Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения.
Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.

Работа содержит 1 файл

ТГП госы.docx

— 84.24 Кб (Скачать)

Механизм государства  действует на основе принципа разделения властей, который заключается в  том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная  – власть, которая имеет верховный  характер, так как формируется  напрямую и непосредственно народом  и определяет правовую базу  государственной, а также общественной  жизни;

2) исполнительная  – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной  реализацией, проведением в жизнь  принятых законодательными органами  нормативных документов;

3) судебная –  власть, которая действует самостоятельно  от исполнительной и законодательной,  посредством судебных органов  осуществляет охрану прав и  свобод граждан, защищает правовые  устои государственной и общественной  жизни от каких-либо посягательств  независимо от того, кто совершил  данное нарушение.

 

9. Принципы  организации и деятельности механизма  государства 

 При характеристике  механизма государства надо иметь  в виду, что он образуется и  действует в соответствии с  определенными принципами. Принципы  организации и деятельности механизма  государства - те положения, идеи, в соответствии с которыми  образуется и функционирует механизм  государства. Всякий принцип представляет  собой идею о том, как должен  работать механизм государства,  каким он должен быть. Принципы - это только такие положения,  идеи, которые нашли отражение  в законодательстве, которые реализуются  в практике, в деятельности государства.  Механизм государства действует  на основе принципа разделения  властей, который заключается  в том, что государственная  власть делится на следующие  ветви власти:

1) законодательная  – власть, которая имеет верховный  характер, так как формируется  напрямую и непосредственно народом  и определяет правовую базу  государственной, а также общественной  жизни;

2) исполнительная  – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной  реализацией, проведением в жизнь  принятых законодательными органами  нормативных документов;

3) судебная –  власть, которая действует самостоятельно  от исполнительной и законодательной,  посредством судебных органов  осуществляет охрану прав и  свобод граждан, защищает правовые  устои государственной и общественной  жизни от каких-либо посягательств  независимо от того, кто совершил  данное нарушение.

 

10. Органы  государства: понятие, признаки, виды 

Орган государства  обладает определенными специфическими признаками, которые позволяют глубже понять механизм государства в целом.

1. Орган государства  формируется по воле государства  и действует по его поручению.

2. Орган государства  образуется в порядке, установленном  законом.

3. Орган государства  обладает властными полномочиями, т. е. возможностью и способностью  осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества  решения и обеспечивать их  реализацию.

4. Виды и формы  деятельности, осуществляемые государственными  органами, устанавливаются в законодательном  порядке.

5. Каждый орган  государства наделен собственной  компетенцией, т. е. кругом и  объемом полномочий и обязанностей, и сообразно своей компетенции  выполняет свойственные ему функции.

Государственные органы классифицируются по разным основаниям.

1. По порядку  создания государственные органы  делятся на:

а) избираемые на свободных выборах населением (парламент, президент);

б) назначаемые  каким-то другим органом или должностным  лицом (правительство);

в) создаваемые  в порядке престолонаследия (монарх).

2. По характеру  компетенции выделяют органы:

а) общей компетенции, решающие широкий круг вопросов (парламент, правительство);

б) специальной  компетенции, специализирующиеся на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (министерство культуры, министерство образования).

3. По объему  властных полномочий органы государства  подразделяются на:

а) высшие, полномочия которых распространяются на всю  территорию данного государства (правительство, парламент);

б) высшие органы субъектов федерации (этот вид органов  имеется в федеративных государствах, состоящих из отдельных самостоятельных  субъектов);

в) местные органы (этот вид органов не во всех странах  входит в систему государственной  власти. Так, в РФ и Великобритании они являются органами местного самоуправления).

4. По территориальной  юрисдикции выделяют государственные  органы:

а) федеральные (например, Правительство РФ);

б) субъектов федерации (например, правительство Ростовской области);

в) местные (например, налоговая инспекция города, района).

