обогащенных правами в сфере культуры. В этот период проблема прав и свобод обретает международный характер. Третий период развития прав и свобод в значительной мере связан с НТР, с глобальным отрицательным воздействием на среду обитания человека.

Правовой статус (положение) личности в правовом демократическом  государстве должен (ОБЩИЙ СТАТУС):

1) соответствовать международно-правовым стандартам (нормам) о правах и свободах;

2) характеризоваться широтой и полнотой прав и свобод. В правовом статусе должны присутствовать права политические (активное и пассивное избирательное право,-право занимать должности в государственном аппарате, свобода слова, объединений, митингов, демонстраций и др.); социально-экономические (право на частную собственность, на труд, справедливую оплату труда, здоровье, образование, жилище, социальное обеспечение и др.); культурные (на участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры, право творчества, защита авторских прав и т. п.); личные нправа и свободы (неприкосновенности личности, частной жизни, жилища, переписки, свободы выбора места жительства, работы, передвижения и т. д.);

3) предусматривать  равенство прав, свобод и обязанностей — при равенстве прав и неравенстве обязанностей правовое равенство становится призрачным;

4) устанавливать  гарантии прав и свобод для обеспечения их реальности, фактической осуществимости. Важное место здесь принадлежит созданию экономических предпосылок для реализации прав и мерам судебной защиты прав;

5) не допускать, исключать использование прав и свобод в ущерб интересам общества, государства и др. личностям.

Наряду, с общим правовым статусом существуют разновидности специального правового статуса как совокупности специальных, дополнительных прав и обязанностей, основанных на специальном законодательстве, определяющих социальное и правовое положение отдельных- категорий граждан (правовой статус судьи, военнослужащего, студента, пенсионера, участника войны и т. д.).

Индивидуальный правовой статус (правовое положение, отдельного индивида) складывается из общего правового статуса, а также прав и обязанностей, вытекающих из специального правового статуса.

Права и свободы гражданину необходимы для удовлетворения своих потребностей и интересов. Права и свободы ориентированы прежде всего на общечеловеческие ценности личного характера (жизнь, честь, свободу, достоинство, материальное благополучие и т. д.) и ценности публичного характера.

Права и свободы осуществляют функцию влияния, воздействия на государственную власть, функционирование государства. Здесь играют важную роль прежде всего права и свободы, носящие публичный характер (свобода слова, печати, объединений, право на информацию, митинги, демонстрации, на привлечение к ответственности государства, избирательное право и т. д.).

Права и свободы имеют целью ограничение непосредственного вмешательства государства в личную жизнь человека

(неприкосновенность жилища, тайна переписки, телеграфных и телефонных переговоров и т. д.).

Различие прав и свобод человека и гражданина. Отношения, которые облекаются в форму прав гражданина и человека юридически не могут быть оформлены в виде признанных государством свобод.

1.Управомоченный (носитель права) имеет возможность выбора одного из двух вариантов поведения. Он может использовать или не использовать свое право. При наличии же юридически признанной свободы количество вариантов поведения возрастает.

2. Право гражданина постольку является его правом, поскольку оно зафиксировано в позитивном праве (законах) со-

ответствующего государства. Закон является непосредственной основой права. Между тем свобода личности может существовать и без государства и права. Она не вытекает из закона. Свобода нуждается в праве только как способе ее ограничения.

3. Основному праву, зафиксированному в конституции, должна соответствовать позитивная, активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права, на саму реализацию, например на выплату пенсий, на назначение и организацию выборов в органы государства. Если же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории ≪свобода≫, то государство принимает на себя обязанности пассивные (негативные), не вмешивается в сферу свободы, оставленную законом.

4. В случае споров с государственным органом носитель права должен привести законное обоснование своего права.

В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган должен привести обоснование ограничения свободы, вытекающее из закона.

 

18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы ее развития.

Политическая система  общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Характеристика развития политической системы (включающая аспекты возникновения, функционирования, структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев означает начальный этап категориального уровня познания данного процесса. Здесь обеспечивается фиксация количественных и качественных изменений, переход от низших к высшим формам движения, проверяется соответствие теоретических позиций исторической практике.

Закономерности  развития политической системы - объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.

1. Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.

Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий аполитической сфере жизнедеятельности общества — реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка.

2. Институционность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая сущность. Они позволяют различать общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Это обусловленность политических явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиление политической структурированности общества; взаимодействие политических. и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.

3. Межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.

4. В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т.д.

При этом надо иметь  в виду следующее: во-первых, названные закономерности (общеисторические, межформационные, формационные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы; во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.

Функции политической системы:

1) выработка целей развития общества, планирование;

2) определение стратегического  развития общества;

3) политическая интеграция общества;

4) регулирование политических процессов; 

5) соблюдение интересов разных  социальных групп общества;

6) создание единого влияния на  социально важные отношения.

Виды политических систем:

1) распределительные, которые характеризуются  распространением власти государства  на все сферы общественной  жизни и определением в ведении  государства процесса создания  и распределения произведенного  национального продукта;

2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;

3) смешанные.

 

19 Государство в политической  системе общества.

Политическую систему можно определить как систему политических и иных социальных институтов, организаций, взаимодействующих в соответствии с определенными принципами и нормами, которые служат средством осуществления власти, управления общественными делами.

В состав политической системы входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения. В зависимости от партийного состава  политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной доминирующей, ведущей партией.

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства  в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"