Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении, поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.

Содержание

Введение……………………………………………………. ………….3 I.Критерии типологии………………………………………………… ..6 II. Соотношение типологии и формы государства……………………9 III. Основные подходы к типологии государства……………………. 10 1.Типы государства по отношению к религиозным культам…… …..13 а) Светское государство………………………………………………..13 б) Теократическое государство………………………………………..14 в) Клерикальное государство………………………………………….14 г) Атеистическое государство…………………………………………15 2. Характеристика формационного подхода……………………….. ..16 а) Рабовладельческое государство…………………………………….17 б) Феодальное государство…………………………………………….18 в) Буржуазное государство…………………………………………….19 г) Социалистическое государство……………………………………..20
д) Переходное государство…………………………………………….22 3. Характеристика цивилизационного подхода………………………25 а) Локальные цивилизации…………………………………………….29 б) Особенные цивилизации…………………………………………….32 - западная цивилизация…………………………………………………32
- техногенная цивилизация……………………………………………..34
- традиционная цивилизация……………………………………………37 в) Современная цивилизация …………………………………………..38 г) Политико-правовая типология государства…………………………42
Заключение……………………………………………………………….44
Библиография………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ТГ и П.docx

— 121.17 Кб (Скачать)

     Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.8

     Первые  попытки рационально-теоретической  типизации государства и права  с позиции их социально-политической характеристики были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).

     Попытку соединить формально-догматическое  и социологическое понимание государства и права предпринял Г. Еллинек, утверждая, что государство и право имеют разные аспекты и определения. Он писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первое – это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует, оно лишь должно существовать, выступая мерилом реального государства. То, что соответствует этому критерию, «имеет право возникнуть и существовать, что не соответствует ему, должно быть отвергнуто и упразднено»9. Практическая значимость идеального типа государства и права усматривается в том, что он выступает в качестве некоего эталона для подражания и совершенствования. Что же касается его теоретической значимости, то она фактически приближается к нулю.

     Эмпирический  тип получается в результате сравнения  реальных государств друг с другом (древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное). Понимая, что не существует типов государства и права в чистом виде, Г. Еллинек вводит понятие «среднего типа», которое сможет снять противоречия в процессе типизации государственно-правовых явлений. Кроме этого, он выделяет типы развития и типы существования государственно-правовых явлений (динамические и статические типы государства и права). Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Отождествляя государство и право, считая, что государство как организация принуждения идентично правопорядку, Г.Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым10.

     Л. Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения, подразделяя их на мировые с территорией более 1 млн. кв. км и населением более 50 млн. человек, великие – от 200 тыс. до 1 млн. кв. км и населением от 30 до 50 млн. человек, малые – с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн. человек.

     Проблема  типологии государства долгое время  является актуальной в рамках теории государства и права. Типология  государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

     II.Соотношение типологии и формы государства.

     Типы  государств, выделяемые по формационному (с позиции того, какой экономический базис государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит) и цивилизационному (видение государства не только с позиции инструмента политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и как важнейшего фактора социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека) признакам, тесно связаны с формой государства. Специфика конкретного типа государства выявляется посредством анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. 11

     Точного и четкого соотношения между  типом и формой государства не существует, поскольку в пределах одного и того же типа государства  могут встречаться различные  формы организации и деятельности государственной власти, а государства  различного типа могут иметь одинаковую форму. Особенности конкретной формы государства любого исторического периода обусловлены не столько типом государства, сколько степенью зрелости общественной и государственной жизни, целями и задачами, стоящими перед государством, уровнем культуры общества и т. п.12

     Отвечая на данный вопрос, следует подчеркнуть, что понятия “тип государства” будет использоваться с позиции формационного подхода, а “форма государства” по сути дела означает форму правления.

     С одной стороны, государства каждого  типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического  типа встречаются различные формы  государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н. э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии. С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия — принадлежность лишь феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства. Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, тем более в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.13

     Конкретная  форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого, она зависит и  от других факторов: от уровня экономического развития общества; соотношения классовых  сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п. Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

     III.Основные подходы к типологии государства.

     Существует  несколько критериев классификации  государств на типы. Основными подходами  к типологии являются: формационный (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) и цивилизационый (авторы А.Тойнби, У.Ростоу)

     С точки зрения марксизма (формационный подход), под историческим типом  государства понимаются взятые в  единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся  к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

     Согласно  марксисткой типологии четырем  типами общественно-экономической  формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), соответствуют четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

     Марксистская  типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствие с ней все государства проходили жестоко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государства была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «профеодальное»)

     В мировой литературе предполагалось немало оснований классификации государств. В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

     В демократическом государстве создаются  условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

     Рассматриваемая классификация имеет научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический ( государственно - правовой) режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов

       Английский историк А.Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

     Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизаций обуславливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

     Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существовавших типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств .

      В марксисткой  литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, переход от одного исторического типа к другому возможен только революционным путём, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств, и они могут существовать достаточно долго.

     1.Типы государств по отношению к религиозным культам.

     а) Светское государство.

     Это государство, в котором взаимоотношение  государства и церкви строится на основе взаимного невмешательства  в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.

     РФ  объявлена светским государством.14 Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановится на следующих характеристиках данного типа:

  1. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функции органов государственной власти, учреждении и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функции;
  2. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
  3. Религиозные  объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти;
  4. Деятельность органов государственной власти не сопровождается публичными религиозными обрядами;
  5. Запрещается создание религиозных объединении в государственных и муниципальных органах и организациях:

         - отделение школы от церкви;

         - невозможность установления какой-либо религии в качестве общеобязательной. Право человека на свободу вероисповеданию. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, т.е. превращение России в клерикальное или теократическое государство;

         - равенство религиозных объединении перед законом означает равноправие религиозных объединении по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и религиозных объединений» содержит ряд моментов, вызывающих сомнение в равноправности религиозных объединений в РФ.

     б) Теократическое государство.

     Это особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии.

     В настоящее время примером теократического  государства является Государство - город Ватикан, представляющий особую абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе римскому, пожизненно избираемым  коллегией кардиналов.

Информация о работе Типология государства