Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

64 билета по "Истории государства и права"

Содержание

Формирование научных концепций истории отечественного государства и права в российской историографии XVIII в.
Развитие историко-правовой науки в XIX–нач.XIX вв. Работа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права».
История отечественного государства и права в исследованиях советских историков.
Современная российская историография истории отечественного государства и права.
Различные подходы к трактовке образования др.русского гос-ва. Норманнская теория. Отношение к ней различных исторических школ.
форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее определении.
Образование государства Золотая Орда, его форма и система права.
Монголо-татарское «иго». Правовое положение русских княжеств. Дискуссии по данному вопросу.
Освещение влияния Золотой Орды на формирование русской государственности в историко-юридической литературе.
Великое княжество Литовское («Другая Русь») [XIV–XVI вв.].
Различные подходы к трактовке событий в России в кон. XVI – нач. XVII вв. Понятие «смутное время». Причины «смуты».
Самозванство как специфический феномен русской истории. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Происхождение династии Романовых. Правление Михаила Романова.
К вопросу о роли земских соборов в государственной системе и форме правления в России в середине XVII в.
Дискуссии по проблемам истории российского абсолютизма.
Особенности российского абсолютизма при Петре I.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Неоабсолютизм» второй половины XIX – начала ХХ вв.
Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.). Проблема соотношения добровольности и принуждения в её формировании.
Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.
Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.
К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.
Теоретические основы формирования советской государственности.
Становление механизма советского государства после Октябрьской революции.
Форма правления и сущность формирующегося советского государства: юридическое закрепление и реальность.
Несоветские правительства в годы гражданской войны (1918–1920 гг.).
Национально-государственное строительство после Октябрьской революции. Альтернативные проекты объединения советских республик. Образование СССР и его конституционные основы.
Деформация госаппарата в 1930 – начале 1950-х гг. Формирование двухструктурной партийно-советской власти (по принципу «опричнина» – «земщина»).
Первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма в период хрущёвской оттепели.
Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.
Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.
Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.
Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.
Проблемы развития российской государственности на современном этапе.
Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.
Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».
Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.
Специфические черты законодательства Петра I и Екатерины II.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Источники права в советский период.
Становление института собственности в древнерусском праве (по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте»).
Юридическое закрепление феодальной собственности на землю и ее недра по законодательству Петра I и Екатерины II.
Понятие права собственности и права владения по своду законов Российской империи 1832 г.
право собственности в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Регламентация права собственности по советскому и современному законодательству.
Обязательственное право в Древней Руси и в период феодальной раздробленности.
Обязательства и договоры в Российской империи (ХVIII – середина ХIХ вв.).
Обязательственное право в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Противоречивый характер обязательственных правоотношений в советском государстве.
Наследственные правоотношения по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте».
Внедрение принципов единонаследия и майората при Петре I и их реализация в ХVIII в.
Порядок наследования движимого и недвижимого имущества в XIX в.
Нормы наследственного права при советской власти и в современной России.
Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.
Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).
Семейное право России XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.
Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.
Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.
Трансформация системы наказаний в уголовном праве России.
Судебные органы и процесс в период феодализма (IX – середина XIX вв.).
Судебная реформа 1864 г. и ее значение.
Организация судоустройства и судопроизводства в советском и современном российском государствах.

Работа содержит 1 файл

Шпора на иогп.doc

— 602.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

  1. Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.

Семейное право в  Древней Руси развивалось в соответствии с каноническими, религиозными правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Языческие семейные обычаи не являлись высокоморальными. Княжеские уставы о церкви Х в. свидетельствовали о наличии многожёнства и беспорядочных сожительствах родственников. Арабские источники IX–X в. также говорят, что у русинов было по нескольку жён. До принятия христианства киевский князь Владимир I держал по сёлам многих жён и наложниц. В языческой семье верховенство мужчины было очевидным. По арабским свидетельствам, некоторые жёны добровольно предавались смерти при погребении мужей.

По мнению некоторых исследователей, семья патриархального типа отражена в «Русской правде» в понятии «вервь», которая представляла родственников, связанных ответственностью платежа «дикой виры».

