Типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет1, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1 Понятие типа и сущности государств………………..……………..5

§1. Понятие типа государства………………………………………………...5

§2. Формационные и цивилизационные типологии государств……………9

Глава 2 Характеристика основных типов государств………………………14

§1. Рабовладельческое государство………………………………………….14

§2. Феодальное государство…………………………………………………..17

§3. Буржуазное (капиталистическое) государство…………………………..19

§4. Социалистическое государство…………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………..25

Библиография………………………………………….……………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая Типология государств.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ОТДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Кафедра Теории и истории  государства и  права

 

  Заведующий  кафедрой

  К.и.н., доц. Пищулина С.Ю.

   «___»  ___________20__ г. 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

  На  тему: «Типология государств» 

  Руководитель: Гапоненко Д.Б.

  Студентка: Завьялова Дарья Владимировна 
 
 
 
 
 

Волжский 2010 
Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1 Понятие типа и сущности государств………………..……………..5

§1. Понятие  типа государства………………………………………………...5

§2. Формационные и цивилизационные типологии государств……………9

Глава 2 Характеристика основных типов государств………………………14

§1. Рабовладельческое государство………………………………………….14

§2. Феодальное государство…………………………………………………..17

§3. Буржуазное (капиталистическое) государство…………………………..19

§4. Социалистическое государство…………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………..25

Библиография………………………………………….……………………….27

 

Введение 

     Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет1, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.

     История современной цивилизации включает в себя несколько этапов: Древний  мир длился примерно три тысячи лет; средние века длились около тысячи лет; Новое время - продолжалось около  трехсот лет; Новейшая история - продолжается чуть более 100 лет. На протяжении всего времени накоплен огромный опыт по организации социальной жизни на различных этапах исторического развития на всех континентах.

     Многие  государства, изменяя свою форму  и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В то же время некоторые некогда могущественные народы, наводившие ужас на другие государства, наоборот, так и не преобразовались в собственные государства. Например, монголо-татарское иго так и не стало государством. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. К таким государствам следует отнести Спарту, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др.

    Историческая  судьба одного из таких государств прослеживается на конкретном примере. Пришедшие во II в. нашей эры с  Алтая потомки хазар караимы  с проживающими по соседству племенами  на диких землях от низовьев Волги  до Крыма создали обширное Хазарское царство, столицей которого был находившийся на территории Крыма город Джуфт-Кале. В последующем не выдержав конкуренции со стороны природы (острейший дефицит воды) и соседних государств (в первую очередь России) оно распалось. Последний караим покинул свою столицу Джуфт-Кале в 1878 г. (иссякла вода). Население по большей части ассимилировалось в другие нации. В настоящее время во всем мире насчитывается около трех тысяч караимов. В 1917 г. в России их было более 13 тыс. Сейчас в Москве их проживает около трехсот человек. Они носят ветхозаветные имена и стараются сохраниться как обособленная нация со своей культурой и своими традициями.

    Караимы тюркского происхождения. Они не воспринимали Талмуд, но признавали Ветхий Завет с его десятью заповедями. По караимской вере Иисус Христос и Магомет в равной степени признаются пророками Бога. Для исполнения религиозных обрядов они могут молиться как в православном, так и в мусульманском храме. В караимизме нет ритуала отпущения грехов. Каждый должен молиться сам за себя. Высшим критерием во всем считается совесть человека. Исповедующие караимизм не обязаны принимать на веру все религиозные постулаты. Они имеют право выдвигать свои аргументы "за" или "против" вызывающих сомнение религиозных положений.

    Таким образом, типология по отношению  к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный  опыт организации государственной  или общественной жизни. Осознание  и использование предшествующего  опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса. 

 

  1. Понятие типа и сущности государств.
 

§1. Понятие типа государства. 

     Типология - осуществляемое посредством аналитических  процедур расчленение целостных  объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

     Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

     Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются:

    • принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть;
    • целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется;
    • порядок осуществления (режим) государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется;
    • государственно-правовые и бытовые традиции - какие цивилизованные факторы играют наиболее существенную роль.

     На  протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей  науке односторонне. Сущность государства  видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции.

     Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. Фактически каждое государство  в процессе своего исторического  развития в той или иной степени  использовало все варианты смены  своих государственно-правовых систем.

     Революция2 - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.

    По  своей сути законодательство революционного времени направлено на достижение конкретных задач - защиту революции при помощи правовых средств. Степень его демократичности находится в прямой зависимости от остроты переживаемого обществом периода. Чем сильнее сопротивление свергнутых классов, а это бывает чаще всего, тем более реакционной является сущность законодательства. Его поражает юридическая анемия, основным пороком которой является отсутствие нормативности. При этом оно характеризуется следующими чертами:

    • Носит чрезвычайный характер.
    • Подавляющая часть принимается исполнительными органами власти в форме делегированного законодательства.
    • На основе революционного законодательства правовые отношения носят вертикальный характер, в наибольшей степени выражающий суть административно-правового регулирования со стороны государства.
    • Не имеет строгих временных границ не только окончания, но и начала его действия. Окончание действия законодательства революционного времени не может быть определено заранее. По мере стабилизации социально-экономической обстановки государство определяет целесообразность его частичной или полной отмены. Одновременно происходят изменения в структуре и полномочиях органов государственной власти. Постепенно создается правовой режим, характеризующийся отказом от временного (революционного) и переходом к обычному (постоянно действующему) законодательству.
    • В первую очередь, отражает интересы государства, а не личности и общества.
    • В завуалированной, а чаще всего открытой форме носит классовый характер.
    • В процессе реализации правоустановок понятие "революционная законность" нередко заменяется другим, еще более несправедливым - "революционная целесообразность".
    • Его содержание по принципиальным соображениям (ведь это революция) не характеризуется преемственностью с предшествующим революционному периоду прежним законодательством государства.
    • На начальном этапе не обладает системностью и последовательностью.
    • В общем массиве законодательства государства занимает доминирующее положение.
    • По характеру воздействия на общественные отношения большинство нормативных актов являются правоохранительными, т.е. рассчитаны на возможное правонарушение.
    • Изложенные в нем правовые предписания носят императивный характер по отношению к гражданам и организациям.
    • Основной формой реализации революционного законодательства является исполнение правовых предписаний государства и воздержание от совершения неправомерных действий под страхом (угрозой) суровой юридической ответственности.
    • Реализация процессуальных норм права предусматривает упрощенный характер и отличается многосубъектностью.
    • Полномочиями по определению мер уголовной ответственности наделяются не только суды, но и силовые (карательные) государственные структуры.

     Наиболее  точно и лапидарно сущность революций  выразил в афористичной форме французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что нищета порождает революцию, а революция - нищету.

     Эволюция3 - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью.

     Конвергенция4 - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - проявление эволюционной смены типа государства и прав. 

 

§2. Формационные и цивилизационные типологии государств.  

     Выделяют  два основных подхода к типологии  государства: формационный и цивилизационный.

     Формационный  подход выражает марксистское отношение  к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под  историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

     Для определения типа государства и  права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:

    1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство;
    2. Орудием какого класса оно является;
    3. Каково социальное назначение данного государства.

     Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

     Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства  охватываются единым понятием эксплуататорского  государства.

     В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.

     Рассматривая  формационный подход к типологии  государства в тесной связи с  марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.

Информация о работе Типология государств