Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.

Содержание

1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности 
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей

Работа содержит 1 файл

Шконка.doc

— 983.00 Кб (Скачать)

Кооперационный  федерализм реализуется через механизмы вертикального и горизонтального сотрудничества, которые возникают на основе конституционного установления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, либо совместной компетенции их органов государственной власти.

Профессор Чиркин В.Е. рассматривает деление федераций на:

Симметричная федерация, в идеале, состоит из однопорядковых составных частей, т.е. они имеют одинаковый правовой статус субъектов федерации. Симметричная федерация максимально обеспечивает соблюдение принципа равенства субъектов в рамках федерации. Однако жесткое конкретно-практическое проведение этой идеи в жизнь способно привести к игнорированию интересов этнических общностей, территориальных коллективов, экономических, исторических и иных особенностей отдельных регионов.

Асимметричная федерация имеет три разновидности.

Первая модель характеризуется тем, что наряду с субъектами федерации в состав государства входят другие территориальные образования: федеральные территории, федеральный округ, федеральный владения, а в некоторых странах еще и "ассоциированные государства". Это – структурно асимметричная федерация, неравенство заложено в ее составе существованием субъектов и несубъектов с усеченными правами последних.

Вторая модель включает только субъекты, но они неодинаковы. Типичной такой формой является Россия.

Третья модель – "скрытая асимметрия". Такая модель может состоять только из однопорядковых субъектов (Австрия, Германия, Швейцария), но они в каких-то отношениях не во всем равны (например, имеют неодинаковое представительство в верхней палате парламента, зависящее от численности населения субъектов).

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач.

1) конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов.

2) конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации.

3) конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен.     

4) конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов.

5) конфедеративные гос-ва недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

 

13. Государственно-правовые режимы. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов.

Стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в.

Государственно-правовой режим - совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Некоторые ученые различают политический и государственный режимы (В.Н. Хропанюк – политический – более широкоепонятие). Режим обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства – формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьезное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить ее к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам. ПОЭТОМУ ТЕНДЕНЦИИ – В СМЕШЕНИЯХ.

Самая распространенная классификация  – деление режимов на демократические и антидемократические. Между ними - отдельные разновидности и переходные формы.

1. Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т. е. признание  народа единственным источником государственной власти;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав  и свобод человека и гражданина;

4) осуществление государственной  власти на основе принципа  разделения властей; 

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной  власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность  участия граждан в формировании, деятельности органов государства  и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т.  е. отсутствие единой общеобязательной  официальной идеологии; многопартийность;

10) наличие легальной оппозиции. 

Среди демократических режимов различают

А) Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит  рыночная экономика, устанавливающая  равенство различных форм собственности;

2) государственная власть осуществляется  на основе принципа разделения  властей; 

3) в отношениях личности и  государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;

4) высокое политическое, нравственное  и правовое сознание населения. 

Б) Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям относятся:

а) максимальное использование в  политической жизни демократических  институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений  по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц  и отдельных людей.

2. Антидемократические  режимы. Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. - всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1) идеологизация всей общественной жизни:;

2) нетерпимость ко всякому инакомыслию; 

3) монополия на информацию, введение  государственной цензуры; 

4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего  населения; 

5) слияние государственного и  партийного аппарата;

6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет  вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и  частной собственности, доминирующее  положение государственной собственности. 

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Авторитарный  режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг лиц – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:

1) власть элиты не ограничена  законом; 

2) народ отстранен от управления  государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни допускается  существование многопартийности, но  оппозиционные партии запрещаются; 

4) имеются сферы, свободные от  политического контроля, – экономика  и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет интересов  государства перед личными интересами;

6) принуждение  и насилие применяются в отношении  открытых противников строя. 

Авторитарный  режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

 

14.Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.

Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся  предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

Каждая функция  имеет определенное содержание. Выполнение функций государства возлагается на государственные органы, их должностных лиц, государственные учреждения и организации. Они главные субъекты реализации функций государства. Однако в осуществлении этих функций участвуют и негосударственные объединения и организации, которых принято именовать участниками государственной деятельности. Основную же нагрузку и ответственность за надлежащее осуществление функций государства несут государственные органы и другие представители государственной власти. Функции государства обладают следующими чертами:

1) юридическая природа и содержание, т. е. функции государства оформляются законами и другими НПА в которых устанавливаются компетенция и полномочия органов государства, государственных учреждений и организаций;

2) публично-властный характер, поскольку их реализация гарантирована со стороны государства, в том числе государственным принуждением;

3) социальная значимость: функции направлены на осуществление общественных интересов, достижение общего блага, обеспечение и охрану прав и свобод человека;

4) организационно-процессуальная форма, т. е. деятельность, связанная с функционированием государства, чаще всего нормативно регламентирована, имеет определенную последовательность, конкретно оформлена;

5) объективно обусловлены конкретно-историческим этапом развития общества, факторами, воздействующими на общественный прогресс и международную систему.

Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

1. К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные).

2. По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные.

3. Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции).

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны (политическая, экономическая, экологическая, социальная).

Внешние (мужицкая оборона; сопливое сотрудничество) раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении.

Внешние и внутренние функции тесно  связаны между собой, действуют  в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым  ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству  присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:

экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т. п.;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"