С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права: моногамия, затруднённость развода, жёсткие наказания за внебрачные связи, – пришедшие к нам из Византии. Брак, развод, моральные отношения в семье стали строго санкционироваться церковью. Не освящённый церковью брак считался грехом и мог отразиться на потомках.

По византийскому праву, нормы которого первоначально доминировали в сфере семейно-брачных отношений  Руси, существовал довольно низкий брачный возраст: 12–13 лет для  невесты и 14–15 лет для жениха. Брак совершали и регистрировали в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния – рождения, смерти. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Стоглав 1551 г. установил  брачный возраст для мужчин с 15 лет, для женщины – с 12 лет. Брак приобретал черты хозяйственного союза, выгодной сделки. Следует отметить, что в период создания новой семьи главными действующими лицами были родители. Они совершали обряд сватовства: родители невесты собирали сведения о репутации жениха, а родители жениха усердно изучали перечень того, что невеста получит в приданое. Если результат удовлетворял обе стороны, то проводились смотрины невесты.

Смотрины совершались  тоже без участия жениха, в них  участвовали отец, мать, сёстры, родственники жениха или те, «кому он, жених, сам верит». Цель смотрин состояла в установлении отсутствия у невесты умственных и физических недостатков. Положительный исход смотрин давал основание для разговоров о процедуре определения времени обручения и венчания. Сроки закреплялись документом, в котором указывалась сумма неустойки, если одна из сторон откажется от условий контракта.

Под венец невеста  шла закутанной в фату. Только во время свадебного пиршества невесту  «открывали» и муж мог разглядеть свою супругу. Единственным выходом из положения был развод. Муж мог добиться развода лишь путём истязания супруги, требуя пострижения её в монастырь. Если молодая женщина упорно отказывалась переселяться в монастырскую келью, то её родители могли подать патриарху челобитную с жалобой на жестокость супруга. Обоснованная жалоба могла иметь следующее последствие – изверга определяли в монастырь на покаяние сроком на полгода или год. Развод давали лишь после того, как возвратившийся из покаяния супруг продолжал истязать жену.

Господство мужчины  в семье и власть родителей  над детьми были законодательно закреплены «Соборным уложением» 1649 г. в соответствии с которым являлось обязательным согласие родителей на брак. Дети были обязаны чтить родителей и повиноваться им. Родители были вправе наказывать детей. Жалобы детей на родителей Уложение категорически запрещало, челобитчики наказывались кнутом. Убийство детьми своих родителей наказывалось «нещадной смертью», убийство же родителями детей – годом тюрьмы и церковным покаянием.

Муж имел право отдавать жену и детей для отработки  долга в услужение. В брак разрешалось  вступать лишь трижды, четвёртый брак запрещался. Внебрачные дети наследственными  правами не располагали. Уложение устанавливало  разную меру наказания за одинаковое преступление, совершённое мужем и женой: мужеубийцу ожидали закапывание по шею в землю и мучительная смерть, а убийство мужем жены ограничивалось лишь покаянием.

 

 

 

  1. Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).

При Петре I в законодательство о браке и семье были внесены значительные изменения. Доминантной тенденцией в развитии брачно-семейных отношений стало светское вторжение государства в брак, закрепление его основ не только церковными, но и гражданскими законами.

По указу от 3 апреля 1702 г. изменялся порядок заключения брака. Отменялось заключение сговорных  записей, в которой сторонами  предусматривались все условия  заключения брака.

При Екатерине II в 1775 г. был издан указ, согласно которому обручение должно было совершаться одновременно с браком. Брак мог быть объявлен недействительным, если жених не видел невесту до обручения, а после обручения оказалось, что она «безобразна, скорбна и нездорова». Такое же право получала и невеста. Одним из условий вступления в брак было взаимное согласие брачующихся.

Петровское законодательство стремилось оградить дворянское сословие от появления неполноценного потомства. В связи с этим в брак могли  вступать только лица, не лишённые здравого рассудка. Указ от 6 апреля 1722 г. «О свидетельствовании дураков в Сенате» запрещал вступать в брак психически нездоровым людям. Для военнослужащих необходимым условием для вступления в брак было разрешение начальства, для дворян – так же знание арифметики и геометрии.

