Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения.
Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.

Работа содержит 1 файл

ТГП госы.docx

— 84.24 Кб (Скачать)

социальной власти. 2-ой, государственная власть - это  политическая власть, основная её разновидность (носит политический характер и выступает  политической). Часто приобретает  классовый характер. Нередко государственную  власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять. Так как  политической является не только государственная  власть, но и власть других политических организаций, например

власть политических партий. Государственная власть это  лишь основная, главная разновидность  политической власти. 3-ий признак, государственная  власть это власть действующая в  пределах территории государства. 4-ый, государственная власть это суверенная власть (верховенство и независимость). 5-ый,

государственная власть это власть, которая осуществляется при помощи органов государства  и других государственных средств. 6-ой, государственная власть легитимированная власть. Легитимность – имеет две  стороны, с одной стороны она  выражается в законности власти. С  другой стороны легитимность означает поддержку этой власти населением. 7-ой признак, государственная власть – это власть коллективов, руководство  обществом, которое осуществляется в чьих-либо интересах, всего населения  либо классов. Государственная власть исторически возникает как особая разновидность характеризующейся  принудительностью социальной власти, известной не только всякому человеческому  обществу в целом, но и отдельным  общностям и образованиям людей. Она обладает всеми свойствами социальной власти, в классовом обществе существует и функционирует наряду с остальными ее разновидностями, однако принципиально  отличается от последних и по своему происхождению, и по содержанию, и  по назначению, и по методам осуществления.

 

16.Формальное определение права. Признаки права.

 понятие права: исторические и современные трактовки

наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой  необходимо различать право в  общесоциальном смысле и право в  юридическом смысле. Слово “право”  употребляется в таких смыслах, как “естественное право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена  общественной организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии  права, нужно прежде всего исходить из смыслового значения слова “право”  и различать в связи с этим право в общесоциальном и право  в юридическом смысле.  Право  в общесоциальном смысле – это  признаваемая в обществе, социально  оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность  совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать  соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных  и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право  в юридическом смысле – это  установленные или санкционированные  государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в  этих нормах свобода, возможность определенного  поведения. Другими словами, право  в юридическом смысле – это  и есть то, что представители естественно-правовой, психологической и некоторых  других теорий называют позитивным правом. Позитивное право не тождественно естественному  праву. Государство закрепляет в  своих нормах или санкционирует  только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно  интересы общества. Более того, в  нормах позитивного права может  закрепляться не только свобода, но и  несвобода и даже произвол. Поэтому  в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная  свобода, сколько свобода, установленная  или признанная государством. А такая  свобода не равнозначна естественному  праву. Закон не тожд праву. Правом могут  признаваться только правовые законы. основные признаки права нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность права выражается в том, что право состоит из норм.

 

17. Основные подходы к правопониманию.Правопонимание - определённое представление о существе права. Все концепции, авторы которых стремятся объяснить соотношение закона и права, можно разделить на три группы: отождествляющие сущность закона и права; рассматривающих сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие сущность права как явление самостоятельное и не определяемое сущностями других явлений и процессов. В юридическо-либертарной классификации провопониманий время различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius - право) и легистское (лат. lex - закон) правопонимание. Легистское правопонимание Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон - суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. - "Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена". Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич и др. С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом: Право - это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. 

 

18.  Нормы права: понятие, признаки, классификация.Нормы права это первичные элементы в системе права, это обязательное правило поведения исходящее от государственных органов, закрепленное в официальном акте, служащее регулятором общественных отношений и охраняемое от нарушений государством.

Признаки норм права:

1. уславливаются  государством.

2. определяют  границы возможного и должного  поведения субъектов.

3. имеют обязывающий  и формально-определенный характер.

4. их реализации  обеспечивается принудительными  государственными мерами.

5. выступают регулятором  типового общественного отношения.

Классификация норм

1. По функциям

- регулятивные (обязывающие,  запрещающие, управомочивающие);

- охранительные  (подразделяются по отраслям на  уголовные, административные, дисциплинарные, гражданские).

2. По методу  правового регулирования:

- императивные;

- диспозитивные.

3. Специализированные:

- поощрительные  могут быть и регулятивные  и охранительные (о защите прав  ребенка, о государственной награде);

- дефинитивные (например  описывающие государственный орган);

- оперативные  (спец акт например о чрезвычайном  положении);

- коллизионные.

19 Структура нормы  права. 

Норма права – это установленное  государством общеобязательное, формально  определенное правило поведения, предоставляющее  субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них  юридические обязанности.

Признаки  нормы:

1) общеобязательный  характер – правило поведения,  содержащееся в норме, распространяется  на большое количество жизненных  ситуаций и не-определено большой  круг лиц;

2) формальная  определенность – норма права  выражается в письменной форме  в официальных документах;

3) устанавливается  государственными органами либо  общественными организациями и  обеспечивается мерами государственного  воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающее  содержание – представляет собой  властное предписание государства  относительно возможного и должного  поведения людей;

5) микросистемность  – правовая норма выступает  в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных  и упорядоченных элементов.