5. По способу  принятия решений государственные  органы делятся на:

а) коллегиальные (коллективные), принимающие решения  большинством голосов посредством  голосования (парламент, высшие суды);

б) единоначальные, где решение принимается единолично руководителем (президент, министерства).

 

11. Форма  правления, понятие основные виды.

Форма правления - организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением.

Монархия –  это форма правления, при кот. власть сосредоточена в руках  единолич. главы гос. – монарха, кот. передается по наследству. Сущ. две  формы монархии: неогранич. (абсолютная) и огранич. (конституционная). Особенностью абсолют. монархии явл. неогранич. власть монарха. С. Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Особен-тью конституц. монархии (Великобритания, Швеция, Дания) явл. ограничение  власти монарха. Выдел. дуалистич. и  парлам. монархии. При дуалистич. (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы гос. огранич. в сфере зак-ва, но достаточно широки в сфере исполнит. власти. При парлам. монархии (Япония, Испания, Нидерланды) власть главы гос. практич. не распростр. на сферу закон-ва и  значительно ограничена в сфере  исполн. власти.

Республика –  это ф-ма правления, при кот. глава  гос. явл. выборным и сменяемым, а  его власть счит-ся производной  от представ. органа или избирателей. Выдел. три осн. разновиди. республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).Презид. республика характ-ся тем, что президент одновременно явл. главой гос. и главой прав-ва. Президент сам формир. прав-во, возглавл. его, ведет заседания и обладает решающ. голосом. Прав-во ответственно перед ним, а не перед парламентом. Отдельные ветви власти – законодат., исполнит. и – судебная облад. значит. самост. по отнош. друг к другу. (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия.) В парлам. республике избир. парламент. Прав-во формир. на парлам. основе. Парламент подбирает кабинет министров из числа своих членов, т.е. члены парламента одноврем. явл. и членами прав-ва. Парламент осущ. контроль над дея-тью прав-ва. Пример: Германия, Италия. Смешанная рес-ка. Эта форма правления сочетает в себе сильную презид. власть с эффект. контролем парламента за дея-тью прав-тва. Ее отлич. черта – двойная ответств. прав-ва перед президентом и парламентом.

 

12. Форма  государственного устройства: понятие  и основные виды.

1. Унитарное государство – простое единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии). Унитарные государства бывают централизованными – Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными – Испания, Франция и др.

2. Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада). Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

3. Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. 

13. Государственный  режим

Государственный режим — совокупность средств, способов и методов осуществления государственной  власти. В отечественной юридической  науке имеет место отождествление понятий «государственный режим» и  «политический режим». Однако эти  явления не тождественны. Понятие  «политический режим» шире по своему объему, чем государственный. Оно  включает в себя средства, способы  и методы как государственного, так  и негосударственного воздействия  на общество, вбирает не только государственные, но и многообразные иные, негосударственные, общественные формы политической жизни, связанные, например, с деятельностью  политических партий, других массовых негосударственных общественных объединений, организаций и движений, местного самоуправления, трудовых коллективов, и т. д.

Государственные режимы подразделяются на два типа в зависимости от соотношения  в способе правления методов  и средств демократии и диктатуры: автократические (от греч. autokrateia —  самодержавие, самовластие, неограниченная власть одного лица, опирающаяся на насилие) и демократические.

Разновидностями автократического государственного режима были:

— деспотический  режим (от греч. despotica — неограниченная власть);

—- диктаторский режим (от лат —неограниченная власть);

— тиранический режим (от греч. — tyrannis — единоличное  правление, установленное насильственным путем).

 

14. Типы государства: различные подходы. Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно- исторический характер развития государства. Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью) между тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается” в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).  
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная” типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

 

15. Государственная власть: понятие, свойства.

. Государственная  власть возникает одновременно  с государством и является  его неотъемлемым атрибутом. Государственная  власть – это политическое  руководство обществом осуществляемое  при помощи органов государства  и других государственных учреждений  в интересах либо народа, либо  классов, либо социальных групп.  Признаки государственной власти: 1-ый – государственная власть, это социальная - публичная власть  – важнейшая разновидность

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"