Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом моей курсовой работы явиляются типы государства. Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие типологии государства………………………………………..5
2. Методы типологии государства……………………………………….14
3. Характеристика основных типов государства………………………18
3.1. Типы государств согласно формационной теории………………...18
3.1.1.Рабовладельческое государство……………………………….….18
3.1.2. Феодальное государство………………………………………….19
3.1.3. Буржуазное государство………………………………………….21
3.1.4. Социалистическое государство…………….…………………...21
3.1.5. Переходное государство……………………………………..……22
3.2. Типы государств согласно цивилизационной теории……………..23
3.2..1. Место государства в первичной цивилизации………………...23
3.2.2. Место государства во вторичной цивилизации……………….24
3.3. Современная теория государства…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

типология государства.doc

— 147.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие типологии государства………………………………………..5
  2. Методы типологии государства……………………………………….14
  3. Характеристика основных типов государства………………………18

   3.1. Типы государств  согласно формационной  теории………………...18

      3.1.1.Рабовладельческое  государство……………………………….….18

      3.1.2. Феодальное государство………………………………………….19

      3.1.3. Буржуазное государство………………………………………….21

      3.1.4. Социалистическое  государство…………….…………………...21

      3.1.5. Переходное государство……………………………………..……22

   3.2. Типы государств  согласно цивилизационной  теории……………..23

      3.2..1. Место государства  в первичной цивилизации………………...23

      3.2.2. Место государства  во вторичной цивилизации……………….24

   3.3. Современная теория  государства…………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………...29

Список  использованной литературы………………………………………..32

 

Введение 
 

    В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое  количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

      Проблема  типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории  государства  и права.  Типология  государства  неразрывно  связана  с   учением   о   форме государства, но не совпадает с ним.

      Если  предметом изучения формы государства  являются вопросы  организации и устройства верховной государственной власти,  территориального  устройства государственной власти и методы ее  осуществления,  то  предметом  типологии государства составляет  учение  о  народовластии  (демократии)  как  родовой сущности государства. Поэтому,  несмотря  на  очевидную  взаимосвязь,  форму государства  нельзя  отождествлять  с   типом   государства,   а   типизацию государства - с классификацией его формы.

    Типология – это учение о типах, больших  группах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных  для каждого типа признаков. Таким образом, типология – это своеобразная научная классификация. Типология направлена на упорядочение полученных данных об объекте, о возможных формах его существования1.

    Типология государства представляет собой  довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы  исторического развития государства, сформулировать логику развития государства.  Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств.

      Объектом  моей курсовой работы явиляются  типы  государства.  Несмотря  на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы,  проблема исторических типов государства и права,  а  также  вопрос  о  государстве  и праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так  и не получили должной научной разработки. При этом  в  специальной  и  учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.

       

 

    1.Понятие типологии государства 

    Типология - разновидность классификации. По средствам  типологии различные государства  подразделяются на определенные типы. Тип государства - это вид государства. Вид, который характеризуется наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. В современной типологии государства существует несколько подходов.

    Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права2.

    Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как  дает возможность более полно  отразить изменяющуюся сущность государства  и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

       Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.

        Развитие государства и права  является важнейшей составной  частью всего процесса развития  человеческого общежития. Познание  этого процесса, в том числе  и через государственно-правовые  системы, является в силу этого  составной частью познания всего исторического процесса.

        Исходными посылками типологии  государства и правовых систем  являются следующие положения.  Во-первых, положение о том, что  развитие человеческого общества, а вместе с ним государства  и права - это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс.

        Во-вторых, что этот процесс неразрывно  связан с постоянным развитием  социальной природы, содержания  и назначения государства и  права, а также с коренными  изменениями основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земельного владения.

        И, в-третьих, положение о том,  что процесс перехода от одного  типа государства и права к  другому органически сочетает  в себе элементы непрерывности,  эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле - революционности. Эволюционность развития государства и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразное качественное изменение государственно-правовых явлений, проявляются вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимно дополняющие друг друга стороны процесса их естественно-исторического развития.