Среди сложных гипотез выделяют:

1) кумулятивные  – норма вступает в действие  при одновременном наличии нескольких  условий;

2) альтернативные  – норма вступает в действие  при наличии одного из указанных  в ней условий.

Также санкции классифицируются:

1) по  степени определенности:

а) абсолютно  определенные (лишение свободы на 2 года);

б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);

в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);

2) в  зависимости от отраслевой принадлежности:

а) уголовно-правовые;

б) административно-правовые;

в) дисциплинарно-правовые;

г) гражданско-правовые.

Логическую  структуру нормы права можно  выразить в формуле: «Если..., то..., иначе...».

 

20. Право в системе социального регулирования.

Норма права является моделью  поведения, определяет границы возможного и должного поведения в конкретных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права. Норма  права — это общеобязательное, социально определенное правило  поведения, установленное либо санкционированное  государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности  участников общественных отношений  и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного,

так и неправомерного. Юридическая норма — исходный элемент правовой системы. Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но в то же время  имеют свои особые признаки, которые

обусловлены неразрывной  связью норм позитивного права с  государством. Нормы права обладают рядом признаков. 1. Норма права  — общее правило поведения. Это  означает, что государство адресует ее не конкретным индивидам, а всем субъектам права — физическим и юридическим. 2. Это — обязательное правило поведения (общеобязательность). Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение

норм права  влечет принятие мер государственного принуждения. 3. Норма права —  формально определенное поведение, т. е. она выражается в письменной форме в официальных документах, в виде точных предписаний, чем обеспечивается их правильное понимание и реализация.

 

21. Механизм  правового регулирования: понятие,  стадии и элементы.

Механизм правового  регулирования – система юридических  средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

В принципе правовыми  являются способы, опосредованные правом, опирающиеся на право и предпринимаемые  по основаниям, в пределах и в  порядке, обозначенных в праве. Правовые способы воздействия весьма разнообразны. Тем не менее, представляется возможным  объединить их в три группы, образуемые с учетом специфики их регулятивного, исполнительно-организаторского и  идеолого-психологического характера  влияния на общественные отношения  и на их участников.

Регулятивные  способы выражаются в использовании  права как властного средства направления организуемых жизненных  отношений по определенному руслу, применяются при нормативном  и индивидуальном правовом регулировании.

Другая группа правовых способов рассчитана на исполнительно-организаторское  воздействие, состоит из операций, средств  и методов, выражающихся главным  образом в организации исполнения принятых нормативных и индивидуальных актов.

Идеолого-психологическое  воздействие – навязывание идеологии  позволяющей легитимизировать власть.

Правовые режимы общеразрешительный (демократическое  государство), общезапретительный (тоталитарное).

Проблема определения  пределов правового регулирования (недопущение тотализации), размеров регулирования того или иного  ОО.вопрос о регулирования новых  общественных отношений Правовое регулирование  – целенаправленное воздействие  на поведение людей и общ. отношения  с помощью правовых (юрид.) средств. Регулятивное воздействие права  начинается с издания законотворческими  органами государства нормативных  актов. Возведение в закон, придание строгих юрид. форм нормам права  – первая стадия правового регулирования  на этой стадии нормы регламентируют, направляют поведение участников общ. жизни путем установления их правового  статуса. Т.е. осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействия  права. Кроме того, на этой стадии реализуются  информативные возможности права, оказывается активное воздействие  на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере  правового регулирования.

 

22. Методы,  способы,  типы и режимы правового регулирования

Правовое регулирование  – целенаправленное воздействие  на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Предметом правового  регулирования выступают общественные отношения и поведение конкретного  человека, требующие такого регулирования (экономические, политические, социальные, экологические).

Виды методов  – правовые и неправовые.

Методы – совокупность приёмов и способов. (централизованный (общесоциально значимые ОО – КП, АП, УП) и децентрализованный (частноправовой характер))

Способы: основные (дозволение(предоставление права), обязывание(требование совершения), запрещение(воздержание)) и дополнительные (поощрение(вознаграждение), рекомендации(предложение выбора), предупредительное (запрещение УК))

Типы правового  регулирования в зависимости  от круга субъектов:  индивидуальный, нормативный.

Механизм правового  регулирования – система юридических  средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

В принципе правовыми  являются способы, опосредованные правом, опирающиеся на право и предпринимаемые  по основаниям, в пределах и в  порядке, обозначенных в праве. Правовые способы воздействия весьма разнообразны. Тем не менее, представляется возможным  объединить их в три группы, образуемые с учетом специфики их регулятивного, исполнительно-организаторского и  идеолого-психологического характера  влияния на общественные отношения  и на их участников.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"