По указу о единонаследии 1714 г. был существенно повышен брачный возраст: для мужчин – до 20 лет, для женщин – до 17. Мотивами такого нововведения стали: необходимость получения образования дворянами (с 1714 г. устанавливается обязательное начальное образование для дворянских детей, организуются специальные военные и морские школы для претендующих на офицерское звание); создание необходимых условий для экономической самостоятельности формирующейся семьи; рождение полноценного потомства. Но как и некоторые другие петровские реформы, новшество, касавшееся брачного возраста, продержалось недолго. После смерти Петра I вернулись к норме: 15 и 13 лет, лишь на один год повысив брачный возраст для девушки по сравнению со Стоглавом 1551 г..

В 1744 г. указом сената был установлен верхний возрастной предел для вступления в брак – 80 лет. Это объяснялось тем, что семья должна была выполнять две функции: хозяйственную и продолжение человеческого рода. Престарелым людям их выполнение было, как правило, уже не по силам. Стали осуждаться браки между лицами с большим разрывом в возрасте, распространённые как среди дворянства, так и особенно среди крестьянства, где погоня за дополнительной рабочей силой заставляла нередко женить мальчиков на женщинах, годящихся им в матери.

Развод, как и прежде, был затруднён. Действовали следующие нормы, устанавливавшие основания для прекращения брака: смерть, ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов, пострижение в монашество, прелюбодеяние, неизлечимая болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого. Кроме развода могло применяться и временное разлучение супругов (отсылка в монастыри).

Предусматривалось право  наказывать детей розгами, а при  Екатерине II было разрешено родителям заключать своих непослушных детей в смирительные дома. В 1717 г. по повелению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало» – сборник правил поведения в семье молодых людей .

В XVIII в. был подробно регламентирован институт опеки. По законодательству Петра I опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. По указу 1714 г. о единонаследии опекуном для своих малолетних братьев и сестёр являлся наследник недвижимого имущества, который должен был заботиться о содержании, воспитании и имуществе опекаемых.

В 1775 г. были учреждены сословные органы опеки: дворянская опека для дворян при уездных судах и сиротские суды для горожан при городских магистратах. В 1785 г. в России вводится институт попечительства, которое устанавливалось над несовершеннолетними с 14-летнего возраста и продолжалось до достижения ими 21 года. Над лицом более раннего возраста сохранялась опека. Подопечный в возрасте от 14 до 17 лет мог распоряжаться своим имуществом лишь с согласия попечителя, а с 17 до 21 гг. согласие попечителя требовалось только при продаже или залоге недвижимого имущества.

 

 

  1. Семейное право России XIX – начала XX вв.

Семейно-брачные отношения  в XIX – начале ХХ вв. регулировались Сводом законов российской империи, принятым в 1832 г. Им была посвящена книга первая Свода – «О правах и обязанностях семейных». Были внесены некоторые изменения в условия вступления в брак. Брачный возраст был повышен и установлен для мужчин – 18 лет, для женщин – 16. При этом архиереям было предоставлено право разрешать браки, если жениху или невесте недоставало ещё пол года до брачного совершеннолетия. Препятствием к заключению браков являлось различие вероисповеданий: лица христианского вероисповедания не могли вступать в брак с нехристианами. Как и в XVIII в., запрещалось браки лиц старше 80 лет. Заключение брака зависело не только от вступающих в брак, но и от согласия их родителей, опекунов и попечителей. Лица, состоявшие на военной и гражданской службе, должны были иметь письменное разрешение начальства на брак. Помещичьи крестьяне не могли вступить в брак без санкции их владельца. Запрещалось вступать в четвёртый брак, а также в новый –– без расторжения предыдущего.

Подробно регламентировались в Своде законов имущественные  отношения в семье. Устанавливалась  раздельность имущества супругов. Брак не создавал его общности. Поэтому приданое, а также имущество, приобретённое женою во время брака, считалось её собственностью. Каждый из супругов имел право распоряжаться своим имуществом, не спрашивая на то согласия другой стороны. Один супруг не отвечал своим имуществом за долги другого.

