Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении, поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.

Содержание

Введение……………………………………………………. ………….3 I.Критерии типологии………………………………………………… ..6 II. Соотношение типологии и формы государства……………………9 III. Основные подходы к типологии государства……………………. 10 1.Типы государства по отношению к религиозным культам…… …..13 а) Светское государство………………………………………………..13 б) Теократическое государство………………………………………..14 в) Клерикальное государство………………………………………….14 г) Атеистическое государство…………………………………………15 2. Характеристика формационного подхода……………………….. ..16 а) Рабовладельческое государство…………………………………….17 б) Феодальное государство…………………………………………….18 в) Буржуазное государство…………………………………………….19 г) Социалистическое государство……………………………………..20
д) Переходное государство…………………………………………….22 3. Характеристика цивилизационного подхода………………………25 а) Локальные цивилизации…………………………………………….29 б) Особенные цивилизации…………………………………………….32 - западная цивилизация…………………………………………………32
- техногенная цивилизация……………………………………………..34
- традиционная цивилизация……………………………………………37 в) Современная цивилизация …………………………………………..38 г) Политико-правовая типология государства…………………………42
Заключение……………………………………………………………….44
Библиография………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ТГ и П.docx

— 121.17 Кб (Скачать)

     Истории известно немало примеров теократического  государства: в древности это  Иудея, в период средневековья - халифаты Омейяров и Аббаситов, в новое время - государство Иезуитов  в Парагвае (XVII в.), Хотя в целом ныне теократия является анархизмом, в Новейшей истории есть примеры создания новых теократических государств.

     В результате  «исламской» революции1979г. республиканское теократическое государство было создано в Иране. Вся фактическая власть в государстве перешла к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Р.Хомейни, что нашло отражение в Конституции 1979г. Теократические тенденции сопровождаются усилением религиозной регламентацией всех сторон общественной и личной жизни граждан, запретом любых оппозиционных организаций. От теократического государства следует отличать так называемое клерикальное государство.

     в) Клерикальное государство.

     Это форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты, определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни.

     Примером  клерикального государства является Исламская Республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) и над ними существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны. Здесь церковь имеет государственный статус, и пользуется не только огромными привилегиями, но также влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее главой выступает глава государства – монарх, королева Елизавета II.

     Что касается евангелическо – лютеранской церкви, то она является государственной во многих странах:

     - В Швеции, высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является крупным лесо- и землевладельцем;

     - В Финляндии, где расходы церкви  покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;

     - в Дании главой церкви является  король и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;

         Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам.

     В Ирландии конституция гарантирует  католической церкви особенный статус, позволяющий ей контролировать системы  здравоохранения и образования.

     г) Атеистическое государство.

     Это государство, в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.

     Атеистическими  государствами были СССР и другие страны социолистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции  и Советский Союз стал первой в мире  страной массового атеизма, где право атеистической пропаганды закреплено в конституции.15 В СССР были созданы общества «Союз воинствующих безбожников» (1925). В разное время выходили атеистические издания:  газета «Безбожник»(1925-1941),журналы «Безбожник», «Атеист»,  и др. В университетах педагогических, медицинских, культурно – просветительных высших и средних специальных учебных заведениях введен курс «Основы научного атеизма». Ведется подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистически факультетах вечерних университетов марксизма – ленинизма. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в1964г. специальный Институт научного атеизма. Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.

     2.Характеристика формационного подхода.

     Формационный  подход основан на объединении государств в рамках конкретной  общественно – экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.16

     Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису. В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.  Серьезной критике подвергалось учение об общественно-экономической формации как критерий типологии государств и правовых систем за претенциозность на абсолютную правильность и непогрешимость, за излишнюю идеологизированность и идеализированность в период существования Советского государства и других социалистических государств, за претензию на универсальность, за недооценку разнообразия и специфичности связей и зависимостей в конкретных общественно-политических и экономических системах.                                                                                                                         Нельзя не принимать во внимание, что предлагаемая типология государств и правовых систем с использованием общественно-экономической формации как критерия их классификации не является однозначно понимаемой и, соответственно, таким же образом применяемой.  В отечественной и зарубежной философской и социологической литературе используется несколько вариантов определения и применения данного критерия. Наиболее распространенным и ставшим своего рода классическим вариантом использования общественно-экономической формации в качестве критерия типологии государств и правовых систем является так называемая пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса, процесса развития общества и государства.  Согласно этой схеме выделяются пять общественно-экономических формаций : первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая .

