Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.

Содержание

1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности 
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей

Работа содержит 1 файл

Шконка.doc

— 983.00 Кб (Скачать)

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. (см. схему на с. 186).

Под формой государства  понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной  государственной власти, источники  ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию  государственной власти, соотношение  государства как делого с его составными частями;

в) методы и способы  осуществления государственной власти.

Причины многообразия форм государства различны. 

Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.

Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил.

Превалирование демократических  сил ведет к установлению республики, демократических режимов. Например, победа на референдуме после второй мировой войны в Италии привела  к ликвидации монархии, к установлению республики и демократического режима. Победа реакционных, антидемократических сил ведет к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в XX в. военные перевороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.

Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация ее войсками США под давление последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима. То же можно сказать и о Германии, в которой в результате победы антигитлеровской коалиции фашистский режим был заменен буржуазно-демократическим. Общая тенденция развития форм государства в современных условиях — это тенденция к ликвидации антидемократических форм.

Конкретные условия развития государственности в США (борьба колоний за освобождение, обретение независимости отдельными штатами, их объединение) в конечном счете привели к образованию федерации.

На федеративное устройство важное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей — к федеративному устройству.

Несомненное влияние  на формы государства оказывают традиции. Примером может послужить Англия с ее традициями ограниченной монархии и многими демократическими традициями. Т

радиции сыграли важную роль в сохранении монархии в Японии; нынешняя монархическая династия в  Японии имеет более чем тысячелетнюю историю.

Сказывается на формах правления  и идеологический фактор. Например, исламская религиозная идеология  обусловливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим  в себе светскую и религиозную власть.

Например, в Иране при  наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает  аятолла.

 

ВОЩЕМ, ВСЕ  ОЧЕНЬ ВАЖНО – У ВСЕХ ВСЕ  ПО-РАЗНОМУ, Я ОЧЕНЬ ХОЧУ ССАТЬ, ПОЭТОМУ  КОНЕЦ.

 

11. Формы правления государства,  виды, особенности и критерии  классификации.

Форма правления  раскрывает три главные характеристики государства:

- организацию  высших органов государства, их  структуру, порядок образования,  степень участия населения в  их формировании;

- взаимоотношения  высших органов власти друг  с другом и с населением;

- компетенцию  этих органов. 

1. «Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие». Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:  1) наличие единоличного правителя;  2) династическое наследование власти;  3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;  4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;  5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию.

Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха.

Парламентарная, или конституционная, для которой характерны следующие черты:

1) власть монарха  ограничена во всех сферах  государственной власти;

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

3) исполнительная  власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом; 

4) правительство  формируется из представителей  партии, победившей на выборах  в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

5) законы принимаются  парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт,  так как правом вето он не  обладает.

В некоторых  странах за монархом могут сохраняться  определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента.

2. Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

1) верховная  власть осуществляется выборными  органами;

2) источником  власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов МСУ;

3) срочность  полномочий высших представительных  органов власти (парламент, президент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая  и политическая ответственность  главы государства и других  должностных лиц. 

Президентская республика имеет особенности:

1) соединение в руках  президента полномочий главы  государства и главы правительства;

2) выборы президента на  основе всеобщих выборов, тем  самым он получает свой мандат  непосредственно от народа;

3) президент обладает  значительными полномочиями, он  самостоятельно формирует правительство,  которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит  парламенту;

2) президент избирается  не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство  формируется только парламентским  путем, при этом главой правительства  является не президент, а лидер  правящей партии или партийной  коалиции;

4) объявление  парламентом вотума недоверия  правительству означает, что правительство  не пользуется поддержкой парламентского  большинства и должно уйти  в отставку.

Парламентарная республика характеризуется  сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

Президентская и парламентарная республики имеют  как свои достоинства, так и недостатки.

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики – чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно.

Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик.

 

12. Формы организации  государственного единства (национально-государственного устройства).

Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

1. Унитарное государство (фр. unitaire - единое, составляющее одно целое) – единое, слитое государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты (решения, постановления).

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков:

- единая конституция;

- единая система высших органов  гос. власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

- единое гражданство;

- единая система права;

- территория унитарного государства  подразделяется на административно-территориальные  единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

В зависимости от вида контроля различают централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные (Великобритания, Франция, Испания и др.) унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Унитарные государства могут иметь  внутри себя автономию. Автономия (гр. autonomia - сам + закон) - право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства.

2. Федеративное государство (лат. foederatio - союз, объединение) - сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования - члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты - в США, земли - в ФРГ, республики, области, края, автономные округа и область, города федерального значения в России) или даже суверенитетом (кантоны - в Швейцарии, республики - в России). Наряду с высшими органами государственной власти федерации субъекты федерации образуют самостоятельные органы государственной власти.

Вместе с тем национальный состав населения оказывает определенное влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить административные федерации (например, США, ФРГ, Мексика, Бразилия и др.), национальные федерации (например, бывшее СССР, Чехословакия и др.), а также смешанные (административно-национальные), например, Российская Федерация.

Существуют и другие типы федерации: централизованные и нецентрализованные. Объем прав по вертикали распределяется в федеративном государстве на основе одного из двух принципов – субсидиарности (например, США, Швейцария, Канада) или централизации (например, Индия) либо на основе их сочетания.

Важнейшим критерием, отражающим особенности  федерализма с точки зрения характера  и степени взаимозависимости и взаимосвязанности, является характер разделения и реализации государственной власти. Дуалистический федерализм - это такая федеративная политическая система, при которой источник ее суверенитета двойной, разделяемый федерированными и местными властями.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"