        Эволюционное развитие государства  и права совершается, в основном, в пределах одной и той же  общественно-экономической формации. Революционное же развитие государства  и права, приводящее к быстрому  и вместе с тем качественно иному, коренному изменению их классовой сущности, социального содержания и назначения, совершается при переходе от одного типа государства и права к другому, от одной общественно-экономической формации к другой3.

        В государственно-правовой теории  и политической практике далеко не всегда проводится четкое различие между революционной и эволюционной формами развития государства и права. Более того, нередко одна реформа (чаще всего реформистская, эволюционная) в политических и идеологических целях представляется в качестве другой - революционной. Это случается, как правило, тогда, когда стремятся подчеркнуть особую важность, придать большую, чем это есть на самом деле, значимость тем или иным политическим, правовым, социально-экономическим и иным реформистским преобразованиям, которые проводятся в той или иной стране. Кроме того, нередко "революция", олицетворяющая собой смену типов государства, переход власти от одного класса к другому, подменяется другим - "переворот". Последний означает антиконституционный, чаще всего насильственный переход власти от одной части правящего класса к другой, от одной группы или фракции господствующей политической элиты к другой.

        Переворот, независимо от его  названия (военный, государственный,  дворцовый и т.д.), не влечет  за собой непосредственно смену типа или типов государства. Он не затрагивает глубинные, сущностные пласты всего государственного организма. Переворот влечет за собой лишь частичные, нередко поверхностные изменения в государственном механизме и его деятельности. Имеются в виду, например, изменения, касающиеся формы правления государств, политического или государственного режима, ряда направлений внутренней и внешней политики.

        В юридической и политологической  литературе издавна сложилось  мнение, что, независимо от особенностей своего существования и функционирования, государство, а вместе с ним право, проходят исторически обусловленный путь развития от рабовладельческого типа к социалистическому. Между данными типами государства и права, соответственно, находятся феодальный и капиталистический типы. Такова схема.

        Утверждается также, что процесс  развития государства совершается  по восходящей линии и что  по характеру своему это - необратимый  процесс. Государственно-правовая  практика не в полной мере  доказывает данный тезис. Она полностью подтверждает его лишь в первой части, где речь идет о развитии государства по восходящей линии. Однако только частично это делается во второй.

        Прогрессивное развитие государства  или его развитие по восходящей  линии проявляется в том, что по мере перехода государства от одного типа к другому, от одной его сущностной характеристики к другой укрепляются демократические принципы его организации и деятельности, расширяются его социальные основы, увеличивается круг прав и свобод, которыми наделяются подданные и граждане государства4. О развитии государства по восходящей линии свидетельствуют также и другие обстоятельства, а именно - совершенствование самого государственного механизма, расширение конституционно-правовых основ его деятельности, совершенствование механизма взаимосвязи и взаимодействия государств с обществом и различными социально-политическими институтами.

        Что же касается необратимости  процесса развития государства  и права, последовательности смены  их типов, то здесь нужно  сказать следующее. Безусловно, правы те ученые, которые утверждают, что как нельзя остановить естественно-историческое развитие общества, а вместе с ним государства и права, как нельзя предотвратить их переход от одного типа к другому, так нельзя повернуть вспять историю и перейти назад от любого из последующих этапов развития государства и права к их предшествующим этапам.

      Данное  теоретическое положение, касающееся необратимости процесса развития общества, государства и права, не подлежит никакому сомнению. Правильность его многократно была подтверждена самой жизнью, общественной и государственно-правовой практикой.

      Обращаясь к характеристике содержания и назначения типологии (классификации) государства  и права, необходимо отметить, что  это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее проведения ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и неюридическими науками и, в первую очередь, историей государства и права, политической наукой, социологией, конституционным правом и др.

        На основе изучения и обобщения  данного материала устанавливаются  и раскрываются объективные связи,  существующие между государством  и правом, с одной стороны, а  также экономической и социальной структурой общества - с другой. Выявляются движущие силы процесса естественно-исторического развития государства и права, решающими из которых являются материальные, производственные отношения (экономический базис). Раскрываются закономерности развития и смены исторических типов государства и права. Тщательному анализу подвергается широко распространенное положение о том, что "античное общество, феодальное общество, буржуазное общество представляют собой такие совокупности производственных отношений, из которых каждая вместе с тем знаменует собой особую ступень в историческом развитии человечества»5.

Информация о работе Типология государства