     Связывая  существование государства и  права с классовым обществом, сторонники этой концепции отрицают возможность их появления и функционирования при первобытнообщинном строе. Особенность ее заключается в том, что к вышеназванным формациям, в основе которых лежит рабовладельческий, феодальный и иной способ производства, добавляется еще так называемый азиатский способ производства. Он отражает весьма важные специфические особенности раннеклассового общества в странах Востока. Азиатскому способу производства, должна соответствовать особая общественно-экономическая формация и свой особый тип государства и права.

     а) Рабовладельческое государство.

     Государства этого типа возникли позднее ранневосточных государств, в результате появления частной собственности, имущественного расслоения и раскола общества на классы. Рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 в.в. до н.э.) и в Риме (6 в. до н.э.), государственность существовала  в форме монархии и республик.

     Экономический базис составляла собственность рабовладельцев, не только на орудия и средств производства, но не на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы, не обладающие статусом субъектов права, а были (как вещи) объектами права и эксплуатации.

     Основные  классы: рабовладельцы и рабы. Существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы вели борьбу в виде скрытого (пассивного сопротивления) и в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в  Сицилии во II в. до н.э.)

          Внутренние функции рабовладельческого  государства:

  1. Охрана частной собственности рабовладельцев и создание условии для эксплуатации рабов и неимущих свободных;
  2. Подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия;
  3. Идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

     К внешним функциям относилось: оборона  своих территории и мирных связей с другими государствами; функция  захвата чужих территорий; управление завоёванными территориями.

     Формой  организации были унитарные монархии и республики. Монархия – в Древнем Риме становится неограниченной монархией. Демократическая республика- Афины, где в выборах участвовало все свободное население. Аристократическая республика - Спарта, здесь в выборах участвовали представители власти и представители крупной военно – земельной аристократии.

     В императорский период рабовладельческое  право Рима достигло наивысшего развития, развивалось и совершенствовалось  товарное производство. Для регулирования  соответствующих отношении римскими юристами были разработаны многие правовые институты собственности, вещного, обязательного, семейного, наследственного права и др.

     Пройдя  период становления и развития, рабовладельческое  государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство. Основой рабовладельческого государства являлась частная собственность на средства производства, включая рабов. Признавалось юридическое равенство свободных,  с поправками на «должность»  и социальное положение.

     б) Феодальное государство.

     На  основе феодальных отношений возникло много неизвестных, предшествующей  эпохе государств. Это государства в Англии и Франции, Германии и России. Экономической основой  выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой  социального неравенства.

     Основными классами общества были феодалы и  крепостные крестьяне, городские ремесленники, торговые люди и др. Общество делилось на сословия, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На  Руси были такие сословия как князья, бояре и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегии, как у высшего сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, принудительно прикрепленные к земле. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

        Феодальное государство прошло ряд стадий:

  1. Децентрализованной феодальной раздробленности;
  2. Усиление централизации и установления  сословно - правительственной монархии;
  3. Централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

         Функции феодального государства: охрана феодальной собственности; подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения; ведение захватнических войн, защита от внешних нападении.

     Основа  феодального государства – это  частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников. Жесткое разделение общества, в том числе и феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.   

     в) Буржуазное государство.

     Первые (капиталистические) государства возникли более 3-х столетий назад. Буржуазия  сила и власти под лозунгом: «Свобода, равенство, братство».17

     Экономическую основу буржуазного государства  составляла  капиталистическая частная собственность на средства производства. Все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Общество состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих. В своем развитии буржуазное государство прошло ряд этапов:

  1. Период становления и развития (идет конкуренция большого числа собственников, государство не вмешивалось в экономику, формируются банковские системы).
  2. Монополистический капитализм (конец 19в. первая половина 20в.)

         Мелкие  предприятия и фирмы объединяются, монополизируются различные типы производства, возникают мощные объединения –  тресты, синдикаты, корпорации и т.д.

         Следствием  стали периодические кризисы, банкротство  предприятии, рост безработицы, обострение классовой борьбы.

         Парижская Комунна 1871г. – исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать её в своих интересах.

  1. 30-е годы – переходный к более высокому типу государства.

         Меняется экономическая основа государства, частная собственность перестает быть доминирующей, развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным.

         Многие  основные функции вытекают из потребностей всего общества. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования.

         Буржуазное  государство – неукоснительное  распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

     Рано или поздно, капиталистическое государство, раздираемое внутренними противоречиями, должно рухнуть и уступить дорогу новому обществу – Коммунизму, переходным этапом, к которому является т.н. социалистическое государство.

Информация о работе Типология государства