Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Государство – это исторически сложившаяся социальная система, которая управляет обществом. В истории каждого государства можно выделить определенные этапы развития, возникающие и прекращающиеся в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. В связи с этим большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, которая отражает историческое развитие государств, дозволяет объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………..3
1. Понятие и сущность типологии государства………………………............5
1.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода………7
1.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода…..10
2. Характеристика нетрадиционных видов государства……………………12
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 97.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт Бизнес права

Кафедра теории и истории права 
 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине Теория государства и права

Тема: Типология государства 
 

Выполнил(а) студент(кА)

Заочной формы  обучения

Специальности__юриспруденция

Специализации___________

__1__курса __ЮР-6-10/1_ группы

№ студенческого  билета

(зачетной книжки)__10-0225__        ________________      ____________________________

                                    (подпись)   (инициалы, фамилия) 

Проверил преподаватель

______________________  _________________  __________________________

(ученая  степень, звание)   (подпись)   (инициалы, фамилия) 

Москва  – 2010 
 
 
 
 

                                                    Содержание 

 Введение……………………………………………………………...………..3

1. Понятие и  сущность типологии государства………………………............5

1.1. Типология  государства с точки зрения формационного подхода………7

1.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода…..10

2. Характеристика  нетрадиционных видов государства……………………12

Заключение……………………………………………………………………..17

Список использованной литературы………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Государство – это исторически сложившаяся социальная система, которая управляет обществом. В истории каждого государства можно выделить определенные этапы развития, возникающие и прекращающиеся в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. В связи с этим большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, которая отражает историческое развитие государств, дозволяет объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Типология государства представляет собой  довольно сложный и в то же время  очень важный вопрос в теории государства  и права. Развитие же государства и права – важнейшая составная часть всего процесса развития человеческого общества, следовательно, и всего исторического процесса. Но следует отметить, что вопрос о понятии «тип  государства» относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания основных критериев  типологии государства.

В теории государства и права существует несколько подходов к типологии  государства, среди которых основное место занимают: формационный и цивилизационный.

 Данная  работа посвящена рассмотрению  основных теорий типологии государства и их типов. Но целью моей работы является изучение  характеристики нетрадиционных видов государства, и в качестве объекта я выбрала имитационное государство, к которому можно и отнести наше, Российское.

 В  имитационном государстве, фактическая деятельность и результативность противоречит его социальному предназначению. Внешние признаки его закреплены в национальных конституциях, но на деле практическая деятельность свидетельствует об имитации, поскольку настоящая власть принадлежит элите, чьи интересы осуществляются и реализуются через государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и сущность типологии  государства. 

Сущность государства обусловлена его происхождением. Государство выделилось из общества, возникло на таком этапе его развития, когда само это общество объективно нуждалось в особом инструменте управления общественными делами. Социальное предназначение государства как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу.

Ныне  существующие государства прошли в  своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении. Поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.

Типология - это классификация государств и  правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология  представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

Каждое  государство и его система  права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественноисторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует, и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

В процессе исторического развития общества наблюдается  интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание  различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.

В науке  теории государства и права четко  определилось две разновидности  типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии  государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Типология государства  с точки зрения  формационного подхода

    Формационный  подход выражает марксистское отношение  к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Отживший тип производственных отношений заменялся более прогрессивным, новым экономическим строем (базисом)(1).

    С точки зрения формационного подхода  – пяти известным способам материального  производства – соответствовали  пять общественно-экономических формаций:

    Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения,  

раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства  были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая  государственность существовала в  форме монархий и республик. 

 

    1.Червонюк  В.И. Теория государства и права:  Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. стр. 99-100

    Феодальный  тип государства - результат гибели рабовладельческого

строя и возникновения феодальной общественно-экономической  формации.

    Такое государство, согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников - помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

    Буржуазный  тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

    Социалистический  тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

Социалистический тип права - это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках  
постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития. 
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к "большим скачкам" в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).

    Социалистическое  государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

 

1.2. Типология государства  с точки зрения  цивилизационного  подхода

Сегодня наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя широко применяется и другой тип, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода.

Английский  историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др. 
Цивилизационной подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Информация о работе Типология государства