Но если в имущественном  отношении жена была самостоятельной, то в личном плане она целиком  была зависима от мужа. Паспорт жене выдавался полицией лишь с согласия мужа. Жена была обязана следовать  за мужем по месту его жительства. Причём муж имел право принудительного возвращения жены к месту своего жительства, если она покидала его без согласия мужа. Исключения составляли случаи ссылки мужа на поселение в другие регионы страны за совершение уголовного преступления. Но ссылка помещиком своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь ещё по закону 1762 г. распространялась и на жену крепостного. Жёны иностранцев, находившиеся на территории России, также были обязаны следовать за своими мужьями.

Дети делились на законных, рождённых в «законном браке», и незаконных, рождённых вне брака. Незаконнорожденные дети не имели права на фамилию отца и наследование его имущества.

Россия вступила в  буржуазный период при сохранении сословно-патриархальных устоев семьи. Но либерализация общественных отношений не могла на ней не отразиться, что происходило весьма болезненно. Болезненная ломка патриархальных устоев семьи сопровождалась распространением идеологии «нигилизма»: отрицания семьи, возможности «свободных браков» и внебрачных связей. Во второй половине XIX в. между нигилизмом и идеологией старой «патриархальности» возник ярко выраженный конфликт и государство, сознавая опасность морального кризиса семьи под натиском буржуазных влияний, пыталось сохранить христианские семейные устои, используя как методы убеждения и принуждения, в том числе и законодательные рычаги.

В 1874 г. получили юридическое  признание браки раскольников и  сектантов без венчания в церкви с условием регистрации в метрических  книгах. Начиная с 1905 г. стали санкционироваться браки православных со старообрядцами и сектантами. Они приравнивались к бракам лиц православного вероисповедания с представителями других христианских конфессий. В начале ХХ в. было снято такое ограничение на вступление в брак, как «осуждение на безбрачие» (запрет священникам венчать определённую категорию лиц, в частности, прелюбодеев и др.). В 1914 г. было отменено правило, по которому жена должна была непременно следовать за мужем в случае изменения им места жительства. Лицам иных вероисповеданий закон разрешал вступать в брак согласно их церковным законам. Внебрачные дети могли приобретать права законных после их усыновления и удочерения (с ограничением наследования родового имущества).

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.

Первыми нормативными документами  брачного и семейного права стали  два декрета ВЦИК и СНК, принятые 18 и 19 декабря 1917 г.: «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов  состояния» и «О расторжении брака». В них содержались нормы брачного и семейного права, отражавшие реалии советской юридической практики. Затем они вошли в первый кодекс советского государства, принятый ВЦИКом РСФСР 16 сентября 1918 г. – «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».

Кодекс состоял из 4 разделов и 246 статей. Первый раздел был  посвящен актам гражданского состояния. Второй раздел кодекса назывался «Брачное право». По сравнению с дореволюционным законодательством были внесены существенные изменения в условия регистрации брака. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие, монашество, состояние в иерейском и дьяконском сане, обет безбрачия. Кодекс не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей. Снималась верхняя планка брачного возраста – достижение 80 лет, в статье 67 Кодекса лишь отмечалось, что вступающие в брак должны быть в здравом уме. В отличие от церковных правил, по которым не допускалось вступление в брак в четвертый раз, по советскому законодательству он мог заключаться неограниченное количество раз. Был расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки. Как видно из ст. 69, снимался запрет вступать в брак со свойственниками и дальними родственниками. Стали допускаться браки между двоюродными братьями и сестрами, между дядями и племянницами, тетками и племянниками.

Подробно регламентировались права и обязанности супругов. Устанавливалось полное равноправие супругов, выражавшееся в том, что: 1) изменение места жительства одного из них не влекло за собой обязанности другого непременно следовать за ним; 2) нуждающийся супруг имел право на получение материального содержания от другого супруга, способного оказывать такую помощь; 3) брак не создавал общности имущества супругов. Каждый из супругов мог свободно распоряжаться собственным имуществом и вступать с другим супругом во все, предусмотренные законом, имущественно – договорные отношения; 4) в отличие от прежнего законодательства вводилась свобода развода, основанием для которого могло служить обоюдное согласие супругов.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"