Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения.
Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.

Работа содержит 1 файл

ТГП госы.docx

— 84.24 Кб (Скачать)

 

31. Юридический  состав правонарушения. Юридический состав правонарушения - это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В юридический состав входят: 1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние); 2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым - жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.); 3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины - умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел в свою очередь может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы - легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть); 4) объективная сторона правонарушения - это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят: - деяние; - противоправность (формальный аспект); - вредный результат (содержательный аспект); - причинная связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение - причиной именно этого результата).

 

32. Реализация права: понятие и формы. Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл. В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права: - соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться); - исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны); - использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности); - применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт). Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); 2) носит властный характер; 3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения); 4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.

 

33. Применение права как особая форма реализации права.Реализацией права называется воплощение предписаний правовых норм в поведении людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формами реализации права являются: • осуществление (использование); • исполнение; • соблюдение; • применение. Осуществление (использование) права это активная реализация субъектами (гражданами, государственными органами и т. д.) тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве. Государственные органы, осуществляя свои права, одновременно исполняют свои обязанности (например, суды при осуществлении правосудия, иные органы, выполняющие свои функции). Исполнение это воплощение в жизнь обязывающих норм (например, выполнение гражданами своих конституционных обязанностей воинской, по уплате налогов и т. д.). Исполнение может выражаться не только в активной деятельности,  но и в воздержании от противоправных действий. Соблюдение реализация запрещающих норм, несовершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности. Особой формой реализации права является его применение. Акты применения права:должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;строго соответствовать нормативно-правовым актам, на основании которых они принимаются;содержать глубокую и полную мотивировку;иметь все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.

34. Акты применения правовых норм. Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: - исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер; - носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); 4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру - на материальные и процессуальные.

35. Понятие и структурные  элементы системы права

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений. В качестве структурных элементов системы права выступают: 1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы; 3) отрасли права. Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений. Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами. Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д. В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам. Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты. Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования. Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др. Отрасль права является крупным подразделением системы права. Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права. Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не нститутом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного. На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их публикования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству. Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые  принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования. На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

36. Толкование права: понятие, способы. Толкование правовых норм – деятельность гос. органов, общ-ых организаций, должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению правовых норм.

Оно состоит из 2 этапов:

1) Уяснение смысла  и содержания норм (для себя);

2) Разъяснение  смысла и содержания правовых  норм (во вне) для адресата правоприменения.

Способы толкования правовых норм:

1) Грамматический  – означает уяснение текста  грамматических форм (род, падеж,  число, склонение и т.д.). Означает  уяснение терминологических выражений,  морфологических и синтаксических  структур.

2) Систематический  – означает выяснение нормы  среди других правовых норм.

3) Историко-политический  – означает выяснение для правоприменителей  обстановки в которой создавалась  эта норма.

4) Логический  – означает использование законов  формальной логики.

5) Специально-юридическое  толкование. Выражение властной  воли законодателя, содержащейся  в нормах права, осуществляется  не только с помощью общеупотребительных  слов, но и специфических терминов.

6) Телеологическое  (целевое) толкование, направлено  на уяснение целей издания  правовых актов. Разумеется, подобное  толкование необходимо не всегда.

7) Функциональное  толкование. В некоторых случаях  для уяснения смысла нормы  недостаточно брать во внимание  только ее формальный анализ  и общие условия реализации. Иногда  интерпретатор должен учитывать  условия и факторы, при которых  реализуется норма.

 

37. Толкование норм права. Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других).

 Толкование (интерпретация) права — это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам. Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

Первичным объектом толкования является текст  нормативного правового акта или  иного источника права. Такой  текст организован в соответствии как с общими закономерностями, присущими  текстам вообще, так и особенностями  официально-делового стиля, посредством  которого нормы права выражаются в предложениях естественного языка.

При анализе  текста правового акта прежде всего  устанавливаются значения терминов (юридических и других сфер человеческой деятельности) и иных слов, содержащихся в нём, а также внутренние связи  между этими словами, в силу чего считается, что анализ текста правового  акта включает в себя 2 этапа: лексико-морфологический  и синтаксический.

Но анализа  собственно текста в подавляющем  большинстве случаев недостаточно, что заставляет интерпретатора обращаться к контексту источника права, то есть его смысловым связям с  другими источниками права и  иными явлениями социальной действительности.

 

38. Правотворчество: понятие, стадии, принципы

Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов  уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.

Элементы  правотворчества:

1) Познание, изучение и анализ явлений  и процессов, допускающих или  требующих правовой регламентации;

2) Определение  органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой  акт;

3) Выбор  формы предполагаемого акта;

4) Подготовка, принятие или изменение акта  в рамках соответствующих процедур.

Факторы, влияющие на формирование права: экономические, социальные, идеологические, политические, национальные, внешнеполитические.

Принципы  правотворчества – основополагающие начала, соблюдаемые в процессе принятия, изменения, дополнения или отмены правовых актов:

- Принцип  демократизма – население должно  привлекаться к участию в правотворчестве,  а его мнение – учитываться  при разработке и принятии  нормативно-правовых актов; 

- Принцип  гласности – правотворческая  деятельность осуществляется в  открытой и доступной для населения  форме;

- Принцип  научности - должны привлекаться  ученые, эксперты, специалисты-практики;

- Принцип  законности - должны осуществляться  только уполномоченными компетентными  органами с соблюдением требований  закона;

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"